Дорогие отцы, братия и сестры, сердечно поздравляю вас с праздником, с днем памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

«Апостоле, Христу Богу возлюбленне..». Действительно, несколько умалена память святого апостола Иоанна Богослова по сравнению с другими святыми, например, со святым Николаем Чудотворцем. Даже их праздники стоят рядом, но, видимо, люди больше любят чудеса, чем любовь, чем Учение, чем Священное Писание. На праздник Святителя Николая приходят всегда и в полноте, а о святом апостоле Иоанне забывают, хотя этот человек, конечно, фигура, выходящая за все рамки земного благочестия, которая изначально была великой.

Господь призвал святого Иоанна в юношеском возрасте. Все остальные апостолы были уже зрелыми мужами, и только Иоанн был еще юн. Он всему внимал, все впитывал. И возможно, его долгое житие на земле – а он прожил сто лет с лишним – могло непосредственно возгревать в последователях Иисуса Христа то живое христианство, то живое слово, ту живую память, о которых святой Иоанн мог поведать: о жизни Иисуса Христа, о Его словах, о Его делах.

Неслучайно, что Евангелие от Иоанна очень сильно отличается от предыдущих трех Евангелий (от Матфея, Луки и Марка). Три Евангелия являются синоптическими, то есть очень похожими, а Евангелие от Иоанна совершенно другое. Прежде всего в своем Евангелии святой Иоанн показывает Божественность Иисуса Христа, живое Слово Господа Иисуса Христа: мы слышим длительную беседу с Никодимом, с самарянкой, с Его учениками перед арестом, молитву Первосвященническую Господа нашего Иисуса Христа ко Своему Отцу.

Действительно, только святой Иоанн оставил в своем Евангелии три типа Священного Писания, как говорят в семинариях. Всего есть четыре вида, а он оставил три: законоучительное (Евангелие), пророческое (Апокалипсис) и нравоучительное (Послания). То есть он изложил нравственную часть христианства, оставил величайшее и богатейшее наследие. В своих делах, в своей жизни всю жизнь он проповедовал любовь. Как в своих посланиях сказал когда – то: «Возлюбленные! Будем любить друг друга…» (1Ин, 4; 7), так и в своей старости, в столетнем возрасте, будучи уже в немощи, испытав муки, когда император истязал его в кипящей смоле; ссылку на дикий остров, куда ссылались только самые отъявленные преступники, он твердил одни и те же слова: «Дети, любите друг друга!», показывая, что все в христианстве венчается любовью.

Действительно, любовь – это вершина добродетелей. Через любовь только можно свидетельствовать о человеке как христианине. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин, 13, 34 – 35), – говорил Сам Господь Иисус Христос.

В своей проповеди отец Иоанн уже попытался прояснить суть отношений, которые должны быть между нами, я лишь добавлю. Что такое христианская любовь между нами? Это прежде всего жертвенность, когда мы другого человека, других людей ставим выше себя; когда их интересы и насущные проблемы ставим выше своих; когда мы пытаемся с молитвой участвовать в жизни окружающих людей. Бывает и такая любовь, что от нее захочется и убежать, если кто – то захочет очень сильно вас полюбить. Поэтому прежде всего, желая жить в любви, нужно молиться Господу и поступать с мудростью и осторожностью, видя в каждом драгоценный сосуд, образ и подобие Божие.

Ведь почему часто люди впадают в осуждение, в греховные отношения, переходящие в ненависть? Потому что не разделяют человека и его деяние. Самый главный принцип отношения к человеку в жизни – это то, что сам человек – образ и подобие Божие, а его дела – следствие его каких – то греховностей, заблуждений и многих – многих других факторов, о которых мы не знаем и даже не догадываемся, а многими обладаем и мы сами. «Не судите, да не судимы будете» (Мф, 7; 1) – эти слова являются жизненным девизом для всех нас. Только осудивший человек может потом перейти к ненависти к другому человеку, а мы должны уже сразу понимать, что происходит в наших отношениях; делать такие дела, которые предопределяли бы наши отношения к лучшему, к добру; поступать так, чтобы ненависть не входила в наши сердца.

Некоторые говорят: «Мне очень тяжело прощать. Не могу простить человека». Так бывает в течение даже целой жизни. Бывает даже, что люди эти – братья или сестры, или даже родители. И живет человек в такой скорби, изнуряя себя этими переживаниями, изъедая себя изнутри.

На самом деле как бы было здорово, если бы мы вообще не обижались! Я таким людям говорю: «Не умеешь прощать – тогда не обижайся. Понимаешь свою немощь, не умеешь прощать – тогда сразу, прежде чем обидеться, ты человека – то прими как образ и подобие Божие и извини его дела в своем сердце, оправдай его – и не нужно тогда тебе будет годами копить обиду».

Поэтому призываю вас к такой мудрости по отношению друг к другу, чтобы мы имели любовь между собою.

А святой Иоанн, действительно, является яркой звездой на небосклоне святых. Приближенный к Богу… Как же мы можем не почитать его, если он еще при жизни возлежал на персях, то есть на груди, Иисуса Христа и слушал каждое слово. И это слово не осталось тщетным, потому что ни одного апостола не было при Кресте Господнем, при Его Мучении, а только лишь один Иоанн Богослов. Все, что он видел; все, что он впитал, он сполна отдал нам. За это ему слава, за это ему наше благодарение и почитание. Молитесь этому великому святому и учитесь у него любви. Да благословит вас Господь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.