Тропарь праздника, глас 7-й

Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху; да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

Якоже можаху – насколько они могли видеть. Присносущный – вечный.

 

Кондак, глас 7-й

На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

Перевод: Ты преобразился, Христе Боже, на горе, и ученики Твои созерцали славу Твою, насколько могли воспринять ее, чтобы, когда увидят Тебя распинаемым, уразумели, что страдание Твое добровольно, и проповедали миру, что Ты воистину Отчее сияние.

 

Слово на Преображение

Преображение – праздник света. Свет — начало жизни. Потому что «Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы» (1 Иоан. 1: 5), и потому что свет – начальная форма бытия материального мiра (ср.. Быт. 1: 3). И хотя в природе есть жизнь, которая скрывается от яркого света и пробуждается к ночи, она тоже зависит от солнечного света и тепла и уж тем более – от света божественного. А мы, люди, созданы для света. «Глаза светятся», «улыбка сияет», «светлая душа» говорим мы о человеке, в котором замечаем и хотим подчеркнуть необычное, но такое привлекательное для нас состояние души: особую жизнерадостность, доброту, отзывчивость. Эти качества души мы называем добродетелями, потому что они – признак духовной силы, творящей добро всякому ближнему без разбора и лицеприятия.

Праздник Преображения – великий праздник из числа двенадцати. Почему? Что такого великого и нового явило нам это событие, когда Иисус Христос «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17, 1–2)? Это событие подарило человечеству новую надежду. Для мiра, который «во зле лежит» (1 Иоан. 5: 19), в котором сила греха такова, что единственная возможность защитить человечество от распространения греховной заразы – смертная казнь для грешника, Преображение стало даром надежды, знаком и обещанием грядущих перемен: всё изменится, человек, и вместе с ним весь мiр, станет другим. Вместо страдания и страха в его жизнь войдут свет и радость, грех потеряет свою власть над человеком. И не так уж много надо от нас для того, чтобы это исполнилось: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте», — сказал Отец (Мф. 17: 5). Вот и всё. Надо только слушать Его и следовать Его слову в своей жизни, чтоб жизнь вышла из области неизбежных страданий и вступила в область света и радости.

У силы, совершающей это преображение, есть две составляющие: божественная и человеческая. Напоминанием и призывом к этому соединению является сложившийся в Православной Церкви обычай освящения плодов в праздник Преображения. Увы, сегодня неверно понимаемый и исполняемый христианами. Ошибка начинается уже с названия: молитва, читаемая в храмах в этот день, называется «молитва о приносящих начатки овощей», а не «на освящение овощей». То есть она не о плодах и не о даровании этим плодам особых целительных свойств, эта молитва о людях, которые приносят «Твоя от Твоих» (то есть Богу Богово), согласно Божьей заповеди. Плоды трудов наших – дар Божий, как и вообще всякое благо, но мы отделяем от потребного нам, которое получили своим трудом при содействии Бога, – Ему. И этот дар — залог единения и знак взаимной любви.

А Церковь, принимая участие в этой жертве благодарения, просит как раз об этой взаимности, чтобы нашим дарам «возложиться в Его сокровищах вечных», и в ответ «даровать нам вечных Его благ воздаяние». И ходатайство Церкви в такой ситуации приобретает особое значение, потому что вместо «выгодного обмена» (во что сегодня и превращается принесение фруктов и овощей, освятив которые, христиане вновь забирают их и уносят домой, чтобы там съесть с пользой для себя) это действительно превращается в дар, потому что человек сам ничего себе не просит, он просто делится с Богом своей радостью. А уже Церковь по-матерински любя дарителя и по праву невесты Получателя (невеста Христова –Церковь) просит: «не отпусти его тщетным, но даруй ему в ответ от Твоих благ вечных», тем самым помогая человеку избавиться от всякого меркантильного расчёта и сделать свой дар бескорыстным. Отличительная черта бескорыстности: не надо подарок забирать назад с собой. Он остаётся в храме на пользу служителям, содержание и пропитание которых вообще осуществляется от жертвы и приношений прихожан на храм. А эта любовь и бескорыстное раздаяние и становится для человека причиной «обильного восприятия мiрских Его благ». И если мы по невежеству либо эгоизму своему пожелали эти блага просто съесть за домашней трапезой, то и нечего удивляться, что больше ничего доброго в жизни не происходит: съели уже всё, «все блага мiрские» превратив в желудочную радость.

Так что, с праздником вас, братья и сёстры, и не ищите в Церкви ни желудочной радости, ни лекарства от разных телесных немощей – ни в виде святой воды, ни в виде освящённых плодов, — а ищите прежде всего Царства Божия и света Его, и это всё приложится к нему.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.