В конце декабря в ТЮЗе состоялся концерт духовной музыки Иркутского епархиального мужского хора «Знаменье» под управлением главного регента Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры Владимира Горбика. Сам по себе этот вечер стал событием для многих ценителей духовной музыки. Но ещё важнее, что декабрьский концерт – не последний. У московского регента и Иркутской митрополии имеются совместные планы на будущее.

Владимир Горбик – главный регент Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, преподаватель Московской консерватории по классу «дирижирование», лауреат первой дирижёрской премии 19-го международного фестиваля в Польше. Многие музыкальные критики называют его продолжателем школы выдающегося русского композитора духовной музыки архимандрита Матфея Мормыля, который на протяжении 50 лет являлся главным регентом хора Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Похоже, именно эта оценка особенно дорога самому Владимиру Горбику.

– Хор отца Матфея уникален тем, что его невозможно слушать без слёз, – говорит Владимир Горбик, объясняя своё особое отношение к творчеству предшественника. – Эта музыка очень глубоко проникает в душу благодаря удивительной молитвенности пения. Я иногда своим музыкантам говорю: «Всё равно у вас как у хора отца Матфея не получится». Для профессионалов это такой вызов, от которого руки не опускаются, наоборот, всё сделаешь, чтобы этой планки достичь.

Воссоздание традиций церковного хорового пения – это актуальный вопрос для современной православной церкви. На самом деле существует прямая связь между качеством пения клироса и количеством прихожан в храме. Если человек приходит в храм и слышит немолитвенное пение, он рано или поздно уйдёт. Конечно, на какое-то время он может задержаться, например, из-за того, что ему нравится духовник, но потом всё равно уйдёт.

В связи с этим остро встаёт вопрос о поиске такого эталона, на который можно равняться и по образцу которого выстраивать собственный клирос. Митрополит Иркутский Вадим, например, с большим интересом отнёсся к возможности перенять старинную певческую традицию Свято-Троицкой Сергиевой лавры и благословил мужской епархиальный хор «Знаменье» и его руководителя отца Антония Смолина начать движение в эту сторону.

«Думайте, о чём вы поёте»

В Иркутске Владимир Горбик побывал уже дважды. В свой первый приезд известный регент давал мастер-класс для сводного хора Иркутской епархии. Тогда со всего региона съехалось более 80 регентов и певчих, чтобы поучаствовать в масштабном проекте. Было всего несколько дней напряжённых репетиций по 10–12 часов, результатом которых стали архиерейское богослужение в Тельме, концерты в городах области и выступление в Иркутском ТЮЗе.

В декабре Владимир Горбик приезжал для того, чтобы поработать с мужским епархиальным хором «Знаменье». Венцом этой работы и стал большой концерт в ТЮЗе. На нём прозвучали песнопения вечерней службы. В феврале, когда московский регент в очередной раз при­едет в Приангарье, слушателям будут представлены распевы, звучащие во время Божественной литургии.

– Вы сказали, что духовная музыка проникает в душу благодаря молитвенности пения. Как вы её добиваетесь? – интересуюсь у Владимира Горбика.

– Это очень сложное дело. Например, своим детям я объясняю, для чего в жизни нужна молитва и с чего нужно начать, чтобы она проникла в сердце. Этот же вопрос я сам много лет назад задал своему духовнику. Он ответил: сначала над словами молитвы нужно просто задуматься.

Мы знаем, что музыка проникает от сердца своего создателя к сердцу слушателя, минуя сознание. Таково удивительное свойство музыки, отличающее её от многих других видов искусств. Молитва – нечто совсем иное. Сначала нужно умом, как неким ключиком, проникнуть в таинственный мир молитвы. Нам ведь даже в голову не придёт пробежать глазами стихотворение и не вдуматься в его содержание. Так же и здесь. Как только ум в большей или меньшей степени постигнет смысл слов, молитва начнёт постепенно проникать в сердце, на уровень чувств. Вот эти процессы и называются молитвой. Постепенно, вдумываясь в слова молитвы, нужно подключать музыку. Я учу хор: по­стоянно думайте, о чём вы поёте.

– Для исполнителей есть разница, где петь: на клиросе или на сцене?

– У нас стоит задача везде петь так, словно ты стоишь в храме на клиросе. На земле нет такого места, где человек не мог бы молиться. Тем более можно молиться в зале. Нам, как исполнителям, должно быть одинаково интересно петь как в храме, так и в концертном зале. Главное – петь для людей. Именно к этому меня когда-то призывал мой духовник. А я стараюсь в этом отношении как можно меньше движений сердца предпринимать самостоятельно. Послушание – это такая замечательная вещь. Кто-то из афонских отцов сказал, что послушник – самый счастливый человек. Ему практически не надо думать о том, как спастись, а надо просто слушаться своего духовного отца.

Мы исполняем духовную музыку, то есть молимся, и в этот процесс вовлекается весь зал. Честно говоря, даже хлопать после этого не очень хочется. Кстати, аплодисменты во время концерта бывают достаточно жиденькие, и мы это воспринимаем как успех. Первые концерты мы вообще просили людей не хлопать между песнопениями. Но потом решили, что в этом случае возникает слишком большое напряжение в зале. Мы не против того, чтобы люди хлопали, но слушатели сами понимают, что после некоторых песнопений это не очень уместно. Зато потом, когда концерт закончен, возникает обычно такой взрыв эмоций.

– Публику иркутскую уже почувствовали?

– Здесь замечательная, удивительная публика, которая умеет

обеспечить глобальное внимание. В ноябре, например, в ТЮЗе зал был полон, а после концерта люди аплодировали с таким сердечным рвением, какое редко встретишь. Мне даже пришлось сказать, что мы очень устали и должны уходить со сцены, потому что люди готовы были слушать, слушать и слушать…

Владимир Горбик очень высоко оценил творческий потенциал Иркутской епархии в целом и хора «Знаменье» в частности. Хотя поначалу у него были определённые опасения. В общем, они понятны и оправданны для человека, который привык опираться на огромные исполнительские возможности столицы.

– Но я вижу лица людей, с которыми работает отец Антоний Смолин, – говорит Владимир Горбик. – Они все очень мотивированные, очень стремятся духовно исполнить церковные песнопения. Думаю, с течением времени станет понятно, насколько серьёзно они подвизаются в своём деле. В них есть подвижнический дух, который объединяет людей. Потенциал хора «Знаменье» я оцениваю очень высоко именно с профессиональной точки зрения. От концерта к концерту, от репетиции к репетиции у ребят идёт бурный рост.

– С Владимиром Горбиком очень интересно работать, потому что многие вещи он объясняет не только как музыкант, но и как верующий человек, – делится своими впечатлениями после мастер-класса руководитель хора «Знаменье» диакон Антоний Смолин. – Например, он может половину репетиции рассказывать, объяснять, давать какие-то образы. Как ни странно, это бывает гораздо эффективнее бесконечных прогонов. Горбик объясняет, чего хочет добиться, и человек осмысляет какие-то вещи, начинает их чувствовать, и благодаря этому качество звука меняется.

Консерватория с духовным уклоном

Музыкантом Владимир Горбик мечтал стать с детства. В Московской консерватории, где он получил основное музыкальное образование, по его собственному признанию, были замечательные учителя. Обучаясь на дирижёрско-хоровом отделении, параллельно поступил на оперно-симфоническое и закончил их оба. Композиции учился отдельно семь лет у профессора Романа Леденёва. На подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры попал 20 лет назад, ещё будучи студентом.

– Там был очень хороший регент, отец Феодосий Ушаков, которому сразу удалось мотивировать меня к церковному пению, – рассказывает Владимир Горбик. – Он меня представил настоятелю, которым был в то время владыка Лонгин, ставший потом и моим духовным руководителем. Началась наша совместная работа, фактически меня стали обучать церковному искусству. По сути, в Троице-Сергиевой лавре я закончил ещё одну консерваторию, но уже с духовным уклоном.

Однажды молодой Володя Горбик получил под своё управление непрофессиональный братский монашеский хор. Работали очень напряжённо, учась на собственных ошибках. Но кое-чего удалось достичь. После этого молодому регенту доверили руководить уже профессиональным хором Троице-Сергиевой лавры.

– Просто, чтобы проиллюстрировать, насколько серьёзно мною занимались на подворье, расскажу один случай, – продолжает Владимир Александрович. – Однажды мы исполнили одно песнопение на службе. После этого владыка Лонгин, тяжело вздыхая, сказал: «Володя, более бездарного исполнения я в жизни ещё не слышал. Пойдём, я тебе кое-что дам послушать». И включил для меня то же песнопение в исполнении хора отца Матфея Мормыля, потом – хора Комарова. Я послушал и был очень впечатлён. Через неделю мы исполнили то же самое песнопение, но уже иначе.

С того времени хор Свято-Троицкой Сергиевой лавры под руководством Владимира Горбика записал уже 12 дисков, которые разошлись по всему миру. Сегодня на подворье работает настоящая хоровая организация. Есть и мужской, и женский, и смешанный и детский хоры. По большим праздникам все эти хоры объединяются на клиросе, получается коллектив до 80 человек, которым и управляет Владимир Горбик.

Скайп в помощь

К счастью, чтобы быть учеником известного музыканта, уже не обязательно находиться в Москве. Некоторые из его студентов живут в других городах России и даже в США. Мастер-классы по скайпу уже стали привычным и необходимым делом для многих из них. Интернет полностью не заменяет живого общения, но всё равно помогает проделать огромную предварительную, черновую работу.

Например, репетиции с хором «Знаменье» начались за месяц до приезда Владимира Горбика в Иркутск. Ведь за четыре дня просто невозможно подготовить хор к серьёзному концерту.

– Фактически, когда я приезжаю, вся черновая работа уже проведена – разучена программа, расставлены точки над «i», мне остаётся только отшлифовать шероховатости, – говорит Владимир Александрович. – Некоторые из ребят ещё после первого мастер-класса вошли в число моих учеников как по дирижированию, так и по вокалу и занимаются со мной индивидуально. В наш век, чтобы не использовать возможности Интернета, нужно быть очень ленивым.

В России Владимир Горбик плотно работает с Екатеринбургской, Саратовской и Иркутской епархиями. Многие ниточки связывают музыканта с православными приходами США. Он уже объехал много штатов, побывал во всех трёх главных монастырях. Записано три диска в США с разными хорами, последний диск вышел буквально недели две назад. Создан новый Свято-Тихоновский хор, в который входят как профессионалы, имеющие музыкальное образование, так и непрофессионалы. Поют здесь на двух языках – церковно-славянском и английском.

– Владимир Александрович, а с православными американцами работать труднее? Сказывается разница в менталитетах?

– Труднее. Это не касается разницы в вере, потому что я общаюсь только с православными людьми. Но они все чуть-чуть расслаблены. Их довольно трудно призвать к дисциплине, трудно от них вообще что-то требовать. Ты немножко брови нахмуришь, они уже обижаются. Я думаю, сказывается влияние протестантизма. Хор – это своеобразная форма соборности, единства, иначе он не будет звучать. Но там люди ощущают себя не частью чего-то целого, а собранием отдельных личностей. К счастью, постепенно нам удаётся преодолеть этот эффект. С нашими ребятами всё по-другому, они понимают тебя с полуслова.

Елена Трифонова,

«Иркутский репортер», медиа-портал ВСП.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.