История православия в Грузии

В древней истории земли Грузии были известны под греческими названиями – Колхида (западная часть Грузии) и Иверия (восточная Грузия).

Христианство стало известно в Грузии ещё в первых веках. В преданиях рассказывается о том, что Пресвятая Божия Матерь пожелала вместе с апостолами участвовать в проповеди христианства среди других народов. По жребию ей выпало идти в Иверию. По воле Спасителя Богородица осталась в Иерусалиме, а в Грузию отправился апостол Андрей Первозванный. Благословляя апостола в путь, Пресвятая Дева попросила принести чистую доску. Умыв  лицо, она приложилась к доске, и на ней изобразился Нерукотворный Лик Богородицы с Сыном на руках. Это был особый знак того, что Богородица приняла Грузию под своё покровительство. Нерукотворная икона не раз являла чудеса в Иверии и когда апостолам настало время покинуть страну, жители попросили оставить им образ. Апостолы приложили икону к чистой доске, и на ней отпечатался тот же образ. Эта икона на протяжении многих веков хранилась в кафедральном соборе  Ацквери.

Удивительно то, что в ещё языческой Грузии уже находились великие святыни. Евреи, гонимые Навуходоносором принесли с собой в эти земли мантию пророка Илии. Ещё одна, уже христианская святыня, хранилась в столице Мцхета. Еврей Елиоз, оказавшийся свидетелем распятия, привёз в Грузию, где он жил, несшитый хитон Господа Нашего Иисуса Христа.

Святой Апостол Андрей со своим спутником Симоном Канонитом проповедовали в западной части Иверии, где и был погребён апостол Симон по своём упокоении. Его могила находится в селе Команы. Св. Матфей, причтённый к апостолам вместо Иуды, просвещал юго-западную часть Грузии и похоронен в Гонио, вблизи современного Батуми. Древнейшие грузинские  источники указывают на присутствие в Восточной Грузии апостолов Варфоломея и Фаддея. Уже во втором веке в трудах Иринея Лионского среди христианских народов упоминаются иберы (грузины), а существование христианских общин с 1-3 века подтверждают археологические раскопки. Множество препятствий и гонений претерпели проповедники христианства от язычников.

Государственной религией Христианство станет в 326 году. Это знаменательное явление связано в истории Грузии с именами св.Нины, св.царя Мириана и царицы Наны. Просветительницей Грузии стала благочестивая жена, родом из Каподокии, близкая родственница Григория Богослова. Эта святая жена принадлежала к числу посвященных Богородице девственниц, которые спасаясь от преследования Диоклетиана, удалились из Римской империи в Армению. 37 из них были замучены царём Тиридатом. Нине со своей спутницей удалось укрыться в соседней Грузии, где они были взяты в плен. Своим постничеством, хранением девства, непрестанной молитвой, а так же дарованными от Господа чудесами св. Нина привлекла к себе всеобщее внимание и уважение. Царь Мириан призвал св. Нину в Мцхет, где силой её убеждения был приведён к принятию христианской веры. По просьбе царя император Константин прислал в Грузию духовных лиц для крещения. На том месте, где покоился хитон Господен, был сооружён кафедральный собор, в честь 12 апостолов – Светисховели, который до сегодняшнего дня является центром духовной жизни Грузии.

После принятия Грузией христианства св. Константин и св. Елена прислали в Грузию часть Животворящего креста и доску, на которой во время распятия стоял Господь, а так же икону Спасителя.

Во все трудные для Грузии времена народ сохранял православную веру, которую пытались уничтожить завоеватели. За веру христову приняли мученическую смерть множество людей, как духовного звания, так и граждан. История не знает такого примера самопожертвования, когда 100 000 человек одновременно приняли мученический венец. Жители Тбилиси отказались выполнить приказ хорезм-шаха пойти и осквернить иконы положенные на мосту. Были казнены старики, мужчины, дети. Это случилось в 1226 году.

Несмотря на сложную и  трагическую историю, церковь всегда занималась восстановлением и строительством храмов и монастырей. Множество монастырей стали просветительными центрами.

Но самая печальная, на наш взгляд история, произошла не на полях сражений с иноверцами.

Отстаивая свою веру человек, несмотря на видимые поражения, становится сильнее. Намного тяжелее пережить удар нанесённый от друга, а самые большие трагедии и падения происходят там, где разрывается единство Тела Христова, единство Церкви. В 1811 году императорский Российский двор беззаконно упразднил автокефалию Грузинской церкви, отменил патриарший престол, подчинив Грузинскую церковь Синоду Русской церкви. В грузинских храмах было запрещено служить на грузинском языке. Тем кто почитает подвиг просветителей славянских Кирилла и Мефодия не надо объяснять, что значит для народа не слышать Божие Слово на родном языке. Этот разлад можно попытаться объяснить в духе политики или других идей, но пусть перед нами, прежде всего, встанут образы святых апостолов, просвещавших народы в духе любви и смирения, и пусть нам станет стыдно. Как стыдно бывает заблудившейся, малодушной душе, пытающейся спрятаться в кущи оправданий.

В 1918 году, Грузия вернула себе автокефалию. Страна стала  Демократической Республикой, которая уже 1921 году  была ликвидирована частями советской армии. На долгие годы молитвенное общение между Русской и Грузинской церковью было разорвано.   Примирение состоялось только в 1943 году. Даты говорят сами за себя. А последствия  этих потрясений не раз ещё обрушаться грозным камнепадом на всех нас, если останутся без осмысления.

Война 2008 года

Этот конфликт начался давно. В очередной раз сработал веками отработанный прием: “Разделяй и властвуй”. В 1922 году Осетия была искусственно разделена на Северную, вошедшую в состав Грузии и Южную находящуюся на территориях России. Народ оказался рассечённым на две автономии в составе двух союзных республик. Почва для будущих конфликтов была заложена. Осетины не раз ставили вопрос об объединении, но ответом на это были жесткие репрессии. В 1925 году обращались к Сталину, но закончилось это расстрелом членов делегации.  В 1949 году всё обучение и делопроизводство  селениях, было переведено на грузинский язык. Во многих осетинских сёлах  там, где  никто не знал грузинского языка дети так и  не смогли закончить школу. Выступавшие с протестами против анити-осетинской политики Грузии были осуждены на разные сроки каторги.

Когда на лжедемократии не устоял и стал рушиться искусственно созданный союз дружественных республик, на наших глазах стало происходить то, о чем предупреждал ещё в 30 года прошлого века, русский философ Иван Ильин.

“Расчленение организма на составные части нигде не давало и никогда не даст ни оздоровления, ни творческого равновесия, ни мира. Напротив, оно всегда было и будет болезненным распадом, процессом разложения, брожения, гниения и всеобщего заражения. И в нашу эпоху в этот процесс будет втянута вся Вселенная. Территория России закипит бесконечными распрями, столкновениями и гражданскими войнами, которые будут постоянно перерастать в мировые столкновения. Это перерастание будет совершенно неотвратимым в силу одного того, что державы всего мира (европейские, азиатские и американские) будут вкладывать свои деньги, свои торговые интересы и свои стратегические расчеты в нововозникшие малые государства; они будут соперничать друг с другом, добиваться преобладания и «опорных пунктов»; мало того, выступят империалистические соседи, которые будут покушаться на прямое или скрытое «аннексирование» неустроенных и незащищенных новообразований (Германия двинется на Украину и Прибалтику). Англия покусится на Кавказ и на Среднюю Азию, Япония на Дальний Восток… По самым скромным  подсчётам возникнет до 20 отдельных государств не имеющих ни бесспорных территорий, ни авторитетных правителей, ни законов, ни суда, ни армий, ни бесспорно национального населения… И в эти политические ямы хлынет человеческая порочность”.  (“Что сулит миру расчленение России”)

В 1991 г. Грузия вышла из состава СССР, а  Южная Осетия в ней осталась. На этой почве стали происходить военные столкновения, разжигаемые всегда неизвестно откуда дующим ветерком. В это же время произошло разрушительное,  силой почти 8 баллов землетрясение. Село Хакет ушло под землю прямо с жителями. Земля политая кровью не приносит доброго плода, а содрогается от ужаса.

В 1992г. было подписано Догомыское соглашение о прекращении военных действий.  В Цхинвали размещена Миссия наблюдателей ОГСЕ. Южная Осетия объявила себя  независимым государством со своей конституцией и государственной символикой.

После прихода к власти М. Саакашвили  была объявлен курс на восстановление целостности Грузии. Выдвигался следующий лозунг: ” В Грузии есть осетины, но нет Осетии”.

В 2004 г. на этой почве опять происходят вооруженные столкновения.

В 2006 г. министр обороны России обещает помощь Абхазии и Южной Осетии  в случае грузинской агрессии. В том же году  проводится референдум о независимости Осетии. Его проводят  на территории государства объявившего себя независимым  и среди осетин на территориях принадлежащих  Грузии. Разные  партийные группировки,  не признав   достоверность результатов, обвинили друг друга в подлогах.

Дальнейшие события каждая сторона объясняет по-своему. Наша попытка попытаться прочитать эти трактовки заняла довольно много времени, но не внесла ясности. Каждая сторона уверена в своей правоте, каждая обвиняет другую в преступлениях и провокациях. Особенно печально читать комментарии на эти темы в Интернете. Порой становилось даже страшно – сколько ненависти, пошлости, угроз высказывают друг другу совершенно незнакомые люди. Вот уж действительно дар рассуждения – редкий дар нашего времени.

В итоговом докладе Международной комиссии по расследованию  причин и последствий этой войны говорится о том, что первоначальный ответ России на нападение грузинских войск был оправдан целями защиты, однако последующие действия российских войск были чрезмерными.

Пока сторонние наблюдатели в мягких креслах взвешивают сколько раз можно в ответ  ударить обидчика, пока избранные спорят, решая какой быть политике и экономике территорий, кто будет напоминать им  о том, что в это время   не декларации, а бомбы,  падают на  людей, эту войну не затевавших.

Мирные жители  обычно остаются одни перед лицом врага и со своими проблемами. В одной из статей мы читали о том, что в Гори во время осады негде было взять даже хлеба. Как говорит одна из жительниц, от голодной смерти их спас  православный батюшка, который каждый день ездил по военным дорогам в Тбилиси за хлебом, а затем раздавал нуждающимся.

Во время военных действий, которые продолжались пять дней, пострадало несколько тысяч людей, среди них есть мирные жители. Официальные сводки повествуют следующее:

Южная Осетия – число погибших мирных жителей -165, раненых -255, общее количество погибших приближается к двум тысячам.

Грузия – мирных жителей погибло – 69, ранено -61. Общие потери – 397.

Россия называет свои потери среди военнослужащих – погибших 48, раненых – 162.

В сводках указано и число погибших журналистов – 3 человека, раненых – 12

Все эти сведения не окончательные, так как нет возможности точно узнать, сколько людей сгорело в домах или погибло на дорогах, пытаясь самостоятельно выбраться из зоны конфликта. Есть списки без вести пропавших. Есть ещё одно страшное последствие этих событий – беженцы и вынужденно перемещённые лица.

Только после ноября 1991 года беженцами стали 50 процентов осетин. Беженцами стали и грузины, жившие на территории Южной Осетии и Абхазии. В Тбилиси сейчас проживает 90 тысяч беженцев из Абхазии, которые испытывают большие трудности с трудоустройством и жильём.

Все эти люди лишились своего имущества, своего статуса, а главное многие из них потеряли надежду…

Соседи

“Работала я поваром на турбазе недалеко от села Курта Цхинвальского района. Ездила туда на автобусе. С соседями в Курта жила дружно, но потом видела, что все кто врывался к нам в дом, были наши соседи. Каждый раз мы думали, что утром уйдём в Цхинвали, но утром приходила надежда, что всё  теперь кончилось, и мы опять оставались. Когда в селе узнали, что мы собираемся бежать, в ту ночь отняли у нас всё, что можно унести. Утром мы убежали. Некоторые уговаривали нас не уходить, ведь мой муж по паспорту был Кчишвили, они считали его грузином, но мы их уже не слушали… Дом скоро сожгли. Мы пришли в Ухшвел пешком, больше нам некуда было идти. На турбазе тогда располагались русские. Всю войну мы провели под обстрелами. Через несколько лет мой муж умер от инфаркта, он так и не пришёл в себя, все эти годы сидел на балконе и молчал. Документы я потеряла и не смогла оформить пенсию. Живём на гроши. Дети учатся в интернате. Иногда мои бывшие соседи приглашают меня на похороны или какие-нибудь другие события, обычно меня звали печь хлеб  и пироги в таких случаях. Но я не хожу, больше никого не хочу видеть. А иногда я встречаю куртских на рынке, они кричат мне, маршрут руками предлагают яблоки, но я не смотрю на них, стараюсь быстрее уйти, как будто мне стыдно смотреть им в глаза”.

Эта история осетинки Фени Кокоевой, которая прожила в селе Курта до войны 32 года.

По понятным причинам мы не могли попасть в Цхинвали. Мы только знаем, что во время обстрелов и бомбёжек было уничтожено 80 процентов строений этого города.

Проходя по улицам Гори, проезжая по сельским дорогам мы не сразу поняли, что означают эти заплатки на крышах и выбоины в стенах жилых домов. Только после увиденного в видеозаписях и услышанного от очевидцев, мы стали ясно различать следы от автоматных очередей или осколков бомб… Одни из них замазаны, а другие ещё зияют своей обнажённостью и заставляют думать о тех ранах, которые залегли намного глубже и всё ещё болят…

 

История Лейлы

Когда началась война, пришёл приказ об эвакуации жителей. Село Никози находится в километре от Цхинвала. Но Лейла отказалась: “Никуда не поеду. Если в селе нет ни одного жителя, значит, нет и села. Куда бежать? Здесь всю жизнь жила. Здесь хочу и умирать”. Сама Лейла осетинка. Остался в Никози и её муж Коля. Оба уже глубокие старики. Когда начались бомбёжки, долго не знали, кто ещё остался в селе. Приходили  мародёры. Это было ещё страшнее. Могли убить. Прятались, как могли. Однажды пришли военные и забрали мужа Лейлы. Увели на границу, для обмена пленных. Там были  и другие, в основном преклонных лет, мужчины.  По воле судьбы они оказались никому не нужны, и просидели под охраной целую неделю, в какой-то будке.

Лейла очень переживала, а когда узнала где они находятся, завязав на рукав белую тряпку – в знак того, что она мирный житель отправилась на военный пост.

“Здесь мой муж. Отдайте мне его. Я должна привести его в порядок: помыть, постирать, а потом отдам обратно”. Видно пожалели, отпустили. На следующий день супруг засобирался. ” Куда ты?” – ” Пойду обратно, ты же обещала”. Когда заложников отпустили Лейла и Коля  пришли в храм и попросили повенчать их. Владыка Исаия до сих пор шутит: – Видно война  для того и случилась, чтобы вам повенчаться.

В монастырском храме села Никози, несмотря на  распри, царящие вокруг, Господь благословил союз осетинки и грузина. Нам посчастливилось видеть это Таинство в сохранившейся видеозаписи. Темно – нет электричества. Свечи освящают не лица – целую жизнь. Тает воск, тени рисуют картину быстротечности нашей суеты. И только слова священника и ответы тех, кто под венцами утверждают, что есть вечность,  открывающаяся  ключом любви. Вскоре после венчания муж Лейлы умер. А она ждёт встречи.

 

Наши  художники –  Михаил и Александр, услышав эту историю, очень просили Владыку познакомить их с Лейлой – хотели нарисовать её портрет. Лейла позвала к себе в дом, да ещё показала, как  пекутся лепёшки  в грузинской печи. Этот хлеб они принесли  с собой. Мы  отламывали от него кусочки, и не могли надышаться  умиротворяющим ароматом.

Умудри нас, Господи, жить просто, чтобы хранить мир.

Когда честные люди открыто, заговорят о том, что нельзя построить ничего хорошего  и надёжного на лжи?

Как предостеречь вставших на этот путь? Ведь  великий яд обмана отравляет не только жертву, но и самого обманщика, который в результате не избежит  безумия.

На улице одного российского города я увидела необычную рекламу: “Есть много вещей, ради которых стоит отдать жизнь, но, ни одна из них не стоит того, что бы эту жизнь отнять”. Простая эта мысль нуждается в многократном повторении и распространении. Лучшей социальной рекламы и не придумаешь в наш жестокий век.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.