ЧУДО ВЕЧНОСТИ

Человеку, с его поврежденным после грехопадения прародителей Адама и Евы естеством, трудно поверить, что может существовать такая чистейшая невинность, такая небесная непорочность, как у «Жены, облечённой в Солнце», как описывает Ее Откровение Иоанна, которые позволили обычной, казалось бы, девушке стать Матерью Бога. За историю человечества люди в какие только грехи и пороки не впадали, усугубляя эту поврежденность! Но на то и послан нам был Христос и Его Учение: стремление к целомудрию духа и чистоте души – его главная суть. Кто это понял и принял, кто сделал жажду чистоты целью своей жизни, – тот христианин.

Каковы же были предпосылки и обстоятельства Ее рождения и почему Она была избрана стать Матерью Господа нашего? Смотрите, как хорошо отвечает на эти вопросы святитель Фаддей Успенский: «Не говорил ли Предтеча Господень еще до явления Христа миру, что Бог может и из камней воздвигнуть чад Аврааму (Мф.3:9)? Не мог ли Он уготовить и Матерь Себе единым манием Своего всемогущества? Когда впоследствии одна из жен, в восторге от слов благодати, исходивших из уст Иисусовых, воскликнула: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!», то не сказал ли Господь: «Блаженны слышащие слово Божие и хранящие его» (Лк.11:27-28)? И эти слова Господа повторяются почти во все Богородичные праздники. Конечно, мог Бог всемогущею силою Своею создать во едино мгновение как чад, так и Матерь Себе, но Он хотел спасти нас. Спасти же нас мог только Спаситель, сродный нам – единый с нами по природе. Ветвь может жить только тогда, когда она едина с лозою, а не чужда ей по природе. Так и мы можем жить во Христе полною жизнью, потому что Он вочеловечился, принял наше естество. Единым с нами по природе Христос стал, родившись от Матери из среды человечества». По-моему, лучшего ответа найти невозможно.

Церковь признает достоверность целого ряда сюжетов, которые связаны с земной жизнью Богородицы. Самая ранняя из дошедших до нас биографий Девы Марии – «Жизнь Богородицы» святого Максима Исповедника, монаха, христианского богослова и философа, прославленного в лике преподобных и исповедников в православной и римско-католической церквях. Максим Исповедник составил биографию Матери Божией, объединив информацию из нескольких доступных ему в то время источников. Позже появилось «Святого Иоанна Богослова сказание об Успении Святой Богородицы» (IV-V вв.), где, по свидетельствам ученых, имеется много отсылок к книге Максима Исповедника.

Ряд ветхозаветных пророчеств гораздо раньше рождения Девы Марии указывали на то, что скоро «Премудрость созда Себе дом», как сказано в одной из притч Соломона: этот Дом и есть Матерь Божия, ставшая жилищем ипостасной Премудрости, Бога Слова. Считается, что и пророку Моисею в виде горящей, но не сгорающей купины было указано на Рождество Пресвятой Богородицы:

«яко же бо купина не сгораше опаляема, тако Дева родила еси и Дева пребыла еси».

Есть и другие указания в Ветхом Завете, которые, по мнению богословов, указывают на грядущее великое событие – РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ.

Сведения о земной жизни Богородицы в Священном Писании Нового Завета скудны. Дева Мария несколько раз упоминается в Новом Завете, чаще всего Дева Мария упоминается в Евангелии от Луки в связи с рождением и детством Иисуса – 12 раз. Евангелие от Матфея упоминает Ее имя шесть раз, пять из них тоже в связи с младенчеством Иисуса и лишь однажды (13:55) – как мать взрослого Иисуса. Евангелие от Марка называет Ее один раз по имени (6:3) и упоминает «как мать Иисуса» (3:31 и 3:32). В Евангелии от Иоанна Она упоминается дважды, но ни разу по имени: один раз – что Матерь Божия сопровождала Иисуса, когда Он положил начало чудесам Своим в Кане Галилейской, второй – что Она стояла у креста, на котором распяли Иисуса. Упомянута Она и в Деяниях – в том месте, где апостолы, Мария и братья Иисуса собрались в горнице после Вознесения Иисуса.

У святителя Димитрия Ростовского сказано об отце Марии: «Родословие его таково: у сына Давида Нафана родился сын Левий, Левий родил Мелхию и Панфира, Панфир родил Варпафира, Варпафир же родил Иоакима, отца Божией Матери». Этот Иоаким, юноша из хорошей семьи, женился на девушке из хорошей семьи – Анне, дочери священника Матфана из другого старинного рода: колена Левина из рода Ааронова.

Родители Анны были людьми среднего достатка: держали небольшое стадо и маленький постоялый двор, где останавливались приезжие купцы. Назарет располагался на пути из Египта в Индию, и постояльцев было много. Часто у них останавливался странствующий врачеватель и предсказатель Симеон, к которому очень привязалась маленькая Анна. По преданию, Симеон обучил смышленую девочку искусству врачевания. Однажды она попросила Симеона предсказать ей будущее и прорицатель поведал, что она скоро выйдет замуж и у нее родится удивительная девочка, которая станет Матерью Мессии, Спасителя мира.

Так и вышло. Анне на момент свадьбы было 13, а Иоакиму 19 лет. Но шли годы, а они так и не родили детей. Тогда бездетная семья считалась безблагословенной, супруги стремились иметь как можно больше отпрысков, например, сама Анна была у своих родителей четырнадцатым ребенком. Супруги очень горевали, даже терпели поношения из-за этого. И не раз, наверное, Анна вспоминала с горечью пророчество Симеона…

Дожили Иоаким и Анна до преклонных лет, всю жизнь моля Бога о ниспослании им чада, и  дали обет: если у них родится сын или дочь, жизнь его будет посвящена служению Богу. В один из еврейских праздников Иоаким пришел в Иерусалимский храм, чтобы принести дары Богу. Но первосвященник Иссахар не принял их, а обвинил Иоакима в грехах, за которые Господь наказывает бесчадием. Иоаким пал духом и направился не домой, к жене, а в пустыню, и там плакал о своей судьбе. Этой же ночью Анна вышла в сад и стала рыдать: «Горе мне, не уподобилась я даже птицам небесным, потому что и птицы небесные плодовиты перед тобою, Господи! Горе мне, не уподобилась я и зверям земным, потому что и у них есть дети! Даже волны и те родят волны, которые играют и плещут, славя Бога. И с землей не могу сравниться, потому что земля приносит плоды свои…» Плач ее услышал Ангел, он явился и успокоил ее: Симеон не обманул, скоро у нее родится девочка, предназначенная стать Матерью будущего Спасителя мира, Сына Божия. И, как сказано в Протоевангелии, «прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила».

Важно отметить, что на Деву Марию последствия первородного греха не распространялись даже не с момента Ее рождения, а с момента зачатия Ее родителями Иоакимом и Анной, отсюда уже начались Ее избраннность, Ее Небесная чистота и непорочность, которые и соделали Ее тело жилищем Бога. Иоаким и Анна были благочестивы и праведны и за это обрели великую милость от Бога. У них родилась дочь, которую наша Церковь прославляет как Начало Спасения человека, великое приближение к благодатному единению со Христом через Нее, Матерь Божию. «Она родилась как последнее, заключительное звено длинной цепи людей, мужчин и женщин, которые на протяжении всей человеческой истории боролись: они боролись за чистоту, боролись за веру и полноту, боролись за цельность, боролись, дабы на первом месте в их жизни был Бог, и они поклонились бы Ему в истине и послужили Ему со всей верностью», – писал митрополит Антоний Сурожский. И с этого момента началось, как говорит он далее, «преодоление того разделения, которое существовало между Богом и человеком с момента падения; родилась Та, Которая станет Мостом между Небом и землей; Та, Которая станет Дверью Воплощения, дверью, раскрывающейся на Небо. Будем радоваться сегодня, ибо начало спасения пришло; станем думать о Ней с лаской, дивиться на Нее и просить Ее научить нас – может быть, не уподобиться Ей, потому что большинство из нас не может на это надеяться, но – любить Ее с благоговением, поклоняться Ей так, чтобы стать достойными быть одного с Ней рода: рода человеческого, от которого родился Бог, потому что Она явила такую совершенную верность».

Родители назвали девочку Марией.

Предание говорит, что когда девочке исполнилось шесть месяцев, Анна поставила ее на землю. Мария сделала семь шагов и возвратилась в руки матери. Поэтому Анна решила, что дочь не будет ходить по земле, пока ее не введут в храм Господень. Анна устроила особое место в спальне дочери, куда не допускалось ничто нечистое, и призвала непорочных дочерей иудейских, чтобы они ухаживали за младенцем. Когда дочери исполнилось три года, Иоаким и Анна привели Ее в храм и препоручили Ее первосвященнику Захарии, который также имел уже напутствие от Бога – кто такая эта девочка и кем предназначена стать. Вступление Марии во храм сопровождалось торжественным шествием, а вдоль дороги стояли юные непорочные девы с зажженными светильниками и Ангелы: «…да ликовствуют Иоаким со Анною, яко плод святый из них произыде, Мария светоносная, Божественная свеща, и радуется входящи во храм». Воспитание в храме, молитва, постоянное очищение души с младенческого возраста  – все это созидало в Ней такую чистоту и целомудрие, что первородный грех не мог в Ней развиваться.

Окончательное же освящение Марии как Дома Божьего состоялось в день Благовещения.

Согласно православной версии жития, святой Иоаким преставился через несколько лет по введении дочери во храм. Святая Анна скончалась через два года после него, проведя их рядом с дочерью. Девы и жены, жившие при храме, много молились, скоро Мария обучилась Писанию. Все трудились, не покладая рук, и Мария со всеми: пряла шерсть и лен, вышивала шелками одежды. Позже Она шила одежду маленькому Иисусу, а когда Он ушел скитаться и проповедовать, соткала для Него хитон из цельной ткани, без швов. Чем занималась Пресвятая Дева – пряла или читала, мы не знаем, когда Ей явился архангел Гавриил с вестью: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами!» Благословенна – значит, избрана, удостоена благодати, поняла Она, но для чего? Девочка была в замешательстве, и тогда Ангел пояснил: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк.1:28-33).

В этот момент проявилось одно из главных свойств личности Девы Марии – чистым, как райская лилия, сердцем Она безоглядно поверила и доверилась Богу, чем, по мнению Афанасия Великого, выразила свое «исповедание веры». Вот бы нам, сегодняшним, такое доверие, такую веру, такое чистое сердце!

Ангел сказал: «Зачнёшь во чреве и родишь Сына». «Как будет это, когда я мужа не знаю?» (1:34) – удивилась девочка. Ангел ответил: «Дух Святой найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; поэтому и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (1:35). Ангел просил Марию верить – и она поверила (1:45) и смиренно приняла миссию, возложенную на Нее: «Се Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Считается, что в момент произнесения Девой Марией этих слов и произошло непорочное зачатие Ею Иисуса Христа. Праведный Николай Кавасила писал: «Воплощение было не только делом Отца, Его Силы и Его Духа, но также делом воли и веры Пресвятой Девы. Без согласия Непорочной, без содействия Ее веры этот план остался бы неосуществленным так же, как и без действия Самих трех Лиц Божественной Троицы. Лишь после того, как Бог наставил и убедил Святую Деву, Он принимает Ее в Матери и заимствует у Нее плоть, которую Она Ему с радостью предоставляет. Как Он воплотился добровольно, так же было Ему угодно, чтобы и Его Матерь родила Его свободно и по Своей доброй воле». «Благодать Святого Духа могла поставить в минуту зачатия Сына Божия все существо Богоматери на такую высоту смирения и благоговения, что в зачатии не участвовало ничто человечески поврежденное», – соглашается с ним митрополит Антоний Сурожский.

И скоро Дева поняла, что беременна. Представьте обычную девушку на Ее месте: косые взгляды, сплетни, домыслы… По законам того времени забеременевшая незамужняя женщина могла бы даже поплатиться жизнью, ее могли забить камнями до смерти (Втор. 22:23,24). Со стороны обывателей получалось, что недоглядели церковные наставники за сиротой. Но многие люди уже знали, что Она избрана Богом для высшей цели, а некоторым явились Ангелы – посланники Божии, повелевшие поддерживать и оберегать Ее. И потребовался человек, который согласился бы Ее защищать, как муж, но соблюдать Ее чистоту. Ангел явился главному священнику храма и сказал: «Собери зрелых вдовых и холостых мужей, пусть они бросят свои посохи в воду». Так и сделали, и на посох Иосифа сел голубь – это был знак Божий, пожилой вдовец обручился с Марией.

Незадолго до рождения Иисуса, согласно указу римского кесаря, проводилась перепись населения. Для этого каждый житель империи должен был явиться в город, откуда велась родословная его колена. Род Иосифа шел из Вифлеема – туда он и направился вместе с Марией. Город был переполнен прибывшими для переписи, место для ночлега найти было почти невозможно, еле-еле святая пара нашла пристанище – в хлеву для скота. Это один из самых трогательных и прекрасных сюжетов Евангелия: Христос в яслях, окружившие Его домашние животные, с умилением и любовью взирающие на Небесного Младенца, волхвы с дарами. И словно светящаяся изнутри Богородица, светло радующаяся Его рождению. Хотя Пресвятая Дева изначально знала, что предстоит пережить Ее Сыну и Ей самой, в тот миг Она была счастлива…

Освященное свыше Рождество Богородицы Девы Марии, «чудо вечности», как назвал это событие отец Сергий Мечев, явилось подготовлением к еще более сияющей вершине чистоты – Рождеству Иисуса Христа. И после Успения душа Ее была так же непорочна и чиста, как и при рождении – о том свидетельствуют иконы Успения Пресвятой Богородицы, где душа Пресвятой Девы изображается в виде маленькой невинной девочки, которую бережно, с любовью держит на руках Ее сын, Спаситель Мира Иисус Христос.

В VI в. преподобный Роман Сладкопевец составил тропарь празднику, который поется церковью до настоящего времени. В нынешнюю службу праздника входят песни следующих песнописцев: святого Андрея Критского (VII в.) – второй канон, первый канон святого Иоанна Дамаскина (VIII в.), стихиры Германа, патриарха Константинопольского (VIII в.), стихиры Анатолия, епископа Солунского (IX в.), стихиры Стефана и Сергия Святоградцев (IX в.) и канон на предпразднство Иосифа Песнописца.

Рождество Богородицы – один из самых светлых и радостных Праздников  в христианстве, наша самая Первая Радость – радость начала спасения! И мы возглашаем:

Да веселится же ныне вся тварь, да торжествует вся природа. Да возрадуется небо свыше, и облацы да кропят правду (Ис.45,8), да искапают горы сладость (Ам.9,13), да отрыгнут холми веселие, яко помилова Бог люди своя (Ис.49,13), и воздвиже рог спасения нам в дому Давида отрока своего (Лк.1,69) – пренепорочную и непричастную мужу Деву, из которой родился Христос, чаяние и спасение языков. Да ликует ныне всякая благодарная душа и воззовет всю тварь на свое обновление и воссоздание. Ныне Создателю всего устроился созданный храм, и творение уготовляется в новое Божественное жилище Творцу!

Наталья Викторовна Лясковская

Специально для журнала «Врата»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.