Совсем скоро начнутся новогодние праздники. Многие из нас поведут своих детей на «елки», в кино, цирк или передвижной зоопарк. У кого-то десять дней общих для всех каникул пройдут у телевизора. В преддверии этого мы сочли нужным вернуться к теме, которую «БП» поднимал не раз и поговорить о влиянии искусства на человека: как маленького, так и взрослого. Должно ли оно только развлекать, или все же воспитывать? И для кого наши дети стали источником легкой наживы? Об этом мы рассуждали с главным режиссером братского театра кукол «Тирлямы» Владимиром Ефимовым.

 

— Придешь к внучке на родительское собрание и стыдно становится, когда начинают решать, куда сводить детей, — рассказывает Владимир Ефимов. – Я молчу, свой театр не навязываю. Учителя говорят, что третьеклассники из него уже выросли. И ведут в детей в кино на «Кота в сапогах» или в кафе, на дискотеку. Да, они там пьют чай да лимонад, но все равно это – застолье. Раньше как было: если родители за столом, то дети в другой комнате. Сейчас дети сидят вместе и со взрослыми пьют пусть детское, но шампанское. Даже бокалы одинаковые, и чокаются вместе…

 

«Наши дети стали легкой добычей»

— Выбрать правильное развлечение для ребенка в нашем провинциальном городе, действительно, не просто. Мне довелось недавно побывать на одном разрекламированном приезжем шоу. Оно состояло из ростовых кукол, малоодетых девушек с неоднозначными танцами, фонограммы (даже реплики актеров звучали в записи!), а декораций не было вовсе. Я выдержала минут двадцать… И что обидно: так как билеты стоили 500-800 рублей, многие родители ждали детей в фойе и сами не смогли оценить этого ужаса и забрать чадо из зала…

— Дети стали легкой добычей – и это страшно. С ребенка легче выкачать деньги. Сказали в школе сдать 20-100-200 рублей и родители дают, не задумываясь, а куда ребенок пойдет? Даже я, работая в театре, не задумываюсь. Внучка просит, даю. А потом спрашиваешь: «Понравилось?» — «Да!» — «А что ты видела?» — не может ответить. Ребенок не в состоянии вполне оценить то, что видит. Он видит, нечто большое ходит по сцене, видит лазер. И это все, что он выносит с представления.

Могу смело сказать, что половина приезжих шоу и цирков – это по-русски говоря – халтура. Не может дяденька с одним ежиком и двумя ужами называть себя цирком. Цирк – очень серьезное искусство, а к нам очень часто едут те, кто не задействован в своем коллективе. А может даже давно уволен за профнепригодность.

Приезжие цирки готовы давать местным учителям деньги, чтобы те приводили к ним детей. С каждого билета по 50 рублей. Если в классе 20 человек, то тысячу учитель получит. За то, что просто привел к месту показа и увел обратно в школу. Мы, будучи муниципальным театром, учителям платить не можем. И к нам организованные группы ведут неохотно.

— В связи с этим не могу не вспомнить про пятилетнюю крестницу своей подруги. С куклами она играла по одному-единственному сценарию: Он и Она знакомятся, влюбляются, женятся и иногда разводятся – в общем, сюжет любого (взрослого!) телесериала. Новые сюжеты в играх появились лишь когда ребенка стали водить в театр кукол…

— Ну, то, что ребенок берет в руки куклу и разыгрывает историю – это уже хорошо. Потому что работает рука, а вслед за ней мысль.

А на счет сюжета… Да вы посмотрите, сейчас ведь мамы практически не читают детям сказки на ночь. Зачем? Ведь есть аудиодиски, мультики.

Лет двадцать назад наш театр работал всю неделю, и у нас каждый день были аншлаги. Сейчас представления в зале идут только в субботу и воскресенье. Я понимаю, родителям в выходные нужно поспать, сделать накопившиеся домашние дела. В итоге ребенка воспитывают компьютер и телевизор. Слава Богу, что есть еще неравнодушные бабушки и дедушки, которые любят искусство и водят своих внуков. У нас большинство зрителей приходят именно с бабушками или дедушками.

 

«Ребенок не должен знать все и вся»

 

— Моя кума о «воспитании» телевизором и компьютером говорит так: «Кому бы из мультяшных героев, доведись возможность, ты бы оставила на попечение своего ребенка? Чипу, который глядя на твою дочь, выпучивает глаза и пускает слюну? Или крокодилу Гене, страшному снаружи и такому доброму – внутри? Выбрать брундука – все равно, что оставить с душевнобольной няней. Что мы чаще всего и делаем…».

По-вашему, в современных мультиках все правильно? В одной из серий вроде безобидных «Смешариков» (создатели которых были даже отмечены премией Президента России) Лосяш сокрушается, что на него не обращают внимания лосихи. Но заканчивается все «хеппи-эндом»: Лосяш получает награду за лучшее покрытие стада! Во многих современных мультфильмах половая принадлежность героев очень ярко подчеркнута: телосложением у женщин, агрессивностью у мужчин…

— А вы посмотрите популярный мультсериал «Винкс». Они вроде феи, а все равно стремятся к принцу. Весь сюжет состоит из любовных перипетий. Безусловно, ребенок не должен знать все и вся. Я думаю, минимум до школы он должен пребывать в неведении относительно некоторых вещей. Потом, когда он пойдет в школу, это конечно будет очень трудно контролировать. Сейчас ведь многие дети после уроков «сидят» в Интернете. Хорошо, если родители ставят специальные программы и блокируют определенные сайты. Но так делают не все. И что получается: начинаешь скачивать мультфильм, а на экране идет реклама порнофильма. Я поражаюсь!

Но дело не только в этом. Посмотрите, сейчас в погоне за прибылью даже детские театры переворачивают классические сюжеты с ног на голову. Чтобы увлечь зрителя, колобка, например, отправляют на Луну. И все, сказка уже не выполняет своего главного назначения – не передает многовековой опыт молодому поколению, а просто развлекает.

У нас есть спектакль, в котором говорится о ценности хлеба. И как же сложно донести эту истину до маленького зрителя. Сегодня для ребенка хлеб – не ценность, у него изобилие пироженных, печенья, булок. А у кого такого нет, тот и в театр не ходит – не может. …Будь моя воля, я бы сделал театр бесплатным, не должен он быть коммерческим предприятием.

 

«Мы все делаем против детей»

 

— Одна моя знакомая вынуждена была закрыть отдел по продаже товаров для детского творчества. Говорит: спроса нет, потому что большинство родителей думают лишь о том, как накормить и одеть ребенка. На этом их миссия и заканчивается…

— Мы в нашем обществе сейчас в детей вкладываем, как в бизнес, чтобы потом получить отдачу. Малышей на английский водят с трех-четырех лет. Зачем? Чтобы они потом в Америку уехали и родителей содержали? О себе думаем, а о детях – нет.

Не ладиться у ребенка с учебой, мы нанимаем репетиторов. А, может, нужно самому с сыном или дочерью посидеть? Почему мы ищем легких путей? У меня внучка средненько учиться. Но я убежден, что она должна своей головой освоить школьную программу. Ну придет репетитор, позанимается, но ребенок-то останется прежним, потому что не преодолеет себя.

Вот сейчас мы открыли студию[1]. Наблюдаю за детьми: где труднее, там им скучнее. Рука с куклой устала – им уже не интересно. Интересно потанцевать, побегать, а как только начинается преодоление себя, они спрашивают: «Когда будет перемена?». На танец, вокал идут с охотой, а фоно и скрипка – это все… Здесь нужен труд. И если ребенок не научен трудолюбию, его можно заставлять заниматься чем-либо лет до десяти. А потом он скажет свое твердое «нет».

Мы сейчас все вроде делаем для детей, но, мне кажется, еще и против детей. Мы издаем указы, что дети должны быть защищены, что родители не должны их бить. Ну посадят мать в тюрьму, что дала ребенку по мягкому месту. И что будет? Ребенок решит, что он – властелин, что он сам хозяин своей жизни. И никто ему не скажет, что Бог или жизнь все равно будут его воспитывать и наказывать…

— В завершении хотелось бы спросить, а как Вы проведете эти каникулы?

— У нас они будут позже, чем у всех. А со второго по десятое января – по четыре представления в день, в том числе два для самых маленьких зрителей от двух до четырех лет. Одиннадцатого января отмечу свой день рождения, побуду немного дома с близкими и вернусь на работу: в наступающем году у нас ожидается много событий, нужно готовиться.

Беседовала Марина Андрейчикова

 

Владимир Ефимов родился в 1959 году в Нижнеудинске. В 1978г. окончил Иркутское театральное училище. Работал в театре кукол Николаева. Отслужил в армии и уже 33 года служит братскому театру кукол «Тирлямы», сначала актером, а последние восемь лет еще и главным режиссером. С супругой Розой Сафиной, актрисой этого же театра воспитал двух дочерей: Радмилу и Юлию.

 

[1] Детская студия «Тир-и-лям» создана при кукольном театре в этом году. Занятия проходят три раза в неделю. Ребят учат говорить, держаться на сцене, «водить» кукол и даже создавать их. Записаться в студию можно по телефону: 8-950-117-46-35.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.