Слово «суррогат» в русском языке всегда носило негативный оттенок  (суррогатный = некачественный, фальшивый, к примеру, алкоголь).

Но вот теперь, когда «звезды» шоу-бизнеса один за другим обзаводятся детьми с помощью суррогатных матерей, этот негативный оттенок постепенно исчезает. Коллеги по цеху спешат поздравить с экранов счастливых новоиспеченных «отцов» и «матерей», вольно или невольно формируя вокруг таких семей положительный ареол.

И сейчас, пожалуй, самое время напомнить, что Православная Церковь не поддерживает этого способа продолжения рода. Но об этом не знают даже многие из тех, кто считает себя православным. Моя мама искренне удивилась моим словам: «Да? Но ведь Пугачева – верующая. Она даже в церкви венчалась». Венчалась, правда, с другим мужем. Но сейчас не об этом.

Почему же Церковь против суррогатного материнства?

Некоторые вольные толкователи, даже из числа священнослужителей, сравнивают суррогатное материнство с проституцией. Да, аналогии прямые, и в одном, и в другом случае женщина за деньги торгует своим телом. Только первая при этом может прикрыться высокими идеалами – «подарить радость бездетным». И все-таки я бы не расценивала суррогатное материнство именно так. Даже в России уже известны случаи, когда женщины вынашивали чужих детей абсолютно бескорыстно – например мать для своей бесплодной дочери.

Ответ на вопрос о суррогатном материнстве содержится в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», авторы которой исходили из того, что высшей ценностью является жизнь человека и его душа, а главным принципом — завет Гиппократа: «не навреди». Последнее, в частности, означает, что медицинские процедуры не должны нарушать заповеди.

Согласно Основам социальной концепции Русской Православной Церкви, суррогатное материнство, то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка заказчикам, «противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе».

«Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности. «Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания», — подчеркивается в документе.

Между тем, Основы социальной концепции признают экстракорпоральное оплодотворения (ЭКО). Но с рядом оговорок. Абсолютно неприемлемыми признано создание и уничтожение «запасных» эмбрионов. Эффективность ЭКО невелика, так что в четырех случаях из пяти его приходится повторять. Вот почему для того, чтобы не подвергать женщин тем рискам, которые связаны с гормональной стимуляцией, в клиниках предлагают сразу создавать «запасные» эмбрионы и замораживать их на случай первой неудачи. Но если «подсадка» удалась, то такие  эмбрионы обречены на уничтожение, что недопустимо. «Основы…» не возражают против производства ЭКО, в котором участвуют только родители (никакой «третьей стороны», никаких экспериментов с выбором внешности и других параметров ребенка) и все эмбрионы имплантируются именно матери (а не суррогатной матери) ребенка.

Рождение детей – не единственная и даже не главная цель брака. В молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но наряду с «плодом чрева на пользу» супругам испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, «единомыслия душ и телес».

На днях глава отдела по церковной благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, комментируя отношение Церкви к процедуре ЭКО, заметил:

— Корень проблемы в том, что современные люди пытаются взять под контроль все стороны своей жизни и подчинить ее своим эгоистическим желаниям: если хочу ребенка, то пойду на все – на ЭКО, на суррогатное материнство… Не хочу – сделаю, чтоб ребенка не было: либо с помощью средств предохранения, либо с помощью аборта. Захочу – поменяю цвет кожи, захочу – изменю пол… Как будто жизнь человеческая – это товар в супермаркете: какую хочу, такую выбираю и за деньги покупаю.

— Но ведь ясно, что есть некий Божий промысел о человеке, и он узнается из обстоятельств нашей жизни. Нужно быть самим собой и принимать тот крест, который Бог нам дает. Посылает много детей – значит, надо их рожать, растить. Не дает детей – усынови сироту, ведь так много детей живет без родителей, без семьи, — добавил он.

Когда-то по телевидению показывали сюжет о русском православном священнике и его супруге, которые не смогли родить детей сами и усыновили. То ли 40 ребятишек, то ли больше — боюсь ошибиться. Сделали ли бы они это без Божией подсказки, выразившейся в бездетности?..

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.