Сейчас не принято хвалить Сибирь, не модно жить в Сибири, и подчас мы сами, коренные сибиряки, оказавшись, к примеру, в столице, не спешим сообщить и как бы стесняемся сказать, откуда мы родом. Сибирь стала вроде второго сорта. Сотни наших земляков ежегодно покидают эти суровые места в надежде обрести нечто лучшее,  и действительно обретают. Но есть и такие, которые  возвращаются обратно по неведомой тяге к родным местам, холодным снежным зимам, к людям с особым сибирским характером, к родной истории. История… Может быть в этом и есть вся причина, что мы плохо знаем историю, свои корни, поэтому и легко расстаемся с тем, что для нас не представляет должной ценности, что не выстрадала наша душа, не обрела важного знания о своей малой Родине, не ощутила внутреннего сокровенного смысла? В наше время — время культа материальных ценностей, комфорта, когда каждый с жадностью стремится стать «успешным» , и это смысл и цель жизни, как-то несовременно, неуверенно, грустно  звучит призыв изучать историю родного края.

А когда-то, кажется, мы гордились. Гордились бескрайними океанами таежных лесов, быстрыми реками, мужеством первостроителей, которые были смелыми героями для всей страны, и романтиками, как-то сразу горячо и искренне полюбившими эти края…Но были еще и первопроходцы, первые поселенцы сибирской земли, первые православные, несущие Свет Христов не только местному населению, но и самому месту, земле, которая становилась частью большой великой России, приобщалась к ней, и обретала святыни, без которых нет русского человека.

И ключевая роль здесь принадлежала Иркутской епархии, которая была основана в 1727 году. До первой половины XIX вв. она включала в себя огромную территорию от Прибайкалья до Тихого океана. Духовенство епархии принимало активное и непосредственное участие в хозяйственном освоении и культурном развитии Восточной Сибири.  И не случайно центральным городом епархии, его сердцем, стал Иркутск.

Несомненно, Иркутском можно любоваться: город, раскинувшийся с двух сторон Ангары, сохранил в себе много старины. Неширокие улицы, с часто встречающимися деревянными постройками, выглядят самобытно и  благородно, и каждый век оставляет на этих улочках свой след. И, конечно же, храмы с сияющими куполами, удивляющие своим многообразием: старинные и современные, белокаменные и расписные, деревянные…И у каждого своя история, связанная с городом, людьми, своя живая душа, своя тайна.

Вот уже триста лет украшает город белокаменная Спасская церковь — свидетель зарождения иркутского града. Для иркутян Спасская церковь — сердце города и зримый образ малой родины. Три века городской истории впитали в себя ее древние стены. Знаменательно, что в год своего 300-летнего юбилея, который иркутяне праздновали в 2006 году, в стенах Спаса вновь зазвучали праздничные молитвословия и верующие, как и прежде, заспешили на церковные службы в древнейший иркутский храм.

За два столетия в Спасской церкви служила целая плеяда сибирских иерархов. В 1720 году в соборном храме служил митрополит Тобольский Филофей (Лещинский). В память о служении Свт. Иннокентия (Кульчицкого) хранился указ от 27 августа 1727 года, извещающий о назначении Святителя епископом Иркутским и Нерчинским. Указ этот висел до революции в нижнем храме. Служил в Спасской церкви архиепископ Камчатский будущий митрополит Московский, ныне апостол Америки и Сибири Иннокентий (Вениаминов). В 1885 году состоялось сослужение трех преосвященных: Вениамина (Благонравова), Мелетия (Якимова) и епископа Камчатского Гурия.

Подлинным украшением Иркутска является Богоявленский собор. Этот храм весьма необычен внешне. Красочный и нарядный, он не похож на классические православные храмы. Фасад храма украшают настоящие картины, изображающие святых во весь рост. Кроме того, собор причудливо отделан изразцами и ярко раскрашен на манер лубочных картинок. Красота храма впечатляет гостей города. А история храма начинается почти с самого основания города. До освящения в 1894 году Казанского кафедрального собора, Богоявленский собор был главным храмом Иркутска. Именно здесь собирался народ в праздники и дни бедствия.

К середине 18-го столетия Иркутск стал настолько богатым городом, что по праву оспаривал у Тобольска звание сибирской столицы. В нем даже возникла местная архитектурная школа, разрабатывавшая одно из направлений сибирского барокко. А венцом, непревзойденным шедевром сибирского барокко стала Крестовоздвиженская церковь — одна из лучших (если не самая лучшая) церквей Сибири. Сейчас церковь красуется в центре города, а когда-то это место было началом дороги, ведущей на Байкал. Здесь, на склоне горы, был поставлен крест, отмечавший место постройки будущего женского монастыря. Монастырь построили в другом месте, а там где был крест, поставили деревянную церковь в честь Святой Троицы. Народ, однако, называл церковь Крестовоздвиженской или Крестовской и, в конце концов, это название решено было узаконить, храм был освящен в честь Воздвижения Креста и официально стал Крестовоздвиженским. Этот храм знаменателен еще тем, что в его стенах проводилось рукоположение в диаконы Ивана Вениаминова, будущего святителя Иннокентия Московского.

«На краю иркутских болот, у железнодорожных путей, под сенью сибирских кедров стоит Михаило-Архангельский храм. Говорят, его посещал последний российский государь, когда проезжал по Великому транснациональному пути» — любит рассказывать туристам современный настоятель храма отец Каллиник. Это единственный храм в Восточной Сибири, выполненный в деревянном зодчестве XIX века. А еще на территории храма находятся два целебных источника. Первый источник был открыт епископом Иннокентием еще в XVIII веке. И поэтому называется Иннокентьевским. В конце XX века над Иннокентевским источником была возведена часовня. Второй источник существовал давно, но после очистки его в 2002 году и проведения необходимых земляных работ, он стал доступен для всех. Этому источнику присвоено имя святителя Софрония, т.к. считается, что утерянные мощи Софрония находятся на территории храма.

Иркутский женский монастырь во имя Знамения Пресвятой Богородицы начал строиться по грамоте, данной в 1689 г. митрополитом Сибирским и Тобольском Павлом, в одной версте от Иркутского острога на правом берегу р. Ангары. В ХIХ веке Знаменский монастырь был мощным очагом духовной культуры. На территории монастыря находится некрополь. Здесь похоронили многих настоятельниц и монахинь монастыря. 20 июня 1795 г. похоронен основатель Российско-Американской компании Григорий Иванович Шелехов. Здесь похоронена жена декабриста Е.И. Трубецкая с детьми, декабристы Н. Панов, П. Муханов, В. Бечаснов.

Здесь же покаятся мощи второго иркутского епископа Иннокентия (Неруновича), скончавшегося в июне 1747 г. в братской Спасской пустыне. В 1960 г.в связи со строительством Братской ГЭС и планируемым затоплением территории Братской пустыни, они были перезапохоронены на иркутском Радищевском кладбище. А 14 октября 2001 г. мощи свт. Иннокентия (Неруновича) были перезахоронены у алтаря Казанского придела иркутского Знаменского собора. Ранее, в  1990 г. в обитель были перенесены мощи свт. Иннокентия (Кульчицкого). В соборе находится знаменитая чудотворная икона Божьей Матери «Знаменье», укрытая драгоценной ризой. Много чудесных историй связано с ней.

Михаило-Архангельская Харлампиевская церковь, как и большинство иркутских храмов, первоначально была деревянной. Она была выстроена на средства Емельяна Югова – мореплавателя и торговца – в 1738 году.

В народе Харлампиевский храм зачастую называли «морским». Величественная снаружи и благолепная внутри, Харлампиевская церковь ремонтировалась и украшалась за счет своих прихожан и жертвователей, среди которых были представители известных купеческих династий Хаминовых, Трапезниковых, Сибиряковых, Портновых, купеческие компании которых организовали ряд морских экспедиций на Камчатку, Алеутские, Курильские острова. Прихожанином церкви был и знаменитый мореплаватель Григорий Шелехов. Церковь была построена в «русском стиле морских открытий» и была связана с освоением русскими Америки и открытиями русских купцов-мореплавателей. Здесь благословляли моряков уходящих в морские экспедиции по дальнейшему освоению Сибири и русского Севера. Не случайно, 5 марта 1904 года, именно в Харлампиевском храме города Иркутска состоялось венчание потомственной дворянки Софьи Федоровны Омировой и 29-ти летнего лейтенанта флота Александра Васильевича Колчака, возвращавшегося из полярной экспедиции.

В сентябре 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Иркутск.  Святейший Владыка так отзывается о нашем крае:

«Сибирь имеет огромное значение для всей России. Сибирь богата не только своими полезными ископаемыми, своими землями, своими лесами, своими реками. Она богата своим народом, особым народом. Все те, кто живет здесь, так или иначе связаны с первопроходцами,…может быть, каждый имеет отношение к своим предшественникам, которые, не будучи географическими первопроходцами, тем не менее в какой-то момент отважились оставить места, где жили, условия, к которым привыкли, и пойти навстречу солнцу. Мы говорим об особом сибирском характере — именно потому, что сибиряки сформировались здесь, на этих огромных, богатых, но суровых просторах, как сообщество людей, способных преодолевать трудности, в чьих жилах течет кровь первопроходцев….И как важно, чтобы дух сибиряков не разрушился навязываемой нам сегодня психологией потребительства, отсутствием тех высоких идеалов и ценностей, которые и превращают группу людей, близких по крови, в народ, объединенный единой историей и языком, едиными духовно-нравственными ценностями и единой культурой».

«Сибирь и Дальний Восток более всех территорий России пострадали в годы безбожия. Но ведь именно эти территории сегодня являются основным ресурсом долгосрочного развития страны, и как важно сделать все для того, чтобы народная жизнь здесь процветала! Но этого не добиться без некоего подвига. Вот почему для Церкви так важно трудиться сегодня на этих бескрайних просторах …Многое сделано и в Иркутской епархии, и в других сибирских и дальневосточных епархиях, но очень многое нам еще предстоит сделать. В историческом масштабе мы сделали пока первый, маленький шаг… И дай Бог, чтобы у нашего народа были силы освоить эти земли, сделать то, что не сумели сделать предыдущие поколения. Вот тогда прирастет Россия — и материальной, и, несомненно, духовной мощью. И Церковь во всем этом историческом делании должна занимать особое место. У нее особая миссия, потому что без воспитания силы духа современный человек неспособен преодолеть искушения, во множестве обрушиваемые на его сознание, волю и чувства».

Хочется верить в то, что с Божией помощью, по крупиночкам прикасаясь к  истории своего края, погружаясь в святыни, которыми Господь наделил нашу землю, мы шаг за шагом будем продвигаться сквозь трудности и искушения, чтобы уже ни у кого не осталось никаких сомнений, что Сибирь – гордость России!

На Дни святителя Иннокентия Иркутского с 20 по 23 февраля 2013 года паломническая служба Братской епархии при ООО «Азария-тур» с благославения владыки Максимилиана готовит паломническую поездку в Иркутск. Желающих  принять участие со всеми вопросам просим обращаться:

Паломнический отдел  ООО  «АЗАРИЯ-тур»

г.Братск, ул.Мира 6 «Г»

тел. (3953) 28-28-12

e-mail: azaria.ru@gmail.com

Программа поездки

1 день (20.02.2013)

Прибытие в Иркутск. Встреча на вокзале. Расположение в гостинице. Обзорная экскурсия по городу с посещением Спасской церкви, Богоявленского собора, храма Казанской иконы Божией Матери, Крестовоздвиженского храма, Харлампиевской церкви. Посещение бывших Вознесенского и Князе-Владимирского монастырей, Успенской церкви.

2 день (21.02.2013)

Посещение Михайло-Архангельского храма (источники). Обед (в трапезной храма). Поездка в Знаменский монастырь. Всенощная служба в Знаменском женском монастыре. Возвращение в гостиницу .

3 день (22.02.2013)

Божественная литургия в Знаменском храме. Посещение Православной женской гимназии и Богородице-Владимирского храма. Обед (в трапезной гимназии). Выезд в Листвянку. Посещение музея «Тальцы». Байкальский музей. Посещение Свято-Никольской церкви. Ужин (в трапезной) . Ночевка в Листвянке.

4 день (23.02.2013)

Литургия в Свято-Никольской церкви. Обед (в трапезной). Пешая прогулка по Листвянке. Нерпинарий. Отправление в Иркутск. Посещение Николо-Иннокентьевского храма (недалеко от вокзала). Обратная дорога в Братск.

Cтоимость поездки 6200 руб. В нее включены: переезд Братск-Иркутск-Братск, транспортно-экскурсионное обслуживание, проживание в гостинице, 3 обеда и ужин.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.