Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня святая Церковь в назидание нам предлагает нам евангельскую притчу, которую Господь Иисус Христос рассказывал Своим ученикам. «У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил»? (Лк., 12:16-20) Закончил эту притчу Господь словами: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет». (Лк., 12:21)

И вот нам, конечно, с одной стороны лестно слышать эту притчу: у нас нет таких богатств. Мы с радостью для себя замечаем, что мы не такие, как этот безумный богач. И не такие, как люди внешние, не пришедшие сегодня в храм, живущие как раз той самой идеологией «ешь, пей и веселись». Нет, мы не такие.

Но слова Спасителя «так собирающий для себя, а не в Бога богатеющий» должны заставить нас задуматься. А что же это такое: в Бога богатеть? Что такое просто богатеть материальными благами, это мы представляем. А что значит в Бога богатеть? Если эта притча обличает богача, который собирал материальные блага, наверное, богатеющий в Бога – это тот, кто собирает духовные сокровища, кто забоится о стяжании добродетелей.

Но только в таком случае есть опасность и с этого пути сойти, собирая духовные сокровища снова для себя. Для себя человек может быть богат духовно, самого себя может ценить высоко. И в этом смысле могут быть уравновешены две противоположности. Люди размышляют: в чем сила? В деньгах или в правде? И мы, конечно, скажем: в правде. «Люди злые, люди порочные, люди стяжательные полагают, что в деньгах их сила и деньгами они могут все купить, — скажем мы. – А люди добрые, хорошие, позитивные думают, что сила – в правде. Кто прав, тот и силен». Но оказывается, что это – одно и то же. Ни тот, ни другой оказывается неправ.

Сила не в деньгах и сила не в правде. Потому что тех, кто полагал, что сила его в правде, Господь также в Евангелие обличает. И мы знаем много очень резких обличений спасителя в адрес фарисеев, которые полагали что их сила в правде, что раз они праведны, тем они и крепки на земле. Когда человек утверждается в этой своей праведности, в мнении, что он лучше других людей и что ценность его правды столь высока, что он может и других людей уже судить, тогда он сам не замечает, что душа его вместо Богоподобной становится дьяволоподобной. Ведь это самый главный грех Денницы – гордость, самомнение, которое отторгло его от Бога. И преступление праотца нашего Адама тоже заключалось, по сути, в том, что он отпал от Бога, пожелав быть таким как Бог, но без Него.

И вот когда человек собирается жить правильно, безошибочно, найти силу в правде, но без Бога, полагая, что это его собственные личные заслуги и собственная мудрость, тогда человек отпадает от Бога. И сила его также немощна, также порочна, как сила того человека, который думает, что все может купить за деньги.

Не в деньгах и не в правде сила. А сила – в Боге. И тот, кто в Бога богатеет, не имеет ничего своего. Поэтому Господь Иисус Христос и ублажает (называет блаженными, достойными счастья и пребывания с Богом) нищих духом. Такой человек знает, что своего, личного нет ничего, все только Божие. Милосерден я не потому, что я такой хороший, а потому что Бог дает мне это. Не разражаюсь и не гневаюсь, когда меня оскорбляют не потому, что я такой кроткий и смиренный, а потому что Бог дает мне такую благодать. Он помогает мне, удерживая меня от греха. Когда человек отказывается от собственной личной правды, не впадает в забытье самолюбования и у Бога испрашивает дарований духовных, тогда он начинает богатеть в Бога.

Чтобы понять эти евангельские слова «богатеть в Бога», нужно вспомнить другие евангельские слова: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф., 6:21), сказанные Господом Иисусом Христом. И даже то, что нет у нас таких сокровищ, ради которых мы разрушаем старые сокровищницы, еще не говорит, что сердце наше не прилепляется к земному. Да, может быть мы не богаты, не ровня миллионерам, но каждый Божий день приходится нам думать о хлебе насущном. И здесь у нас мало бывает упования на Бога. Мы больше рассчитываем на свои собственные силы. Но это еще не страшно. О насущном хлебе надо задумываться. Но Господь говорит: «Довольно для каждого дня своей заботы» (Мф., 6:34), а мы начинаем думать наперед и печалиться. Мы вгоняем себя в скорби, когда думаем о том, чего еще нет. И может быть никогда и не будет.

И чем же мы лучше тогда этого богача? Богача, который тоже думал о том, чего у него в жизни не будет. Он думал, что собрал себе блага на многие лета вперед и будет есть, пить и веселиться. А ему Господь сказал: «В эту ночь у тебя душу твою возьмут». Так и мы думаем о послезавтра, совершенно не представляя, что с нами будет завтра.

Наши печали бывают о материальном, а бывают и о духовном сокровище. Кажется нам, что есть у нас какие-то собственные, личные качества, которые мы сами ценим, но которые не видят и не ценят окружающие. И нам кажется, что нас недолюбливают, не додают нам внимания, не оказывают должного почтения, то есть не всегда относятся к нам так, как нам этого хочется. И об этом мы скорбим. В этом мы тоже полагаем свое сокровище собственных своих качеств, которых, может, и нет у нас (со стороны-то виднее), но мы думаем, что нас недооценивают. И подобно богачу, богатеем мы не в Боге, а ради самих себя, этими мнимыми богатствами самооценки.

Господь намерено изобразил этого богача столь карикатурно, выставил его столь безумным и смешным, чтобы мы с долей самоиронии отнеслись к самим себе. Нам будет легче, если мы сами над собой подшутим, не дожидаясь, чтобы со стороны нам сказали: «Ты – безумец!», если мы сами поймем, что есть в нашем поведении, самооценке нечто неразумное, мягко говоря, что в нас есть такого, от чего нужно отказаться, приобрести духовную мудрость и начать богатеть в Бога.

Начать ценить то, что нам Бог подает, вместо того, чтобы ценить то, чем мы можем Бога облагодетельствовать. Ведь человек, который утверждается в самомнении, в собственной правде, полагает, что он Бога чем-то одолжил, и Бог теперь ему должен дать какие-то награды. Но чем можно Бога одолжить, если все – Его и все – от Него? Чем мы можем заслужить к себе любовь или снисхождение, прощение, когда согрешаем? Чем мы можем заслужить себе награду, если у нас собственного ничего нет и то, чем мы порой любуемся в самих себе, нам дал Бог. Но Он дал нам это не для того, чтобы мы просто любовались, а для того, чтобы преумножали, как таланты из другой притчи, чтобы делились этим с другими.

А если нет эти качеств, что делать? Остается только просить у Бога этих дарований с непременным обещанием употребить их на пользу ближним. Богач задумывался, что сделать со своими житницами. И мы должны на житницы своей души посмотреть, провести в душе ревизию, ведь, может быть, там давным-давно все разорено. Может быть, есть смысл построить хоть какую-нибудь житницу в душе своей и у Бога просить дарований, чтобы складывать в нее семена добра с намерением посеять их, чтобы польза была ближним. И тогда мы не будем уже подобны этому безумному богачу. Будет в наших делах мудрость, рассудительность. И тогда мы начнем в Бога богатеть.

Аминь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.