Все мы, верующие, и даже многие неверующие, одни чаще, другие реже, обращаемся к Богу с вопросами либо просьбами. Мы просим ответов, советов, помощи, утешения. Все эти случаи можно считать обращением к Богу и значит — вопросом к Нему. Разные ученые – психологи, социологи, культурологи, может и еще есть какие – исследуют: как строится человеческое общение. Почему вопрос задан именно так, насколько он изменит свое значение, смысловое наполнение при изменении формы, последовательности слов; какие оттенки отношения выражены в этой последовательности речи; какие неосознаваемые, но улавливаемые смыслы заключены в каждой речевой форме; как знание культуры народа помогает разгадать и прояснить эту скрытую содержательную часть. Я же, как священник, предлагаю рассмотреть одну евангельскую ситуацию и на ее примере размыслить о некоторых общих правилах общения с Богом.

«Спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» (Лк. 18: 18, 19). Прекрасный вопрос этого юноши, впору позавидовать: из множества благ, к которым устремлены сердца людей, он выбрал наилучшее для искания – вечную жизнь. Может быть, поэтому не остался безответен? Ведь наши вопрошания к Богу очень часто остаются, по-видимости, не услышанными. Но для чего Господь задал ему встречный вопрос? Ведь не отказаться же Он хотел от Своей благости и Своей Божественности: «зачем называешь благим, если знаешь, что благ только Бог,  я ведь не Бог». Нет, это мы сразу отбросим, поскольку знаем, что вопрос юноши адресован Господу, и что Господь пришел для того, чтобы мы все поверили и приняли Его как Бога. Значит, цель у Его вопроса другая: «ты называешь Меня благим из лести, или в самом деле слова Мои примешь как ответ Бога?» А вот здесь уже мы обнаруживаем очень важную сторону, имеющую отношение к каждому из нас:

Когда я иду в Церковь за помощью, за ответом или советом, действительно ли я верю, что получу ответ от Самого Бога? Или все-таки, это будет только священник? Причем, если даст «неправильный» ответ, то священник бестолковый, а если «правильный» (удобный), то – хороший. Что ж, действительно, священники бывают разные: есть более умные, есть менее; есть добрые, есть очень добрые, может даже встретиться грубый или очень занятый (попробуй, отличи иной раз). Но если мы верим, что Бог его избрал и поставил Себе служить, то знаем, что за плечами даже самого невыспавшегося (чтобы не называть злым) священника стоит Тот же Самый – Всеблагой и милосердный, любящий Бог. И именно к Нему мой вопрос, и именно Его ответ старается донести до меня батюшка в меру сил. Каких сил? Чьих сил? – его самого (батюшки) силы веры и еще благодати – Божией силы, подаваемой священнику, чтобы он мог делать то, что не могут обычно люди. Ведь в этом сочетании сил как раз и заключена тайна священства, и наша православность подразумевает веру в эту тайну священства, равно как и в тайну Святого Причастия или Крещения. Поэтому общение с Богом имеет результат, зависящий от качества веры: если верю, что священство установлено Богом для пользы людей, что священник Бога боится и старается быть перед ним честным, как никакой другой человек перед своим начальником, что ничего в храме – доме Божием – не может происходить без ведома и вопреки Богу, то сказанные Им слова «иди, вера твоя спасет тебя»,  «блажен ты…, ибо не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах» (Мф. 16: 17) – сказаны мне. Если же нет веры, то про меня другие слова: «и не совершил там многих чудес по неверию их» (Мф. 13: 58). Вот по этой причине и остаются наши многие вопросы к Богу без ответа: не хватает веры принять их, поэтому лучше нам не получать ответа, чтобы, получив, не стать богоотступниками.

После же этих упреждающих слов, Господь произносит первые слова ответа: «Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19: 17 – 19). Или, проще сказать, «если хочешь достичь жизни вечной, проживи правильно эту жизнь, земную». «Правильно» значит «согласно установленным правилам». Устанавливает правила жизни Тот, Кто сотворил саму жизнь. И среди этих правил есть и такое: «верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?» (Лк. 16: 10 – 12). И вот прошу я у Бога умения любить всех по-христиански, но Он в ответ спрашивает: «я дал тебе мужа (жену), но он оказался для тебя недостаточно хорош; я послал тебе сына, а ты его не принял(а). Если это малое ты не можешь любить, как ты просишь любви большой?»

Мы отдали еще не заработанные деньги в оплату кредитов на такую нужную через 10 лет, когда дети подрастут, квартиру, или за возможность жить в новой квартире с комфортом сейчас, а на обед ребенку в школу или на чаепитие для него с классом у нас денег не хватает, и мы устраиваем в школе скандал: что они там такие бесчеловечные!

Мы услышали слово, показавшееся нам обидным, и перестали с человеком здороваться, но приходим к Богу и просимся в Его Царство. А представьте себе Царство Божие, в котором один человек надменно отворачивается от другого – мы хотим такого Царства? Или мы просто хотим, чтоб Господь не пустил в него того обидчика? Но если нам разрешить определять, кого пускать, а кого не пускать в царство Божие, я точно знаю, кого там не окажется: Бога.

Так что, еще и поэтому наши просьбы часто остаются без ответа: не исполнив малого, мы просим о большем; не сдав экзамен за начальную школу, мы требуем допустить нас до выпускного экзамена; не научившись любить даже самих себя и самых близких нам людей, мы ищем любви совершенной к Богу и другим людям — и не находим.

Но вот этот юноша, не чета большинству из нас, на сказанные слова просто отвечает: «все это сохранил я от юности моей. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного не достает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, следуй за Мною» (Лк. 18: 21, 22).

Когда малое исполнено, можно говорить о большем. И Господь открывает ему путь к большему совершенству: то, что имеешь, перестань считать принадлежащим тебе. Если хочешь быть по-настоящему свободным, откажись от той свободы, которую дает тебе твое богатство; если хочешь любви совершенной, отдай себя в зависимость Тому, Кого любишь; если тебе нужен Бог, откажись от своей самодостаточности.

Так ли мы приближаемся к Богу? Я вижу иное: мы стремимся быть от Него максимально независимыми; мы ищем не славы Божией, а самореализации; мы не хотим, чтоб завтрашний день зависел хотя бы от кого-то, даже от Него, но только от нас, поэтому планируем, строим, занимаем, снова планируем, снова занимаем и в этой круговерти не оставляем места явить Богу Свою заботу о нас – у нас все схвачено, за следующим витком хитроумных планов наступит, наконец, долгожданное благоденствие… Но оно снова не наступает, и мы приходим тогда к Нему, и требуем, чтоб он помог нам распутать клубок, который запутали без Него, вопреки Ему. И удивляемся: почему не помогает? И возмущаемся: где Он был, когда на меня обрушились эти беды?.. Если я свернул с дороги, не обращая внимания на знаки, глупо обвинять дорожников, что за полотном – овраг или пропасть.

Если я хочу научиться любви совершенной, то должен быть готов подчиняться. Ребенок, чтоб его любовь к родителям была настоящей, должен быть им послушен. Потому что эгоизм не допустит любви, он занят только собой. Родители, если хотят научить ребенка любви, должны научить его в первую очередь послушанию. С другой стороны, если родители сами хотят любить своего ребенка любовью совершенной, они не должны относиться к нему как к своей собственности, но как к дару Божьему, данному на сохранение; как к тем талантам, которые, Он ждет, мы приумножим, чтобы вернуть Ему (см. Мф. 25: 14 – 30, Мф. 24: 45 – 51). Если ты хочешь, чтобы между тобой и мужем была любовь настоящая, научись ему подчиняться, ведь это его Господь поставил главой семьи, перестань постоянно требовать от него подчиняться твоим капризам, выполнять твои цели, жить твоей жизнью. А если ты муж, и в голове твоей очень правильные идеи, которым ты подчиняешь свою жизнь, то должен помнить, что жена – это сердце. А в сердце хотя и та же кровь, что поступает в голову, но живет оно не теми мыслями, что в голове, а теми чувствами, которые голове часто вовсе не доступны, и этим чувствам тоже надо уметь подчиняться.

Если ты хочешь, чтоб твоя любовь к своему Отечеству была совершенной, надо уметь подчинять свою жизнь его благу. Страну ведет ко благу ее правитель. И чтобы любить Родину, надо подчиниться правителю, даже если он недостаточно хорош. Ведь и ты – не совершенный отец, а хочешь, чтоб сын тебе подчинялся. А если не хочешь, чтоб подчинялся, то не жалуйся, что в семье кавардак, и не возмущайся, что в стране бардак…

Если сказанного не достаточно, чтобы согласиться с этой правдой, то приведу еще один аргумент: почему я знаю, что прав? Потому что враги наши именно этого добиваются: чтоб дети не слушались родителей, чтоб мужья не любили своих жен, чтоб жены не подчинялись своим мужьям, чтоб народ не верил своим правителям, чтоб интересы Отечества были для нас на последнем месте, а еще лучше – чтоб мы о них никакого представления не имели; чтоб нам не оставалось ни времени, ни средств на общественную жизнь, чтобы мы свою жизнь распылили в кредиты ради личного благополучия. И когда мы поймем, что не будет личного благополучия в стране, в которой некому трудиться ради ее блага, будет слишком поздно, потому что в развалившейся стране просто ничего уже не может быть.

Кажется, что я опять закончил пессимистично, но это не так. Я просто объясняю вам урок Божий: чтоб этого не произошло, нам нужно:

Научиться задавать Богу правильные вопросы

Выслушивать ответы

Исполнять сказанное.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.