Пост – это время, когда человек должен молитвой и воздержанием сердце свое каменелое при помощи силы Божией из жесткого и твердого сделать мягким, сердечным. И все, что нам в посте уготовлено оно помогает нам быть именно тем, кем Господь хочет нас видеть. И сегодняшние вспоминаемые события тоже помогают нам вдуматься. С одной стороны мы сегодня чествуем святого праведного Иоанна Лествичника. И в то же время чтим память святой преподобной Марии Египетской.

Первый – монах, который подвизался в подвиге благочестия на горе Афон, по просьбе верующих оставил великое творение – «Лествицу», как взойти к Богу, где он подробно открывает пусть восхождения к Богу. Прежде всего, смирение, смиренномудрие необходимо человеку, чтобы угодить Богу. И мы действительно это видим: если Господь обретает смирение в человеке, то все возможно верующему. И вот сегодня мы читали в Евангелии историю, как приходит отец больного отрока. Болеет непонятной болезнью его сын, одержим духом нечистым. Все что мог он сказать «Господи, помоги моему неверию». И Бог тотчас откликнулся, исцелил его сына. Эта быстрота не только в евангельских сказаниях, она и в жизни каждого верующего. «Я с вами во все дни до скончания века», — говорит Господь. И действительно, так оно и бывает: только человек призовет Его с верою, Господь тотчас ему помогает, ниспосылает ему милость, крепость свою.

И на примере памяти Марии Египетской мы видим, как человек действительно может, если только захочет, быть с Богом, получить от Бога эту милость. И она решилась порвать с греховной жизнью, и ей Господь дал возможность явить усердие. Она идет и прикладывает свои личные труды. И то, как мы слышали с вами, что царство Божие усилием берется, воистину исполняется. И мы видим Марию уже ангелом во плоти: и прозорливость у нее есть, и может молиться на воздусе. Все может дать Господь человеку, если есть у него сердце сокрушенно и смиренно, которое Бог никогда не отринет.

Пост дает нам все, чтобы укрепить нас, все, чтобы даровать нам действительную решимость и силы идти за Христом, взяв свой крест. Крест, конечно, разный у каждого: боль, страдание, болезни, зависимость от недугов – все это должны мы нести во славу Божию. «Аще кто не берет креста своего и не следует за Мной, недостоин Меня». У каждого из нас есть мысль быть учениками Христовыми. А ученик – это не тот, кто слышит, а тот, кто действительно исполняет волю Бога. И если обретает Господь в нашей жизни не только грехи, но и покаяние, то Он дарует и очищение. И все святые, которых мы поминаем, они действительные свидетели, что Бог все может. Он может даже червленое убелить, лишь бы на то была и наша воля. А вот без нашей воли, без нашего согласия и усердия даже Всемогущий Бог не может ничего сделать. И вот, предстоя на молитве каждый раз на божественной литургии, на этом общем делании, когда хлеб и вино, приносимые от лица верующих, претворяются таинственно в плоть и кровь Христову, мы должны помнить, что Бог всегда хочет быть среди нас и даже в нас присутствовать. Ведь каждому из нас Он сказал: «Истинно говорю, верующий, вкушающий мою плоть и пиющий мою кровь, во мне пребывает и Я в нем». А если ты с Богом, то что тебя может устрашать в этой жизни? И этому надо, конечно, радоваться, благодарить Бога, что Он, сходя с небес, воплощаясь, живя среди народа человеческого, оставил ему не только Слово, не только пример, но оставил нам истинный залог жизни вечной, свою плоть, свою кровь, которые уже в этой жизни преображают причастников. И вот эти все благие мысли мы должны всегда себе приводить, когда мы идем во святой храм, чтобы прийти к Богу, явить Ему свою решимость. А те святые, память которых ныне празднуется, помогают нам понять, что действительно это все возможно. Ведь еще апостол Павел и чудеса совершал, но и он в смирении говорил: «Все могу в укрепляющем меня Христе». А для других и для себя говорил: «Сила Божия в немощи человеческой совершается». Но не в той немощи, когда человек ленится, руки опускает, не хочет даже пальцем подвинуть, а в той, в которой действительно осознает, что никакие дела, никакое воздержание не может нас сделать угодным Богу, если мы сами не смирим свое сердце. Ничто не может ввести нас в жизнь вечную, если Бог не будет участвовать в нашем деле. И притча о мытаре и фарисее, который гордился своими делами, показывает, что Бог там, куда зовет его человек. А прежде всего Господь зовет нас, чтобы мы открыли Ему свое сердце: «Сыне, даждь мне сердце». Вот это мы должны понимать, и в это сердце Он хочет вселиться, и восседать на престоле, чтобы мы действительно были Его плотью, руками, ногами, Его глазами. Чтобы мы выполняли Его действия в этом мире, чтобы мы были светом в мире. Вот к чему призван христианин. И вот это пост Великий помогает нам вновь вдуматься, вслушаться. Важно, чтобы нашли силы в себе постараться и исполнить хоть часть тех слов благодатных, которые мы слышим. А Господь каждому говорит определенное слово, которое его трогает, бьет в сердце. Этого слова и держись. Ведь много сказано в Евангелии и для каждого — то слово, которое в данный момент к нему относится. И святые бы не были святыми, если бы они не услышали слова Божьего или воочию при жизни Христа или через Священное писание после Его воскресения. Но каждый услышал и поверил. Принес Богу свою немощь, принес вою слабость, но все-таки подобно апостолу Петру сказал: «Господи, Ты все знаешь, ты веси», Ты видишь мою немощь, Ты видишь мои колебания, Ты видишь мою слабость, но Ты знаешь, что я люблю Тебя. А Господь всегда поможет человеку, который Его любит. И вот потихоньку в этом любящем сердце Господь созидает Царство небесное. Ведь Царство Небесное не придет приметным образом, оно внутри вас есть. И человек-христианин являет его, являет через мысли, через дела и поступки. И он становится неким светом в этом мире, потому что он не так как все говорит, не так рассуждает, он даже поступает иначе. Конечно, тяжело быть белой вороной в мире, но Господь каждому из нас оставил и радость: велика награда ваша, если вы будете претерпевать за Меня в этом мире. И исходя из храма после молитв, мы всегда должны иметь решимость быть с Христом, быть со Ним до конца. Пусть нам тяжело, но надо идти за Ним, как апостол Петр. Если человек пал и поступком своим совершил небогоугодное дело, как бы отрекаясь от Христа, Господь все-таки зовет его: Я знаю, что ты любишь Мне, иди за Мной. И пример Марии Египетской, Иоанна Лествичника явлены для того, чтобы мы верили, что Бог всегда с нами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.