Форум православных медиа – «Вера и слово», который раз в два года собирает журналистов и сотрудников епархиальных пресс-служб, несмотря на узкоспециальную направленность, всегда становится открытой площадкой для диалога и обмена мнениями о проблемах и возможностях миссии в современном мире. Не стал исключением и нынешний, пятый фестиваль, который прошел в конце октября в Москве.

В связи с тем, что епархии в последнее время гораздо активнее включаются в информационную и медийную работу, да и само их количество значительно возросло, фестиваль собрал рекордное число участников: 467 делегатов из 154 епархий России, стран СНГ и дальнего зарубежья. Предлагаем вашему вниманию заметки Антона Леонтьева, корреспондента Интернет-журнала “Православие.Ru”.

Повод для дискуссии

Как сегодня говорить о Церкви, чтобы общество услышало? И способен ли сам сотрудник церковного издания услышать кого-то кроме себя, заботиться не только о рейтинге своего ресурса, но и предложить что-то для духовного развития аудитории?

Пессимистичный сценарий развития событий предложил в своем выступлении на фестивале главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев. По его мнению, повестка дня, которую транслируют большинство СМИ, абсолютно виртуальна и отражает во многом «шизофреничное» состояние общественного сознания. «То, что мы видим в информационном пространстве, совершенно оторвано от жизни, от вызовов и потребности большей части граждан России. Такая повестка крайне искажает жизнь большинства людей, которые живут в нашей стране», – сказал Валерий Фадеев. По мнению известного журналиста, представление о том, что Церковь должна действовать по правилам игры блоггеров и интернет-медиа (как это указывают некоторые «эксперты»), невозможен.

«Но надо ли защищать Русскую Православную Церковь? Она существует уже тысячу лет. За последние 20 лет мы наблюдаем мощнейшую динамику развития церковной жизни», – сказал Валерий Фадеев. По его словам, за 70 лет советской власти Церковь пережила гонения почти библейского масштаба, и она смогла выстоять. А те «анекдотические выпады против Церкви», которые нам предлагается представить новой катастрофой, не стоят внимания, хотя именно они, в соответствии с правилами политтехнологических игр, навязываются в качестве повестки дня. Причем раздувает и поддерживает эти поводы весьма немногочисленная прослойка общества. «Так надо ли отвечать на претензии к Церкви, которые выдвигает узкий круг якобы просвещенных людей?», – задает риторический вопрос Валерий Фадеев. По его мнению, церковным СМИ нужно вести свою линию и опираться на совсем другие критерии. В качестве примера он привел невероятный успех книги архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые». «Пока таких книг немного. Но это не значит, что нужно отказываться от попыток продолжать такую линию», – считает Валерий Фадеев. «Есть тезис, что раз сейчас многократно увеличилось количество информации по сравнению с предыдущими эпохами, то нам обязательно нужно жить в этом потоке якобы информации. Но это же не информация, а мусор! Не надо пытаться создавать еще больше мусора», – заключил он.

Своим видением проблемы взаимодействия церковной тематики и интересов аудитории светских СМИ поделился главный редактор «Российской газеты» Владимир Фронин. «Наше общество больно и по-прежнему очень сильно расколото. И трещина эта еще более увеличивается, в том числе, из-за того, как преподносят действительность в средствах массовой информации», – заявил он. Фронин отметил также, что Церковь в медиапространстве и в глазах далекого от духовности обывателя сегодня «заняла место праздников: раньше были одни красные дни календаря, а сегодня – другие». «Но ведь не это главное в жизни Церкви», – сказал журналист. Вместе с тем, он поделился и положительным опытом: яркий пример, как журналист может рассказывать широкой аудитории о православии – это колонка известной писательницы Марии Городовой, которая публикуется в еженедельном приложении «Российской газеты». Аудитория читателей этой рубрики – несколько миллионов, при этом в редакцию приходит большое количество откликов и писем, хотя темы, о которых пишет Мария Городова, далеки от сиюминутных новостных поводов, обсуждаемых в желтой прессе.

Владимир Фронин призвал церковные СМИ активнее вступать в диалог с обществом, корректно разъясняя снова и снова то, что, казалось бы, уже сказано, при этом привлекая «к делу» действительно интересных спикеров. Особая ответственность, по мнению Владимира Фронина, лежит на священниках, которые выступают в СМИ: слово «человека в рясе» воспринимается как мнение всей Церкви, поэтому те, не может говорить интересно, взвешенно и грамотно, не должны активно выступать в прессе. Главный редактор «Российской газеты» посетовал, что журналистам трудно найти того, кто может дать интересный комментарий о событиях церковной жизни: либо спикер оказывается скучен и формалистичен, либо он не обладает необходимым тактом и мудростью. Что ж, с оскудением духовного опыта и недостатком мудрых пастырей-миссионеров сталкиваются сегодня не только журналисты, но и, пожалуй, каждый человек, который приходит в Церковь.

Главный редактор сайта religare.ru Александр Щипков в противовес достаточно сдержанным комментариям коллег, напрямую заявил, что в 2011 году против Церкви началась полномасштабная информационная атака. «Наши противники стали воспринимать нас как опасного конкурента, поскольку социально-нравственные ценности, исповедуемые Церковью, начали получать поддержку у определенной части властной элиты. Другая часть элиты почувствовала это и поняла даже, может быть раньше, чем сама Церковь, и поняв, нанесла свой превентивный медийный удар», – сказал Александр Щипков. Антицерковная информационная компания, по словам журналиста, привела к началу изменений в медийной работе Церкви. «Для отстаивания своих интересов нам придется достаточно четко определить социально-нравственные позиции и именно их закладывать в основу повестки дня», – подчеркнул Александр Щипков.

Председатель отдела по делам молодежи Украинской Православной Церкви епископ Обуховский Иона (Черепанов) в своем выступлении особо подчеркнул, что церковные СМИ читают те, кто интересуется именно жизнью Церкви, при этом многие из них уже люди воцерковленные. «Для них Церковь не нуждается в какой-то защите и искусственно формулируемой позитивной повестке», – сказал владыка. «Сможем ли мы работать в мире, который во зле лежит, и где, естественно больше всего будут читать только скандальные новости? Поэтому надо писать настолько интересно, чтобы заинтересовывать светского читателя не по законам рынка», – считает епископ Иона. «Нам нужно делать свое дело: освещать жизнь Церкви во всей полноте, чтобы люди, читая наши публикации, ощущали аромат православия», – заключил он.

Читать далее

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.