За помощью, потому что, в жизни наступает момент, когда невозможно уже убеждать себя, что всё идёт по плану, и что ты со всем справишься.

За утешением, когда скорбь и боль так сильны, что голову поднять трудно, и уже нет просвета в будущем.

За здоровьем, когда слишком очевидно становится, что его может не хватить не то что на удовольствия, но уже и на саму жизнь.

За советом, когда сомнения одолевают настолько, что понимаешь: если что-то пойдёт не так, то во век себе не простишь.

За облегчением, когда собственная жизнь становится в тягость настолько, что хочется сбросить часть того гнёта, что давит душу.

А ещё за святой водой и чтобы освятить что-то из еды, опять же в надежде, что это будет полезно для слабеющего здоровья.

И всё это здесь есть, но всё это – неправильно, потому что всё это – следствие того потребительского подхода, который лежит в основе нашего отношения к окружающему мiру, к людям вокруг нас, даже к самым близким нашим. Это похоже на мужа, который ведёт себя как свободный человек, а вспоминает о жене только когда ему от неё что-то нужно; или на ребёнка, который «уже самостоятельный», если речь идёт о его обязанностях, которые он «не обязан» выполнять, но становится вежливым и обходительным, когда дело касается его потребностей; или на наркомана, который приходит к доктору «поправить здоровье», потому что уже не получает былого удовольствия от дозы, а только бы ломку снять… Такой подход я бы назвал расчётливым лукавством.

Но это расчетливое лукавство – только часть правды. Есть и другая сторона.

Почему мы приходим в храм?

Потому что надеемся получить помощь, совет, поддержку, облегчение. Потому что хочется верить, что они возможны, когда уже никакие обычные отношения, на которых построена наша жизнь, не срабатывают, а здесь могут быть иные силы, иные причинные связи, которые вдруг проявятся по благости Божией. А это значит, что нам нужно и хочется верить, что Бог благ и готов нам помочь. А это уже кое-что, хотя это только начало пути, только начало той правды, которую может обрести человек в Церкви.

А правда в том, что Бог благ настолько, что без Него мы не можем творить ничего, потому что Он и есть единственный Источник всех благ. Правда в том, что свет, радость и тепло в нашей жизни – только рядом с Ним. Он нужен нам как воздух: как бы ни было красиво и интересно на глубине морской, но надо всплывать за глотком воздуха, иначе – смерть, да и вообще жить мы можем только на берегу, а не на дне самого красивого кораллового архипелага. И если мы это познали, то приходим в храм, потому что здесь мы можем быть с Ним близки без страха и боли, без которых за пределами храма мы о Нём можем и не вспомнить никогда; быть близки как нигде и никогда больше.

И ответы на два вопроса – «почему?» и «зачем?» — сливаются в один совсем простой: чтобы быть с Ним. Оно само собой получается по Его совету: «не ищите что вам есть, или что пить, или во что одеться, ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф. 6: 31, 33; сравн. Лк 12: 29, 31). Это происходит, потому что цель («зачем») и средства (“как” и “почему”), которые мы постоянно или подменяем или путаем, или отделяем друг от друга, только в Боге сливаются воедино: «Я — путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан. 14: 6). То есть мы идём к Нему (потому что «Я и Отец одно») через Него же. «Почему» и «зачем» соединяются в Церкви, потому что Церковь есть «полнота Наполняющего все во всём» (Еф. 1:23). Вся полнота! — а мы в ней ищем ничтожных мелочей. В ней надо искать и обретать саму жизнь, а не «пищевые добавки».

Приходя в храм, вы получаете доступ к большему: вы можете войти в Церковь. Храм – это здание, Церковь – это Тело Господа Иисуса Христа.

Ищите в Церкви Бога. Ищите в Церкви свою жизнь. Ищите в Церкви своё счастье. Потому что всё это – в Боге, а Бог пребывает в Церкви. Перестаньте разменивать эту полноту на литры святой воды и освященные яблочки, яички, вербочки… Все эти предметы – только стрелки, указующие на Него. Нелепо восхищаться их эстетикой, вкусом, запахом. Подлинная красота Церкви – это Христос. Ищите Его, чтобы навсегда остаться с Ним, потому что Он и есть жизнь и счастье.

Протоиерей Андрей Скрынько

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.