Третья часть.  «Мой народ спасётся тем, что в нём нет ненависти»

Прочитав первый раз Библейское повествование о сотворении мира, я была удивлена тем, что у человека, есть особое предназначение — владычествовать в этом мире. Моё примитивное сознание  владело только одним синонимом этого слова — обладать. С плакатов смотрел на нас человек — царь природы, которому всё подвластно, а значит всё можно. Вот что, мы воспитанники советской школы уяснили о жизни царей – «Спи, отдыхай», — остальное за тебя сделают другие.

Как оказалось, в библейском контексте владычество этот дар ответственности, сохранения, неусыпного внимания и трудничества. Человек сотворён по образу Божьему, ему дана способность к разумению, творчеству, созиданию. Господь определил всем людям одинаковую судьбу — возрасти в полный земной возраст, чтобы приобрести  вечность.

Мир остаётся творением Божьим. Непослушание людей затмило его первозданную чистоту, но  возделывая землю, собирая плоды, приобщаясь к любому деланию,  мы открываем для себя безграничную  щедрость Творца.

Людям, которые становятся художниками, дано видеть то, что другие не замечают.  Обладающие этим даром умеют вглядываться в любые мелочи, способны восхищаться тем, мимо чего другие проходят. Прорисовывая травинки, листики, веточки, вглядываясь в лица и натуры людей, художники   начинают замечать существующие в мире связи. Это приводит их к признанию той Великой Силы, из Которой проистекает всё мироздание. Когда человек, обнаруживает в себе задатки творчества, он может пойти двумя путями.

Один из них – обольщенье, любование собой и своими достижениями приводит к оскуднению души и извращению таланта — к использованию дара Божьего не по назначению. Такой путь заканчивается плачевно – человек отрывается от источника, а значит, обрекает себя на агонию.

Другой путь освещается искрой восхищения, которая воспламеняет в сердце  благодарность. Эти два свойства сливаются в  великую силу души, которую мы называем благоговением. Только в таком состоянии человек способен слышать волю Создателя, а значит, может стать её проводником.

По этой причине настоящее творчество всегда правдиво, а значит не на руку лжецам. И «чтобы лжецы не думали, что никто не замечает их лжи», Господь приводит в мир тех, кто берёт на себя обязанность служить Истине.

Когда мир перестаёт слышать пророков, когда под сомнение ставится само существование Творца, когда поруганы и разрушены святыни, Истина продолжает звучать. Мы можем услышать Её и в сказке, которая из детской забавы вырастает в грозное обличение, и в трогательном звуке свирели, ставшем лейтмотивом  симфонии, и в надмирном полёте рифмы провинциального поэта. Неисповедимыми путями ведёт  нас Создатель по дороге, ведущей к Отчему дому.

На этих путях каждый человек останавливается перед распутьем, перед таинственным вопросом  о существующей в человеческой природе двойственности.

Как совмещается в человеке образ Божий и немощь духовная? Пожалуй, только в православной аскетике эта немощь видится тем неизбежным бременем, тем удерживающим нас якорем, который не даёт человеку окончательно отпасть от Небесного Отца. Как у младенца сила появляется не сама по себе, а от силы любящих его родителей, так и для нас было бы безумием отказаться от Создателя.

Именно это духовное повреждение являют собой гордыня и невежество. Эти два качества имеют способность, прорастая одно в другое,  порождать чудовищ, претендующих на власть над миром и человеком. Чаще всего они лежат в истоках всех расколов и войн.

Загадочное  евангельское повествование о том, что сила рождается в немощи, часто не даёт покоя людям привыкшим надеяться только на себя. Человеку, осознавшему себя творением Божиим, становится понятно, к какому источнику следует прибегать и он уже не ищет себе других путей и других средств.

Слово «воспитание» не случайно восходит своими корнями к слову «питать». Образ Божий заложенный в нас добрым семенем, не может не стремиться к свету, укрепляемый Святыми Таинствами.

Пути неведомые

Митрополит Никозский  и Цхинвальский  Исаия (в миру Зураб Чантурия) по светскому образованию — кинематографист. Его документальный фильм «Благодарение» получил награду на XI Международном фестивале православных кино- и телепрограмм «Радонеж» в Москве в 2006 году. Это очень личная история о грузинской деревне, в которой умирает мать автора. О жизни с благодарением и о смерти с благодарением. Как отметила кинокритик Татьяна Иенсен, «этот фильм не только отвечает нашим представлениям о Православии, но и сделан очень профессионально, в лучших традициях грузинского кино». Этот фильм занял призовое место и на II Международном Сретенском Православном Кинофестивале «Встреча», а так же получил диплом на Международном кинофестивале «Покров» в Киеве.

Зураб Чантурия родился в 1961 году в грузинском городе Цаленджиха. Любовь к рисованию привела его в Тбилисский театральный университет, где он стал учиться искусству анимации. Слово «анимация» переводится как «одушевление», и происходит от латинского понятия «душа». Те, кто связал свою жизнь с созданием мультфильмов, люди необычные. Они чем-то напоминают затворников – работают в помещениях, куда не попадает дневной свет, могут не есть, не спать, когда что-то не получается, к своему делу относятся ревностно, даже можно сказать мистически. Но, есть самое главное, то, что отличает их от всех других. Аниматоры это взрослые люди с детской душой и трепетным сердцем.

В нашей жизни не бывает ничего  случайного. Давно уже замечено, мудрыми людьми, что настоящее есть тень будущего. Ещё, будучи студентом, Зурабу пришлось взять на себя дело по сбору подписей для создания православной общины, без наличия которой невозможно было начать восстановление храма. Стоит ли напоминать о том, что  это значило для молодого человека в то время.

В 1993 году Зураб  принимает монашеский постриг с именем Исаии. Как в нём неведомыми для нас путями, созрела решимость встать на путь служения? Отвечая на наши расспросы, Владыка был немногословен. Особенно запомнились просто и тихо сказанные слова: «Я понял, что именно на этом поприще  смогу принести наибольшую пользу».

В 1995 году он становится епископом Никозским и Цхинвальским. Никозская епархия одна из самых древнейших в Грузии. Здание монастырского храма признано памятником архитектуры, которое охраняется государством. Оно было построено в пятом веке.

Когда епископ приехал в монастырь, тот находился  в запустении. Каменные плиты пола  выломаны, ограда разрушена, в купольной части не были вставлены окна, во время дождей в алтарь затекала вода. Зимой внутрь здания снега наметало больше, чем на улице.  Долгое время жили в одолженном, недостроенном домике.

Владыка сам начал  ремонтировать храм. Из местных жителей долго никто не помогал. Но потом как-то разом пришли и стали вместе строить монастырскую стену, а затем и восстанавливать дворец епископа.

Дворец епископа это простое  двухэтажное здание, сложенное из больших камней. Старинная постройка с узкими окнами, каменным дымоходом, идущим по внешней стене, напоминает небольшую крепость.

Наши кинопросмотры и встречи проходили на первом этаже, который служит  концертным залом  не только во время кинофестивалей, но и для жителей села Никози. На просто побеленных стенах располагается выставка замечательного грузинского художника — Ливана  Кхаранаули.

А ещё здесь стоит самый настоящий рояль, на котором играют дети, учащиеся школы искусств, которая  действует при монастыре. Эта школа была основана в 2009 году.

Дети поют, танцуют, занимаются анимацией, рисованием, овладевают искусством теневого театра. Большую часть второго этажа занимает анимационная студия. На этом же этаже расположена и небольшая келья митрополита Исаии.

Дети школы искусств вместе с известными аниматорами М.Акбашевым и А. Петровым работают над фильмом для Третьего Анимационного Фестиваля в селе Никози.

Разрушение

В августе 2008 года село Никози подверглось бомбёжке с воздуха. Бомбили весь день. На территорию монастыря было сброшено 32 бомбы. Было прямое попадание в дворец епископа. Владыка со священником, послушником и монахинями задержались в трапезной и поэтому  чудом остались живы. Взрывы, огонь, дым. Чтобы убедиться, все ли живы, выкрикивали имена. Когда дым рассеялся, стала видна страшная картина. Дворец епископа горит. Обугленные деревья, исковерканное  железо, монастырские здания превращены в руины.

Рядом стоящие дома селян тоже в огне. Четырнадцать лет восстанавливали монастырь и вот в одну минуту всё уничтожено. Погиб и анимационный станок, который подарили Владыке друзья.

Как нам рассказали в Никози, бомбы были сброшены с российских самолётов…  Трудно было поверить  в это, трудно было смотреть в глаза тем, кто встречал нас с таким радушием, с кем мы вместе молились на литургии.

Владыка говорит: «Мой народ спасётся тем, что в нём нет ненависти«.

Я смотрю фотографии тех августовских дней. Разбитые танки, разрушенные мосты, трупы на улицах городов. Перекошенные болью и ненавистью лица грузин, осетин, русских, вольных и невольных участников этих дней, получивших название — война. И понимаю, что слова Владыки это молитва, это единственно возможное к применению оружие, способное противостоять тому разрушению, в которое втянуты три народа, споткнувшиеся о камень при дороге. «Налево пойдёшь — всё потеряешь», напоминает нам старая добрая сказка. Забыв о братстве, и о главном своём пути,  разошлись в разные стороны воины Христовы.

Стоять бы этим народам — богатырям в одном строю, а не плясать под дудку чародеев, погубивших своими баснями не один простодушный народ. Великая была бы сила!

Жизнь после войны

Прошло четыре года. На территории монастыря неискушённый глаз не обнаружит никаких следов разрухи. Еще не совсем достроен монастырский корпус, но нас принимали уже в новой трапезной.

Грузинскому гостеприимству нет предела. Здесь ни одна трапеза не обходится без удивительных тостов, добрых слов. Владыка замечает всех, всех помнит, старается не обойти никого своим вниманием  И, конечно, грузинское застолье, не мыслимо без мужского пения. Об этом явлении стоит говорить отдельно, но как можно рассказать о том, что льётся прямо из души и заставляет трепетать сердце.

Нам посчастливилось присутствовать на концерте самого знаменитого мужского хора Грузии, который проходил в Церовани, в поселении беженцев, построенном при помощи  Евросоюза и США. Проезжая по дороге мы не раз видели эти абсолютно одинаковые дома, расположенные на совершенно одинаковых улицах. Три тысячи домов, в которых есть свет, отопление, газ. В посёлке есть школа, столовая, медицинский пункт. Слава Богу, что люди, вынужденные стать беженцами, не остались под открытым небом. На концерт в  школьном зале собрались жители посёлка, те, кого мы не сговариваясь, стали называть изгнанниками, ведь не по своей воле они покинули  родные места. Несмотря на доброжелательность собравшихся, мы все испытали чувство какой-то неловкости, беспомощности, вины, от которого не избавились до сегодняшнего дня. Чем помочь этим людям, которые оказались втянуты в то, что называется «последствиями войны».

Грузинский хор Ачисхати  получил своё название от названия древнего храма, который находится в Тбилиси. Певчие хора уже многие годы принимают участие в богослужениях в воскресные и праздничные  дни.

Этот коллектив снискал заслуженную славу и у себя в Грузии, и за рубежом. Европейская пресса пишет о нём только в превосходной степени. Руководимый выдающимся собирателем древних песнопений, Давидом Шуглиашвили, хор объездил полмира, исполняя знаменитые застольные, ритуальные, молитвенные песнопения. Двенадцать участников хора виртуозно владеют старинными музыкальными инструментами.

Уникальность грузинской  полифонии стала нам понятна с самых первых звуков. В гурийских, мегрельских, имертинских, кахетинских песнях зазвучала вся природа Грузии: ветер в горах, гремящие реки и журчащие ручейки, полёт орла над долиной, шум камнепада и  всё это с удивительной искренностью и непосредственностью  передаёт  человеческий голос! Чтобы так петь, надо иметь мужественное сердце и чуткую душу.

Это пение пробудило в нас какие-то древние, глубоко скрытые, но объединяющие всех людей корни. В этом явлении присутствует та жизненная, огненная сила, которой одарил  людей Создатель. Эта встреча вселила в нас уверенность в том, что возрождение национальных песенных традиций  несёт в себе особое значение для самоопределения современной Грузии.

Гости фестиваля

Не скроем, того что мы ехали на  фестиваль анимационных фильмов с радостью. Кто же из нас не любит мультфильмы? Этот жанр кинематографа возвращает нас в незабываемые дни детства. Герои мультфильмов стали нашими друзьями, частью нашей жизни.

Глядя на ожившие чудесные картинки, мы не задумываемся о том, что создавать мультфильмы очень не просто. Это кропотливое дело требует от создателей полной отдачи и занимает огромное количество времени. У режиссера, снимающий мультфильм,  нет актёров  и он должен создавать своих персонажей сам. За каждого из них  подумывать  движения, из которых в результате получается характер и действие. Не случайно в мультипликации все режиссеры — художники, а художники со временем становятся режиссёрами.

Трудолюбию и терпению  аниматоров не устаёшь восхищаться. Художнику для изображения движения персонажа, которое длится одну секунду, необходимо сделать от 10 до 30 рисунков. Для создания образа используется большое количество художественных приёмов. Фильмы делают в различных техниках. Кукольные и рисованные фильмы нам знакомы более всего. Но есть и другие приёмы анимации, которые с успехом используют мастера этого жанра.

Мне доставило большую радость участие в занятиях, которые провела для детей из села Никози известный белорусский мультипликатор Ирина Кодюкова.

С Ириной мы познакомились ещё на Международном кинофестивале «Золотой витязь».  Кто из нас  в детстве  не желал встретить доброго волшебника или фею? Теперь я могу сказать, что и это желание в моей жизни сбылось. Когда ты видишь в руках у мастера  бумажки, из которых она вырезает глаза, рот, ручки, ножки, трудно представить, как эти детали могут стать красной девицей или добрым молодцем. Но когда на экране эти бумажки начинают улыбаться, хмурится, а тем более куда-то бежать или танцевать, ты понимаешь что это и есть настоящее чудо. Надо было видеть, с каким увлечением ребята создавали свои маленькие сюжеты, причём совершенно самостоятельно. У Ирины, как у педагога, есть качества присущее очень целостным людям, которые умеют дарить другим свой опыт, ценят в ученике его видение,  радуются чужим находкам.

Ирина показывала  нам  маленькие фильмы, придуманные  и снятые детьми при помощи пляжных тапочек, цветных карандашей, и других  повседневных вещей. Эти незатейливые работы покоряют искренностью детских сердец, умеющих принимать мир во всей его целостности и многообразии.

Витольд Герш

Фестиваль подарил нам встречу и с одним из старейших аниматоров Польши. Витольд Герш занимается мультипликацией уже полвека. Анимационные фильмы снятые этим автором много лет назад, до сегодняшнего дня сохраняют свежесть и актуальность. Многие его работы сняты в форме живописного гротеска. Мультфильм «Красное и чёрное» пародирует корриду, во время которой бык и матадор то и дело меняются ролями, попадая в комические ситуации. В конце фильма режиссёр загоняет своих героев в баночки с красками, откуда они и появились.

Фильм «Ожидание» — романтическая история бумажной салфетки, на наших глазах превращённой руками автора в прекрасную девушку, трогает зрителя до глубины сердца. Действие фильма закручивается как пружина и трагический финал  — горсточка пепла, оставшаяся от главного героя, заставляет забыть о том,  что это была просто бумага.

Витольду сейчас 85 лет, а его  выправке и весёлому блеску глаз, могут позавидовать многие молодые, он приехал на фестиваль со своей супругой, и эта пара не переставала удивлять нас своим жизнелюбием, энергией, теми качествами, которые свойственны любящим людям.

Гарри Бардин

Анимационный фестиваль в селе Никози посетил и один из самых известных русских мультипликаторов Гарри Бардин. Его приезда все ждали с волнением.

Бардин известен нашему российскому зрителю как режиссер, сценарист, актёр. За свою большую и наполненную творческую жизнь он играл и в театре, и в кино, а потом, увлёкшись анимацией, подарил нам замечательные мультфильмы. И взрослые, и дети  любят его «Летучий корабль», «Кота в сапогах», «пластилиновый» мультфильм «Брек» и другие. Автор использует для своих фильмов всё, что наталкивает  на интересные мысли, что вызывает сценические образы. Так однажды в его доме появился моток проволоки, который впоследствии стал одним из главных  действующих лиц мультфильма «Выкрутасы». Этот фильм впоследствии получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля.

Когда  во время фестивального показа в Никози  зрители смотрели философскую притчу «Адажио», в зале стояла пронзительная тишина. Звуки адажио, сопровождающие  движения бумажных фигур, сделанных в стиле оригами, расширили пространство действия до невообразимых высот. Когда я потрясённая аналогиями, возникшими в результате просмотра сказала: «Да это же Достоевский – «Записки инквизитора», Бардин внимательно посмотрел на меня и тихо сказал: «Вы второй человек, который говорит мне об этом».

Мэтру  российской анимации  недавно исполнилось семьдесят лет, пятнадцать из них он  служил на студии «Союзмультфильм», где создал пятнадцать фильмов, которые были удостоены  самыми престижными  призами Международных кинофестивалей. Бардин лауреат четырёх премий национальной киноакадемии «Ника». В 1999 году удостоен Государственной премии РФ. С 1992 года Гарри Бардин бессменный руководитель  студи «Стайер».  Он полон творческих идей, и слушать его можно бесконечно, он удивительный рассказчик и  в то же время внимательный слушатель.

Александр Петров

Александр Константинович Петров родился в 1957 году в селе Пречистое Ярославской области. Окончил художественный факультет ВГИКа (мастерская И. П. Иванова-Вано), Высшие курсы сценаристов и режиссеров (мастерская Ф.С.Хитрука). Работал художником-постановщиком на киностудиях в Ереване и Свердловске. Как режиссёр и сценарист дебютировал в 1988 году фильмом «Марафон». В 1996 году после появления фильмов «Корова» и «Русалка», выдвигавшихся на «Оскара», был приглашен канадскими продюсерами для работы над фильмом «Старик и Море» по повести Э. Хемингуэя. Работа над фильмом продолжалась три года. В 2000 году фильм «Старик и море» был удостоен премии Американской киноакадемии «Оскар». Долгое время этот фильм не показывали в России.

Александр Петров владеет уникальной методикой «ожившей живописи». Он рисует на стекле жидкими масляными красками, на ярусах стекол, просвеченных особым способом снизу так, чтобы в кадре возникал воздух. «Я рисую свои фильмы на белом матовом стекле. Краску наношу прозрачным слоем или несколькими слоями, причём не кистью, а пальцами. Рабочее поле примерно формата А3. Мы снимаем одну фазу движения персонажа, а затем стираем его и рисуем следующую. Фон остаётся неподвижным, как декорация в театре. Но если нужно передать движение океана, фон приходится рисовать каждый раз заново».

На создание десятиминутного мультфильма уходит целый год. Фильмы, созданные в этой технике, имеют особенную притягательность. Они реальны и нереальны одновременно. В этих изысканных пейзажах присутствует то, что мы называем жизнью, в них сохраняется та неуловимость, изменчивость и в тоже время целостность бытия. Александр  не любит лишних слов, на вопросы о его творческом кредо, о его мировоззрении отвечает предельно просто и искренне: «Знаете, я не аналитик и сам иногда не знаю, почему делаю именно такие фильмы, а не другие. Я не конструктор, не теоретик. Знаю только, что рисую, как дышу».

Участник всероссийских и международных кинофестивалей, Александр Петров награжден множеством призов и дипломов, Лауреат Государственной премии России за 1990 и 1995 годы. Заслуженный деятель искусств РФ. Член Союза кинематографистов России, член Международной ассоциации аниматоров (АСИФА), член Американской киноакадемии.

После успеха картины « Старик и море»  по рассказу Э. Хемингуэя, Александру Константиновичу предлагали уехать за рубеж. Предлагали студии, оборудование, деньги… Но художник выбрал Россию. Живёт и работает в Ярославле.

«Я называю себя православным, стараюсь воцерковиться, хотя не могу похвастаться глубоким и искренним религиозным чувством. Скорее, в этом отношении я еще ученик. И честно признаюсь, за последние тридцать лет моей учебы я не сильно продвинулся. Однако то, что сказано в Евангелии, и православная традиция понимания Евангелия — это мне близко, дорого, я стараюсь этим жить и этому соответствовать»… «Я не делаю специально православных фильмов. Я, скорее ищу какую-то естественную оболочку, форму для воплощения волнующих меня идей. Этой оболочкой стала живопись. Поскольку я аниматор, то мне интересно превратить живопись в некое действо и этим выразить соответствующие эмоции, свое отношение к литературе, жизни, самому себе. Отчасти этот путь интуитивный».

Трудно рассказать о всех встречах, произошедших во время фестиваля. Среди гостей были и молодые мультипликаторы из Польши, и замечательные аниматоры из Германии, актёры Тбилисского теневого театра, и те, кто приезжал на просмотры со всех концов Грузии. Обо всех вспоминаем с любовью. Помним тех, кто заботился о нас, одаривая своим теплом.

Древние святыни, уникальное грузинское многоголосье, монастырская служба, удивительные люди-аниматоры, всё это естественно, глубоко переплелось  и срослось в  незабываемые дни Второго Международного Фестиваля анимационных фильмов в селе Никози.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.