Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Поздравляю вас с праздником пророка Илии – нашим престольным праздником.

Вчера был день святого Серафима Саровского, сегодня – день пророка Илии. Внешне они, эти люди, очень различные, но суть у них одна. Илия пророк возревновал о Господе Вседержителе, то есть с ревностью верил, был настоящим воином, стоял за веру, защищал ее с мечом в руках. У Серафима Саровского само имя пламенно. Они оба связаны с пламенем.

Пророк Илия именно огнем обратил Израиль к истинной вере от лжи Вааловой. Вчера читались замечательные паремии, они очень длинные, пророческие. Там говорится, как жрецы Вааловы, которые увлекали народ израилев вслед за своими лживыми божествами, резались ножами, чтобы привести себя в неистовство перед жертвоприношением. Но все это был обман. Поэтому жертва оставалась нетронутой. Илия возложил 12 камней (по числу колен Израилевых), а дрова и жертву приказал поливать водой все больше и больше, так, что жертвенник наполнился. Тогда Илия воззвал Богу Вседержителю, чтобы Он засвидетельствовал истину веры. И огонь спал с неба и опалил и жертву, и камень, и воду. Все было сожжено. Это обращение, уничтожившее прелесть Ваала огнем, знаменует дух Илии пророка. Поэтому и когда пошел проповедовать Иоанн Предтеча, сказано, что он явился миру в духе силе Илии, то есть у него был такой же дух ревности по воле Вседержителя.

Еще более изумляемся, пожалуй, когда читаем о поразительной силе молитвы пророка. Молитва такая, как молитва преподобного Серафима Саровского, как молитва преподобного Сергия Радонежского. Преподобные Серафим и Сергий еще при жизни уподобились ангелам во плоти, их души полны были глубочайшей веры, полны чистейшей любви к Богу и людям. Они сияли верою, сияли любовью. Молитва есть важнейшее из всех дел человека-христианина. Все прочие дела его малы и ничтожны, совершенно ничтожны по сравнению с делом и трудом молитвы. Как засыхает всякое растение без воды в сухой почве, так засыхает и душа человека, если не питается молитвой. Ей тоже нужна пища и вода. Но вода особая, та вода живая, которую обещал Христос дать женщине-самарянке.

В Библии в 3-ей и 4-ой Книгах Царств мы читаем об изумительных деяниях святого пророка Илии и поражается ими ум наш. Мы изумляемся необыкновенной ревности его славе Божией и полному бесстрашию в деле насаждения веры среди народа языческого, а именно такой был тогда народ израильский. Изумляется ум наш, когда читаем о его необыкновенных чудесах. За свою пламенную ревность о славе Божией пророк Илия был взят на небо живым в огненной колеснице. Пророк Елисей стал свидетелем восхождения пророка Илии на небо и получил вместе с его упавшей милотью (то есть плащом) дар пророческого духа вдвое больше, чем имел пророк Илия.

Святой пророк Илия явится на Землю снова – таково древнее народное предание. Он будет предтечею второго пришествия Христа и во время проповеди примет телесную смерть. Со дня огненного вознесения на небо пророка Илии его почитание Церковью Христовой никогда не прерывалось. Русская Православная Церковь свято чтит пророка Илию. Первая церковь, построенная в Киеве при князе Игоре, была во имя пророка Илии. После крещения святая равноапостольная княгина Ольга построила храм пророка Илии у себя на родине.

Святой пророк Божий Илия, по словам сына Сирахова, был как вихрь, и слово его было как горящий светильник. Вихрь разрушает, смерчь сметает все на своем пути. И пророк Илия как вихрь уничтожает грех, беззакония, нечестие. Его слово как светильник озаряет ум и путь всем, ищущим спасения.

Итак, братья и сестры, нам нужно подражать святому пророку Илии в любви Богу и ревности по вере. Конечно, такой чистоты ума нам никогда не достигнуть и Илией мы не станем, но подражание добродетели уже является залогом нашего нравственного совершенствования и спасения.

Аминь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.