В предпоследний день ушедшего года братский рейс благополучно совершил посадку в столичном аэропорту «Внуково». В числе прочих пассажиров, спешащих встретить Новый год с родственниками и друзьями в Москве, по трапу спустилась небольшая стайка девчонок 5-6 класса и две обычных учительницы из Православной гимназии Братска. В первый день школьных каникул девочки прилетели сюда, чтобы… учиться!

Учитель – профессия беспокойная и творческая. Каждый учительский день – это жизнь в миниатюре. Еще бы, ведь учительским рукам Господь доверил будущее – наших детей.

Каждый день – это поиск: что нового и интересного мы откроем с детьми? Чему научимся? Как лучше подать материал, чтобы увидеть искры интереса и понимания в глазах каждого ученика?

Возможно, в минуту таких поисков и раздумий учитель русского языка гимназии Юлия Юрьевна Иванова, путешествуя по бескрайним просторам Интернета, обнаружила информацию о школе известного еще в 70-е годы ХХ столетия педагога–новатора Виктора Федоровича Шаталова. Интересные методические находки, видеофрагменты уроков… Очень скоро мы вместе неизлечимо заболели идеей увидеть все своими глазами и, конечно же, привезти в эту школу наших детей.

И вот позади страхи и сомнения о нужности и пользе подобного предприятия, волнения родителей, ожидания детей… Мы в Москве!

Москва – сердце Святой Руси. Соборы, храмы, монастыри… Как бы ни расписаны были твои дела, но, попадая в Москву, ты с Божией помощью стремишься не только завершить задуманное, но и побывать там, где святой молитвой многих поколений дышат сами стены, где обилие святых и мощей сбрасывает с тебя шелуху загнанной жизни… И в этот приезд, конечно, радость, что ты идешь в гости к Богу, переполняла нас: и взрослых, и детей. Расстрельный Бутовский полигон – место скорби, недоумения, покаяния, надежды, что подобное зверство больше не повторится, и радость торжества веры и Духа в любых, самых невыносимых обстоятельствах жизни. Это потрясший детей своим великолепием и неземным величием Храм Христа Спасителя с его святынями, среди которых частица ризы Господа нашего и гвоздь, содержащий в себе частицы гвоздя, которым был прибит на Крест Спаситель, и частица ризы Богоматери, и множество мощей и удивительных икон. Больше всего потрясла девочек икона Страшного Суда в нижнем приделе храма. Это и тихий храм на Маросейке с благодатными мощами св.прав.Алексия Мечева, куда мы возвращались несколько раз, и «открытый» здесь нами впервые женский монастырь св.Иоанна Предтечи с его чудотворной иконой и обручем – место, где мы забыли и о времени, и о себе, и обо всем на свете… Рядышком стоящий великолепный храм св.князя Владимира, Крестившего Русь, храм Георгия Победоносца, Зачатьевский монастырь с его чудотворными иконами и мощами, среди которых частица мощей св.Лазаря Четверодневного. Ильинский храм, где находится первообраз иконы Христа в белом хитоне, написанный священномучеником Серафимом Чичаговым, расстрелянным в Бутово. Покровский монастырь с мощами блаженной Матронушки, а совсем рядом с местом учебы – необычный Православный храм св.Мартина Исповедника, где хранятся частица мощей матушки Матронушки и ее погребальная срачица – будто недавно купленная и выглаженная.

Это удивительно добрые люди, которые встречались нам в храмах, монастырях, метро и в школе… Москва будто искупала нас в обилии своей благодати, любви и добра в этой поездке.

…И все-таки мы еще и учились! Коллектив Школы Шаталова также принял нас, сибиряков, на редкость радушно. Дети в течение семи дней учились по 4 часа: 2 часа – русский язык и 2 часа – математика, охватив за этот период программный материал 5-6 классов. Ни перегруза, ни недовольства своей жизнью и «потерянными» каникулами нам наблюдать не пришлось.

Методика Шаталова известна уже в течение нескольких десятилетий и дает высокие и прочные результаты. Она опирается, прежде всего, на механизм понимания учеником изучаемого материала, его комплексного восприятия в своей целостности; опережающее обучение; на опорные схемы-сигналы, отражающие смысл, композиционный центр и целостную структуру учебной темы; на многократное повторение материала в разных формах, что облегчает процесс обучения для учеников с самыми разными способностями. Отличный от школьного принцип изучения учебного материала помогает детям не испытывать страха перед неудачей и – «научиться учиться» не для мамы с папой, не для учителя, не для отличной оценки, а для радости: я понял! Я смог! У меня получается!

Эта радость окрыляет не только детей, но и педагогов. Повторяя дома с детьми изученное на занятиях, мы с огромным удовольствием, с творческим огоньком, учась друг у друга интересным находкам, строили наш дом прочных знаний – не на зыбком песке интуиции или недопонимания, угадывания, а на камне целостного о нем представления, неформального творческого подхода и радости понимания.

Не будем утомлять читателей сложными педагогическими терминами и научным пояснением механизма работы методики Шаталова. При кажущейся простоте работа по ней требует максимальной отдачи педагога и внимания к ребенку. И именно на него – на каждого: способного и не очень – она направлена, чтобы радость понимания, радость учебы была доступна каждому.

Наши дети вернулись домой и с радостью ходят на уроки. В портфелях – конспекты, привезенные из Москвы. Девочкам хочется сохранить то ощущение полета, укрепляющихся крылышек, желания лететь дальше и выше, больше увидеть и узнать. А мы, учителя, заболели новой идеей: а почему бы на весенних каникулах не провести короткий учебный лагерь для желающих победить самые трудные темы по русскому языку (н и нн в разных частях речи, слитное и раздельное написание не с разными частями речи, о и е после шипящих, причастный оборот) по методике Шаталова? Очень хочется, чтобы каждый, даже пока неуклюжий наш птенчик, научился летать и понял, как это здорово!

Если есть желающие, кто не боится попробовать с Божией помощью воплотить в жизнь эту идею с нами – мы ждем вас!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.