Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы, дорогие братья и сестры, торжественно и в то же время скорбно празднуем Усекновение главы Иоанна Предтечи. Этот величественный и трагический праздник установлен в честь события о котором мы знаем из Евангелия. Знаем, как погиб великий из рожденный женами по слову Самого Господа, его Предтеча и Креститель Иоанн.

Обстоятельства эти указаны в Священном Писании. Причем указаны они нам не только для сведения, но и в назидание. Не случайно евангелист прежде чем сказать о гибели Иоанна Предтечи говорит, что он обличал Ирода Четвертовластника за его беззаконное сожительство с женою своего брата Филиппа. И хотя формально Ирод прикрывался законом, допускавшим брать в жены жену брата умершего бездетным, тем не менее он был неправ. Потому что не бездетным оставался его брат Филипп. И единственное, что влекло Ирода, так это грехолюбие, сластолюбие. За это Ирод и был обличаем пророком. И не стыдился Иоанн Предтеча говорить об этом перед народом. Конечно, такого проповедника и обличителя не мог потерпеть Ирод Четвертовластник. Он заточил в темницу Иоанна Предтечу, но тем не менее любил иногда выпускать его из темницы, приглашать к себе и слушать его нравоучения. Но вот однажды, как говорит Евангелия когда был день рождения Ирода Четвертовластника, когда на эту вечерю Ирод пригласил вельмож, старейшин от народа иудейского и перед всеми дочь Иродиады – незаконной его жены – плясала и так своим танцем угодила Ироду и возлежавшим с ним на вечере, что тот поклялся перед всеми дать ей все, чего она ни пожелает. Она, наученная своей матерью, попросила сейчас же подать на блюде главу Иоанна Крестителя. И хотя, как отмечает Евангелие, Ирод скорбел из-за этой просьбы, но ради своей клятвы (то есть по гордыне, тщеславию) он посылает воина в темницу и воин отсекает главу Иоанна Предтечи и приносил на блюде здесь же, на этом пире Соломии и Иродиаде. Вот об этом нам сегодня рассказывает Евангелие. И это евангельское событие легло в основу сегодняшнего праздника.

Мы здесь не можем не отметить для себя неразумную клятву Ирода Четвертовластника. Мы не можем  для себя не отметить то жгучее желание Ирода ( как впрочем и всякого грешника, который утверждается в своем грехе и ищет самооправдание) закрыть уста обличителя любою ценою. Мы видим, как поступает, не срамясь ничем, Соломия и Иродиада. Мы не можем не отметить неразумие Ирода, который боясь не сдержать слова, тем не менее не боится убить невиновного.

Конечно,  это евангельское чтение нам дано в назидание. Во-первых, чтобы мы избегали пути греха, чтобы мы видели, что путь греха приводит к полному ожесточению, к полному забвению, к полной путанице в системе ценностей, когда человек не понимает, что главное, что второстепенное, где добро, где зло, когда сделать добро человеку становится стыдно, а сделать зло вдруг оказывается почетным. И к этой путанице в душе может привести любой грех.  Поэтому Церковь нас и предостерегает, чтобы мы опались этого пути. И вместе с тем, как пример подвига (даже до крови, даже до смерти) Церковь предлагает нам Предтечу и Крестителя Иоанна, который был подвижником, в суровых условиях жил, постился, хранил целомудрие, был честен, правдив, небоязлив перед людьми. Такую жизнь, как некий путь, предлагает нам Святая Церковь. Церковь не говорит нам бросить все свои дела и уйти в пустыню, но предлагает нам быть честными, справедливыми, правдивыми, ради людей не поступаться Божиими заповедями. И Церковь, и Евангельское Слово говорит нам о том, что мы должны хранить целомудрие, беречь свою душу от развращения.  И на примере Ирода, и на примере Иродиады, и на примере Соломии,  и из окружающей нас жизни мы видим как потеря святого чувства в душе оборачивается для человека потерей способности любить, потерей способности верить. Потому что человек, который не знает верности, не сможет по-настоящему верить и Богу. Человек, который ради похотливости презирает подлинную любовь земную, не способен к любви и небесной. Кто не способен любить человека, не способен любить и Бога. Поэтому нам сегодня пример святого пророка Предтечи и Крестителя Иоанна не только о том говорит, что мы не должны поступаться своими принципами, не должны отступать от веры, но и о том, что для нас жизненно важно идти путем добродетели. Это не просто какой-то бонус к тому, что мы и так сами по себе хорошие, а вот если будем делать добро, то будем еще лучше и у нас будут еще какие-то заслуги перед Богом. Вовсе нет. Для того мы должны идти путем добродетели и исполнять Божии заповеди и стремиться Бога любить, и ближних любить, чтобы быть со Христом.

Если в этом мы претерпим для себя какой-то ущерб, то тогда будем разрушать самих себя. Может не каждый так далеко зайдет, как зашли Ирод и Соломия, но встав на путь саморазрушения, человек неизбежно придет к краху своей духовной жизни, придет к бесчувствию, к тому, что обнаружит вдруг, что он читает или слышит молитвы, а душа не отзывается, холодным остается сердце. Вдруг обнаружит человек, что не способен исполнять Божии заповеди не потому что обстоятельства жизни такие сложные, не потому что люди вокруг такие трудные, а потому что сам не может ответить на Божию любовь. Когда человек любит ближнего своего всем сердцем, то стремится сделать для него что-то хорошее, приятное. А когда не любит, когда равнодушен, то не стремится, не думает даже, что нужно сделать что-то хорошее. Когда человек любит Бога, то старается, ищет, как бы сделать доброе дело, угодное Богу. А если человек не любит Бога, то он этого не ищет, не старается, не стремится. А только при случае,  если вдруг какие-то обстоятельства так его к стенке припрут, что либо хорошее сделать, либо плохое, вот тогда только человек и начинает задумываться, что же выбрать, как же поступить.

По сути если мы стали христианами, если мы обещали Богу исполнять Его заповеди, значит нет у нас такого выбора: либо хорошее сделать, либо плохое. Как мы можем перед таким выбором стоять? Мы заранее уже выбрали путь добродетели. Мы заранее уже для себя решили, что будем делать хорошее. Но такой выбор все равно каждый из нас чувствует: или – или. Отчего? Оттого, что в сердце на самом деле любви нет к Богу, а есть только рассудочное размышление что хорошо, а что плохо. Но нет горения в сердце делать только хорошее, только доброе, только стремиться к тому, что Богу угодно, что спасительно для нас. Вот к этому охлаждению может привести нас тот путь, по которому прошли и Ирод, и Соломия, и Иродиада. А мы – христиане – призваны идти путем Христовым, путем, которым прошел и Предтеча Иисуса Креститель Иоанн. И сегодня, совершая эту торжественную и трагическую память усекновения главы Иоанна Предтечи будем молиться святому пророку, проповеднику покаяния, чтобы он сердце наше заблудшее вернул на истинный путь христианской жизни, чтобы он помог нам святыми своими молитвами и умолил Господа укрепить нас в добродетели, любви ко Христу, преданности Ему даже до конца нашего жизненного пути. Аминь.   

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.