Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Воистину, братья и сестры, справедливы слова апостола Павла о том, что для погибающих слово Божие есть безумие, а для нас – спасаемых – сила Божия. Каждую Божественную литургию (и сегодняшний воскресный день – не исключение) Святая Церковь предлагает нам для нашего спасения, для того чтобы мы силою Божией укрепились, предлагает нам Священное Писание: Божие Слово и послания апостольские или чтения из деяний. И каждое евангельское зачало наполнено особым смыслом. В воскресные дни читаются особые отрывки из Евангелия, называемые зачалами, о чудесах и о милосердии Господа Иисуса Христа.

Сегодня мы слышали из Евангелия от Матфея о событии широко известном, удивительном – как Господь Иисус Христос пятью хлебами и двумя рыбками накормил пять тысяч человек (не считая женщин и детей). Об этом чудесном событии Святая Церковь евангельским словом нам напоминает не только для того, чтобы мы удивились всемогуществу Божиему, ведь если Господь всемогущ, то нет ничего удивительного, что Он творит и это чудо; если сын Божий действительно Бог, то нет для него ничего невозможного. С одной стороны это чудо уверяет нас, что Господь наш Иисус действительно есть  Божий Сын, Божий Избранник и Спаситель мира. Но с другой стороны, братья и сестры, не можем мы не удивиться милосердию Божию – ведь все чудеса, которые Господь творил на земле и творит поныне, он совершает не только потому, что он всемогущ, а совершает Он их по любви к нам. По любви к роду человеческому Господь исцеляет этот род человеческий от греха, избавляет его от смерти, он насильства дьявольского, от рабства греху. По любви своей Господь совершает исцеления, воскрешения или насыщает хлебами тысячи людей, находившихся в пустыне и не имевших возможности приобрести хлеба, чтобы укрепить свои телесные силы. Господь снисходит к немощам человеческим, внимает человеческим потребностям и насыщает тело человека.

Не потому, что это главная Его миссия, с которой Он пришел на землю, вовсе нет. А потому что это дело – дело подлинного милосердия и любви. Более того, Господь желает, чтобы это дело милосердия и любви совершалось и через нас, нашими руками. Когда апостолы сказали Христу, что тысячи людей собрались в пустынном месте и надо заранее отпустить народ, чтобы до вечера они успели прийти в селение и поесть, тогда Господь говорит им: «Вы дайте им есть». Говорит это апостолам, у которых ничего не было, которые поискав, нашли только пять малых хлебов и две рыбки. И тогда Господь совершает чудо – умножает эти хлебы. А апостолы своими руками раздают их людям. Таким образом Господь совершив чудо, дает и своим ученикам возможность приобщиться этому чуду, стать как бы проводниками Божественного всемогущества и в тоже время Божественной любви и милосердия. К этому призываемся и мы – также быть участниками Божией воли и Божией любви к роду человеческому. Господь призывает нас к этой любви и даже обязывает нас заповедями. И если мы не проявляем заботы, не проявляем милосердия, то мы лжем, говоря что имеем любовь. Ведь не случайно и апостол нам говорит: «Кто говорит: «я люблю Бога«, а брата своего ненавидиттот лжец». Любовь к Богу и любовь к ближнему едина. И когда человек имеет любовь к другому человеку, то проявляет и заботу о нем. Проявлять нужно не только какие-то знаки внимания, говорить комплименты, но прежде всего проявлять нужно заботу. Так родители заботятся о детях, потому что любят их. Так супруги заботятся друг о друге, потому что любят друг друга, и когда охладевает в них любовь, иссякает и эта забота. Когда охладевает в нас любовь, тогда мы воспринимаем окружающих нас людей как какую-то помеху. Задумаемся, Господь велел апостолам накормить всех без разбору, не смотря на мотивы, с которыми эти люди шли за Иисусом Христом. Может быть кто-то пришел просто поглазеть, может быть кто-то надеялся на какой-нибудь успех в своей жизни – наверняка не все из этих пяти тысяч людей искренне шли за Христом чтобы стать Его последователями, чтобы исполнять каждую его заповедь. Мы знаем, что за Господом ходили следом не только те, кто внимал Его слову, чтобы исполнять эти слова, а для того, чтобы найти повод обвинить Его. И этих искусителей Господь не отвергает. Господь насытил хлебами и рыбами всех, кто находились тогда в пустынном месте. И как бываем избирательны мы, когда от нас требуется проявить дело милосердие! Как мы начинаем смотреть на человека и рассуждать, достоин или нет он нашей помощи и нашего внимание, требуется ли ему наша помощь действительно. Мы начинаем рассуждать, что он сделает с нашей помощью. Например, если какой-то нищий у нас попросил помощи, мы сразу думаем, что он эти деньги пропьет или приобретет что-то недоброе, употребит себе во зло и потом будет плохо себя вести, делать нехорошие дела нам и другим людям. То есть мы на двадцать ходов вперед все просчитали все его действия, за него придумали его жизнь и тем самым оправдали свое немилосердие.

Вспомним, апостол говорит: «Для спасаемых есть сила Божия». Кто ищет действительно спасения, искренне жаждет быть всегда со Христом, тот в Божественных заповедях для себя обретает силу, которая движет им, помогает преодолевать все невзгоды на жизненном пути и вдохновляет на дела милосердия. А для погибающих слово Божие – безумие, потому что погибающий живет своим собственным разумом. Погибающий – это не только тот человек, кто отказался от веры. Очень часто погибают те люди, которые веруют только умом, а в сердце своем оправдывают свое немилосердия, находят для всего уловки, лазейки как бы не исполнить Божию заповедь.

Уж действительно, слова из другого евангельского зачала, которое сегодня читалось, о том, что в Царствии Божие войдет тот, кто умалит себя как дитя, кто будет иметь детскую простоту и чистоту души. Когда мы усложняем и рассчитываем жизнь другого человека, мы лишь оправдываем свою бездеятельность, свое греховное падение. Если мы оправдываем так самих себя – мы погибаем. Когда мы не смотрим на лица, а с детской простой оказываем любовь и милосердие всем, только потому, что Господь заповедовал быть таковыми, то тогда мы продвигаемся ко спасению, следуем Царствию Небесному. Пусть эти шаги робкие, пусть они не уверенные, пусть нам, привыкшим на многие годы усложнять свою жизнь, трудно бывает приобрести какую-то простоту, трудно бывает отказаться от оправданий самих себя, но тем не менее, пусть эти трудные шаги будут. Это лучше, чем мы будем топтаться на месте или более того в самооправдании и нелюбви погибать.

Не случайно Святая Православная Церковь призывает нас отзываться всегда на нужды людей. Потому что если мы знаем о нуждах других людей, но не отзываемся, наше сердце черствеет. Много, может быть слишком много новостных сообщений о бедах, несчастьях, катастрофах. Мы начинаем к этому привыкать, наше сердце жесточеет. И только когда узнав о каком-то несчастии, мы помолимся, вот тогда сердце наше умягчится. Дело даже не в том, насколько сильно поможет наша лепта, и не будем задумываться о том, что можно приобрести нуждающемуся человеку на те копейки, которые как правило мы называем своей милостынею. Лишь бы сердце наше не очерствело. И чем чаще звучат новостные сообщения о бедах и несчастиях, тем чаще Святая Церковь призывает нас деятельно участвовать. Вот мы с вами в этом храме неоднократно собирали средства для пострадавших и от пожаров, и от наводнений, и для пострадавших в Японии, в Сирии. Когда мы отзываемся на эти сообщения о катастрофах и жертвах, отзываемся деятельно, тогда мы сохраняем свою душу. А если мы просто будем слушать радио, читать газеты, смотреть телевизор и мимо ушей пропускать сообщения о человеческих несчастиях, то ожесточим свои сердца. А эту бездеятельность нам как-то нужно будет оправдать и мы будем думать какие есть нехорошие политики, государства-агрессоры, то есть найдем других людей виноватыми лишь бы выгородить самих себя. Но Господь не для самооправдания дал нам разум. А для того, чтобы мы искали Его на путях своей жизни. А как мы будем Его искать? Только делая добрые дела. Если мы навыкнем делать добрые дела, каждый наш шаг будет поиском, как бы нам сделать доброе дело, где бы еще проявить то милосердие, которое Господь нам заповедовал хранить. Не надо дожидаться,  когда доброе дело само неотвратимо станет перед нашим носом, так что его не обрулим. Если мы сами будем искать доброе дело, значит мы будем искать Бога. А если мы ищем Бога, то Господь явится нам и откроется, и сердце наше, приобретшее навык любви добродетели, сможет очиститься от греха. И обретем мы Бога. А ведь к этому мы стремимся. Стремимся достичь жизни вечно для того, чтобы с Богом быть, Бога зреть, с Ним общаться, а не для того, чтобы всего лишь на всего избежать наказания. Ведь райская жизнь – это не вечное валяние на диване, нега и блаженство бездельника. Это всегдашнее зрение Бога, общение с Ним. А как мы сможем зреть Бога, как мы сможем с ним общаться, если сердце наше не знает никакой добродетели, если не делаем мы ничего хорошего, если не уподобились мы Богу?

И вот сегодня, братья и сестры, мы слышали с вами евангельское чтение о том, как Господь по милосердию своему, по любви к роду человеческому насытил алчущих людей в пустыне и учеников своих сделал со-работниками, со-трудниками этого чуда. Задумаемся, братья и сестры, может быть каждый день нам Господь предлагает подобные возможности? Может быть вчера, и позавчера мы уже упустили эти возможности? Но сегодня Господь нам вновь даст эту возможность. Может быть прямо сейчас, в храме или сделав всего пару шагов от храма Господь даст нам эту возможность стать участниками Его милосердия, Его любви, чтобы и мы сами проявили любовь и миловердие. Надо только быть внимательными к своей жизни, не пропускать эти моменты, не проходить мимо, и не оправдывать самих себя. Постараемся, братья и сестры, быть чуткими душою, сердцем, быть внимательными к путям своей жизни, потому что это пути, по которым ведет нас Господь. А Он ведет нас и хочет привести нас к Себе. Поэтому постараемся идти путем добрых дел, добро-детели и на этом пути обрести Бога.

Аминь.            

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.