Проповедь протоиерея Александра Белого-Круглякова в день Обрезания Господня

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Сегодня, спустя восемь дней после светлого праздника Рождества Христова, святая Церковь празднует день Обрезания Господня.

Обрезание было установлено Богом и заповедано чрез Авраама всему избранному народу еврейскому. Оно было знаком вступления в Завет с Богом, печатью обещания быть в неизменном послушании, быть верным до пролития крови; оно символизировало отсечение плотских страстей, обрезание жестокосердия и гордости, которые так гибельны были для Израиля и так часто заставляли его отступать от Бога своего.

И вот, Сам Бог воплотился, стал Человеком и на восьмой день также был обрезан. «Закона Творец законная исполняет», чтобы Своим примером показать – никто не может прийти к Богу без закона Господня. Ветхий Завет, по слову апостольскому, был путеводителем, лишь тенью грядущего Нового Завета. Когда явился Христос-Истина, исчезли тени и образы, не стало и обрезания. Но не стало лишь собственно тени, а то, что она собою отображала, конечно, осталось, ибо пришел не нарушить Господь Свой закон, а исполнить его (Мф. 5:17). Теперь через святое Крещение, как прежде через обрезание, мы даем обещание «отречься сатаны и всех дел его», «сочетаться Христу», то есть вступить с Ним в тесный, вечный союз, Завет, который и знаменуется кругообразным хождением вокруг купели в день святого Крещения. Там обрезывалась плоть, как печать Завета, а здесь нужно «совлечься тела греховного плоти», то есть всякого греха, который носили и к которому привыкли, как к изветшавшей одежде…

Если наш Господь исполнял закон, то и мы по примеру Его обязаны делать то же самое. Прежде, чем достигать высоких духовных созерцаний, надо исполнять заповеди о делах; прежде чем молиться своими молитвами, нужно исполнять церковный чин; прежде чем дойти до свободы духа, нужно научиться дисциплине повиновения; прежде чем вступить в область благодати, нужно пройти еще закон; прежде чем достигнуть бесстрастия, нужно вести борьбу со страстьми и особенно с «собственной волею»; прежде чем дойти до совершенства любви, нужно научиться исполнять хотя бы повеления Церкви; прежде чем войти в дух, во внутреннее, нужно сделать по букве, внешнее. Одним словом, прежде чем сделаться новозаветным человеком, нужно еще побороть в себе ветхого, то есть исполнить ветхозаветные требования.

Действительно, нужно войти в завет с Богом, а не формально внешне остановиться на букве, на обряде. Однако прежде нужно пройти «школу» законничества, чтобы, во-первых, почувствовать, как она тяжела, во-вторых, – понять, что мы своими грехами заслужили ее, эту рабскую школу, в-третьих, – опытно познать, что сама по себе школа закона не спасает, не утешает, не насыщает, не избавляет от зла. И что, следовательно, нужно искать какого-то иного пути спасения. А это и есть благодать. Духовно оживает человек лишь получая Духа Животворящего.

Вот и Господь, прежде чем креститься в Иордане от Иоанна, где на Него в виде голубя снизошел Святой Дух, сначала исполняет закон обрезания. Хоть мы и освобождены от ветхозаветных предписаний, но, чтобы действительно сделаться благодатными, уже окончательно возродиться, нужно еще исполнять каноны, правила, послушания, чины и так далее. Этот порядок, как детоводитель, по изречению апостола Павла (Гал. 3:24), приведет нас ко Христу, к Его благодати, к Его нескончаемому Царству любви. Ему же слава, со Отцем и Духом, во веки веков. Аминь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.