Этот разговор – адаптация к взрослому читателю урока, проведенного с детьми в православной гимназии.
Я предлагаю Вам, уважаемый читатель, принять в этом разговоре деятельное участие, то есть взять в руки как минимум карандаш, а лучше – ручку и листок бумаги, чтобы выписать собственными руками и посмотреть собственными глазами и принять собственное решение. Потому что только то становится достоянием души, что мы произнесли сами, поняли сами и за что взяли на себя ответственность. Кто бы ни умничал в нашем присутствии для нас, это ничего не изменит, если не будет хотя бы самого простого участия: «да, это так», «я с этим согласен», «это и моя точка зрения», либо: «нет, это неверно», «с этим я не согласен», «с этим нельзя согласиться (потому что…)». («Потому что» я взял в скобки, так как оно означает осмысленную, аргументированную позицию, что практически невозможно для детей, с которыми проводился этот урок, и не так часто как хотелось бы встречается у взрослых). То есть я предлагаю Вам выразить очевидным образом свою жизненную позицию и принять за нее ответственность.
Правила ведения диалога таковы:
Я обозначаю нравственную или смысловую позицию (для удобства я их буду нумеровать). Вы выражаете свое отношение к этой позиции в виде принятия или непринятия. Эту позицию Вы обозначаете либо простым «+»/ «-» либо (что предпочтительнее), выписав на листок справа или слева (например, справа – то, что правильно, слева – то, что неверно на Ваш взгляд). В конце надо произвести подсчет и выбрать соответствующий этому подсчету результат.
Начнем с эпиграфа, который задает параметры нашей беседы.
«Блажен человек, … в чьем духе нет лукавства» (Пс. 31: 2)
«Да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5: 37)
«Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Иоан. 8: 34)
«Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: «не прелюбодействуй», сказал и: «не убий»; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона» (Иак. 2: 10 – 11).
Итак:
1. Качество человека познается по его действиям – или бездействию (пример: наблюдать беспомощность инвалида, не предлагая помощи – порочное бездействие, присутствовать при оскорблении святыни или другого человека и не помешать этому – преступное бездействие, отказаться подписать кляузу вместе с остальными, не имея возможности остановить их – бездействие, достойное поощрения).
2. Действия бывают телесные, бывают душевные (пример первых – физический труд и мускульное усилие любого рода; пример вторых – интеллектуальное усилие, подавление или проявление гнева, радости и т.д.).
3. Слово, сказанное или только произнесенное в уме, – действие.
4. Сказанное слово имеет два значения: то, которое имел в виду говорящий и то, которое воспринял слушающий.
5. Сказанное слово производит двоякое действие: то, которое совершается в душе говорящего и
6. Речь, язык существует для того, чтобы эти два значения и эти два действия совпадали. Только тогда возможна совместная жизнь и совместная деятельность. Иначе – Вавилон («Вавилон» — значит «смешение», там Господь произвел смешение языков; люди перестали понимать друг друга и поэтому не смогли закончить свой безбожный проект по строительству вавилонской башни до небес).
7. Приязнь – дружба (др.-русск. и других слав. яз). Образовано от прияти – любить, быть доброжелательным. См. приятель. (Краткий этимологический словарь, М., «Просвещение», 1971 г.)
«Матерный – пахабный, непристойно мерзкий» (Толковый словарь… В. Даля, М., 1880)
«Цинизм – бесстыдство, наглость, грубая откровенность; вызывающе-презрительное отношение к общепринятым нормам нравственности и морали» (Современный словарь иностранных слов, М., «Русский язык», 1992)
8. Знать о готовящемся преступлении и не предупредить – преступное бездействие. В особых случаях, предусмотренных уголовным кодексом, подлежит уголовному наказанию. В особых случаях это знание может послужить поводом к нарушению тайны исповеди: священник обязан донести о готовящемся преступлении против государства или чьей-то жизни.
9. Быть свидетелем греха и не остановить;
Стремиться в то место, где совершается грех, чтобы быть рядом и получать удовольствие от общения по поводу греха;
смеяться, когда издеваются над беспомощным;
смеяться, когда издеваются (глумятся) над матерью,
над Родиной,
над святыней,
над недостатком другого человека — Все это и есть цинизм
10. Испытывать приязнь к пахабному, к матерному слову, означает быть соучастником бесстыдства, мерзости.
11. Под этим номером я хочу сделать пояснение, чтоб не оставалось возможности думать что-то иное: каждый раз, когда мы смотрим по телевизору фильм о чужих блудных грехах; слушаем «изящных» юмористов, которые шутят «ниже пояса»; получаем удовольствие от сплетен из распущенной жизни «звезд»; соглашаемся с очередным «аналитиком», что «Россия – страна дураков», а народ – «пьянь и рвань», не способная к порядочной жизни и труду и многое еще другое, что я пока не стану здесь перечислять, ограничившись этими очевидными вещами, — мы становимся участниками национального унижения, издевательства над святыней, потому что для каждого порядочного человека его народ и его Родина – это святыни.
(Этот пункт можете принять как целое, можете раздробить на элементы и по каждому выразить свое мнение.)
12. Народ – множество людей, объединенных общим пониманием своего прошлого, общими взглядами в настоящем, единством целей в будущем, единой системой ценностей и набором одобряемых средств к достижению общих целей.
Возможно, этот пункт среди всех предыдущих окажется самым спорным, потому что я не привожу к нему ссылку на общепринятый источник. Это определение – результат переработки понятий «народ» и «нация», принятых в современной социологии. Это определение я даю детям на уроках обществознания в православной гимназии. Этим набором слов я хочу подчеркнуть значение единства целей и ценностей и объединяющей силы этих ценностей, выстраданных народом в веках. Выстраданных, потому что за эти ценности люди умирали, лишь бы только они оставались незыблемы и не поруганы, ради общих целей совершали невероятные подвиги и жертвы. Это и делало их народом.
13. «Свой – чужой» — деление, необходимое для возможности сплочения в народ.
«Свой» – тот, кто принимает ту же систему целей и ценностей, что и я.
«Чужой» – тот, кто не принимает эту систему.
«Враг» – тот, кто наносит оскорбление нашей системе.
Этот взгляд очень не толерантен и даже – страшно подумать! – не политкорректен. Здесь меня уже можно распинать за попытку ввести определенность там, где все как раз-таки стараются ни в коем случае не произносить категоричных (или хотя бы просто конкретных) высказываний. Но собственно, именно это и дает мне понять: кто свой, а кто чужой.
А теперь настало время подсчета. Из тех позиций, которые вы приняли, посчитайте только те, которые вы выдерживаете в своей повседневной жизни. Сравните с номером предыдущего пункта и, в зависимости от того, насколько меньше, ответьте на вопрос: кто же Вы для моего народа:
Свой? Чужой? Или вовсе враг?
А как Вы думаете, много ли нас вообще, своих друг другу и тем, кто создал в веках русский народ? И есть ли еще шанс стать вновь народом, и что для этого надо?
Кстати, как раз очень похожий вопрос мне и задали мои школьники в конце беседы.
В следующий раз я напишу то, что ответил им.
И дело вовсе не в том, что я точно знаю умный ответ на этот вопрос, а в том, что Вам, родителям этих школьников, следует знать, чему я учу Ваших детей. А то вдруг окажется, что я для Вас – совсем чужой.
Протоиерей Андрей Скрынько
директор православной гимназии,
духовный руководитель детской организации
Российских Юных Разведчиков (ОРЮР) в г. Братске
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: