В октябре исполнился год с момента принятия решения Священным Синодом РПЦ о создании Братской епархии. О том, какие перемены это внесло в повседневную жизнь жителей северных районов Прибайкалья мы поговорили с епископом Братским и Усть-Илимским Максимиланом.

— На момент создания епархии в нее входили 34 священнослужителя и 55 церквей, часовен и молельных домов. Увеличение числа духовенства вы тогда обозначали одной из первых задач. Сегодня цифры изменились?

— Да. Только в Братске появилось трое новых священников. Еще в Усть-Илимске, Бодайбо, Усть-Куте, Рудногорске, Маме… Это и выпускники семинарий, и опытные священники, прибывшие из других епархий, и вновь рукоположенные. Тех, кто не имеет духовного образования, рукополагали с обязательным условием поступления в семинарию. Для Сибири, к сожалению, по-другому невозможно. Если сейчас делать ставку только на молодых, отправлять их учиться, а потом ждать вернутся они или нет – так и за 10 лет не укомплектуем епархию. Тем не менее семинаристы у нас есть. В том числе два очника.

— Храмов тоже становится больше: не так давно Вы освящали церкви в Усть-Куте, Усть-Илимском и Братском районе. Темпы устраивают? Или можно было построить больше?

Почти каждый населенный пункт рано или поздно просит построить храм (недавно из поселка Ручей звонили; в Бикее власти готовы передать нам пустующее здание). Но люди обычно не знают, чего просят. Не понимают, что это достаточно сложно, и дорого. И самое главное – совершенно не совпадает с их первоначальными воззрениями: что это изменить в их жизни. Думают, что это будет их вклад, который позволит решить все вопросы и внешние, и внутренние. И будут они жить счастливо. Почти всегда та масса людей, которая инициирует строительство и даже вкладывает в него средства постепенно отходят, когда начинаются богослужения. Понимают, что они не этого совсем искали, что Церковь им дает. Им нужно чтоб было куда прийти поклониться, помолиться, свечку поставить, покрестить, отпеть. А вести церковный образ жизни они не хотят. Но мы-то строим храм, чтобы люди спасали свою душу.

Конечно, потом все равно приход образуется. Проходит, правда, несколько лет, бывает даже до десяти, пока он достигает того количества, как было первоначально, желающих построить храм.

—  Сегодня в разных храмах епархии к вопросам крещения относятся по-разному: где-то обязательно посетить хотя бы два занятия, где-то этого не требуют. И те, у кого есть выбор, часто идут по пути наименьшего сопротивления. Выбирают храм, где не спросят, во что именно они верят, не попросят прочесть хотя бы одну молитву наизусть. Эта ситуация будет меняться?

— Обязательно. В Москве уже принято решение, что катехизация должны быть обязательна. К концу года, думаю, такие курсы будут организованы и на всех наших приходах.

Очень мало людей знают о своей вере правильную информацию. А хуже того, что и знать не хотят. Детей крестят, и их не воспитывают в вере. А наша задача – подвести людей к осмыслению предпринимаемого шага, через беседы достучаться до сердец. Притча о сеятеле говорит нам, что даже в лучшем случае лишь 25% принесут плоды (помните, одно зерно упало на дорогу, одно в камни, одно в тернии, и только одно на добрую почву). Но сеять мы должны всем. Вера – от слышания. А если человек даже считает, что Православие – это хорошо, Церковь – это хорошо, себя считает православным, но не имеет никакой системной информации, он не имеет возможности поверить. Потому что не соприкасается в жизни с первоисточником и с носителями этой веры.

— С образованием епархии жизнь поменялась, в первую очередь, наверное у священников?

— Мне есть с чем сравнить. Здесь, на севере, раньше священники могли сами выбирать, какому направлению уделить большее внимание. А у иркутских священников практически не бывает выходных. Там в порядке вещей: отслужил литургию, быстренько перекусил, потом четыре урока в гимназии, а затем еще вечерняя служба.

Вот к примеру Спасский храм Иркутска. В нем три священника служат. Ежедневно. Плюс у них православная гимназия, в которой есть домовый храм. Там богослужения каждый праздник и воскресенье. И из этих трех священников один – еще и директор гимназии, другой – настоятель храма в Шаманке (по воскресеньям там служит), третий — участник архиерейского хора и по воскресеньям зачастую уезжает с митрополитом. Как совместить все эти графики я до сих пор не могу понять. Но они умудряются.

Священнику нужно быть в трудах, иначе он деградирует. Нам нужно научиться беречь  время. Ценить минутки отдыха. Чтобы не дай Бог не закрался ропот, саможаление. Потому что дьявол всегда готов поискушать. Хотелось бы, чтобы мы этого избежали, чтобы каждый понимал: то, что епископ возлагает – возлагает Церковь и Господь.

Фото Геннадия Тараскова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.