…к 10-летию интронизации Патриарха…

 

О России и национальной идее

— Россия — это не только страна, это целая цивилизация, это тысячелетняя история, сплав многих культур, это огромной силы, в том числе духовной, исторический путь, историческая традиция.

— Очень важно, чтобы был фундамент в виде общих нравственных ценностей, общей нравственной системы, которая формировала бы народ и влияла на политику государства.

— Идеалом нашего народа была святость. Это была общенациональная идея. И потому те, кто достигал святости, кто реализовывал этот общенациональный идеал, становились героями, героями духа, подвижниками, светильниками, теми, на кого равнялись люди»

 

О Церкви

— Церковь и общество тесно взаимосвязаны, ведь люди, составляющие Церковь, являются неотъемлемой частью общества.

—  Самая большая ошибка и самое большое заблуждение многих критиков – это смотреть на Церковь сверху вниз и со стороны и, подмечая некие несовершенства, строить на этих наблюдениях сокрушительную критику не только Церкви, но и самой веры. До скончания века Церковь борющаяся или, как говорили святые отцы, Церковь воинствующая – воинствующая с грехом – будет осуществлять свое служение. Никогда это не будет простым и комфортным делом, это всегда будет сопровождаться борьбой, и совершать в Церкви борьбу за человеческое спасение будем все мы. Все в прошлом и все в будущем причастны к этому великому действу спасения человеческой души – и духовенство, и верующие люди. И важно, чтобы те, кто смотрит со стороны, осознали и свою сопричастность, и как можно скорее пришли в храм Божий, и позицию стороннего наблюдателя сменили на позицию соучастника в великом деле духовного спасения рода человеческого, которое совершается в Церкви и через Церковь Божественной силой.

— Глубоко убежден, что слово Церкви даже в условиях конфликта должно нести примиряющую силу, оно никак не должно ассоциироваться в сознании людей с агрессивностью, с жесткостью, никак не может порывать с главной миссией Церкви — нести свидетельство о мире Христовом.

 

О христианстве и свободе

— Христианство — это не безрадостная и не скорбящая религия. Это не система табу, которая зажимает человека и мешает ему жить. Христианство дает огромную энергию. Оно действительно раскрепощает человеческий дух, поднимает человека над сиюминутными обстоятельствами времени, открывает грандиозную перспективу.

— Возведение прав и свобод человека в идеал и абсолютную ценность привело к вытеснению религии из публичного пространства и норм морали. Между тем человеческие права и свободы ценны и созидательны лишь в рамках религиозной системы координат, в рамках нравственной ответственности человека. Но если нравственность становится относительной, тогда свобода становится вседозволенностью, потому что только нравственность способна ограничивать и направлять к добру свободный выбор человека. Свобода не может рассматриваться в отрыве от ответственности человека перед Богом, окружающими людьми и самим собой, перед голосом своей совести. В равной степени и права не могут существовать без обязанностей, в том числе и нравственных, вытекающих из нравственной природы человека.

— Разрушение традиционных ценностей сегодня затрагивает и межличностные отношения. Мы знаем: оспаривается даже тот факт, что браком являются отношения между мужчиной и женщиной, что половой выбор — это не выбор интеллектуальный и волевой, а выбор Божий. Уже и детей этому учат, говоря: «Ты сам должен выбрать, мальчик ты или девочка», — то есть заложенное Богом разрушается людьми, якобы во имя свободы. Но тогда что такое свобода? Если свобода разрушает Божий замысел о мире и о человеке, то это не свобода — это рабство. И мы знаем, что дьявол закабаляет человека, потому что самая страшная несвобода — это несвобода от греха, когда человек не может жить в соответствии со своим призванием.

 

Что значит быть христианином сегодня

— Мы же знаем, что история может развиваться по-разному. И когда увеличивается объём зла в человеческой жизни, оно начинает превалировать. И вроде как добро оказывается в меньшинстве. Сегодня христиане в меньшинстве. Сегодня ценности, которые мы проповедуем, либо с ходу отвергаются, либо игнорируются. Почему? Потому что мы предлагаем людям подыматься вверх, идти в гору. А всё, что предлагает массовая культура сегодня, — спускаться вниз. Если человек живёт по голосу инстинкта, если на основе инстинкта создаётся цивилизация, то, конечно, большинство пойдёт именно этим путём, потому что это гораздо легче и проще и не надо, как говорят русские, париться, не нужно себе создавать трудности. Вот такая лёгкая жизнь. Но ведь то же самое сказано в Евангелии: путь спасения — это узкий путь. И в каком-то смысле этот путь всегда связан с подвигом.

— Быть христианином сегодня — значит ни на минуту не терять бдительности, значит заботиться о религиозном воспитании своих детей, значит с любовью относиться к своему Отечеству, молиться за него, беречь его, и словом, и делом ограждая людей наших от всяких соблазнов, которые способны помрачить истину, но неспособны ее искоренить.

— Проблема состоит в том, что не все, кто называет себя православными, являются таковыми по своему образу жизни. Воцерковление этих людей является серьезной пастырской задачей.

О душевном устроении

— Очень важным является умение радоваться и благодарить. (…) И это состояние радости и благодарения Богу проистекает от доверия Господу. Недаром самое главное Таинство Церкви – Евхаристия – в переводе означает благодарение. Мы собираемся все вместе как Церковь, чтобы благодарить Бога, потому что слова «спасибо», «благодарю» являются самыми правильными словами, которые человек обращает к Богу.

— Мир спасается любовью к ближним и дальним, любовью, у которой нет врагов и преград. Никакая, даже самая разумная общественная система не способна сделать людей счастливыми и исключить страдание из их жизни. Но даже самые тяжкие страдания и несовершенство человеческих отношений могут исцеляться любовью и теплотой, идущими от человеческих сердец. Сказанное может показаться недостижимым идеалом. И тем не менее в этом идеале есть нечто совершенно конкретное: его осуществление зависит от не от кого-то, кто вершит политику, а от каждого из нас. Мы имеем власть над самими собой, от нас и только от нас зависит состояние наших сердец.

— Кротость есть осознание ценности других людей. Человек, поставляющий себя в центр бытия, не может быть кротким, а значит, он не принимает других людей, ставит их ниже себя, слабее себя. А ведь на этом мироощущении основываются все беды, которые сотрясают человеческое общество.

— … сила угодников Божиих в том, что они помогают грешным людям увидеть милость и любовь Божию, которую часто мы с вами не способны передать другим людям. Мы можем говорить о любви, а когда нужны усилия, то появляется огромное количество отговорок, в том числе таких: а достоин ли этот человек вообще, чтобы с ним разговаривать или ему помогать, не говоря уже о том, чтобы разделить с ним скорбь?.. Мы должны быть способными прощать и не осуждать людей. Мы должны быть способными, невзирая на лица, делать добро не только тем, кто нам делает, не только тем, кто выглядит праведником, но и тем, кто таковым не выглядит. Это и есть исполнение заповедей Христовых о любви к ближнему, через которую познается Сам Бог и через которую человек входит в Божественную жизнь, не прерывающуюся с жизнью земной, но простирающуюся в вечность.

 

О жизненных приоритетах

— Нужно правильно расставить приоритеты; духовная жизнь – это не хобби, не развлечение, на которое у нас может хватать или не хватать времени. Это основание, на котором мы строим все остальное. Когда вы укладываете багаж, то поместятся или не поместятся вещи в чемодан, зависит не только от того, сколько их, большие ли они, но и от того, в каком порядке вы их укладываете. Когда мы проводим свою жизнь в суете, бежим туда-сюда и даже не всегда понимаем, зачем, мы действительно не успеваем ничего – и очень устаем. Если мы начинаем наш день с молитвы, мы закладываем фундамент, на котором у нас все будет выстроено в должном порядке, и, как сказано в Священном Писании о благочестивом человеке, «Во всем, что он ни делает, успеет» (Пс, 1; 3)

 

О культуре

— Слово «культура» происходит от латинского корня, который имеет два смысла: с одной стороны — богослужение, почитание Божественного, с другой стороны — возделывание земли. Эти два значения очень важны для понимания того, что есть культура. Если культура есть возделывание, то возделывание чего? Человеческой личности. И в результате возделывания должно происходить возрастание — возрастание интеллектуальное, эстетическое, нравственное, духовное. Человек должен расти. Значит, если культура обеспечивает такое возделывание человеческой природы, в результате которого появляются добрые плоды, то такая культура, несомненно, имеет очень большое значение для жизни человека и общества. Ну, а если в рамках этой культуры раскрепощаются инстинкты, человек ведет себя как зверь, если в результате этого распространяются алкоголизм и наркомания, разрушаются семьи, разрушается священное понятие любви, то это не культура и даже не псевдокультура — это антикультура.

 

Об удовольствиях

— Это понятие стало сегодня международным слэнгом Relax and enjoy — отдыхай и получай удовольствие. А по-русски — «не напрягайся, смотри проще на вещи» или «что, тебе больше всех надо? — отдыхай, кайфуй (…) Это путь к деградации. И не только личности — человеческой цивилизации»

— На смену христианской нравственности идет гедонистический культ, в жертву которому приносится и семейная верность, и жизнь нерожденных младенцев, и сама природа человека.

— Существует такая, якобы общепринятая философия, что у каждого свой свет и у каждого своя правда. А это значит, что никакого света, который существовал бы помимо сознания и воли человека, и вовсе не существует. Ну а потом затем уж дело техники — как добро представить злом, а зло представить добром.

 

О браке и разводах

— У нас есть статистика разводов — ужасная статистика, но у нас ведь никто не ведет статистики распада гражданских браков. А если тут посчитать — что представляет из себя наше общество? Если соединить статистику распада гражданских отношений со статистикой распада браков, мы все как бы в разводе. Все общество в состоянии развода.

— Брак исчезает тогда, когда исчезает любовь, и потому причина разделений семей именно в том, что можно назвать кризисом любви. В прошлом это тоже имело место, но люди были воспитаны иначе — в их сердцах присутствовал страх Божий. Даже когда что-то происходило в глубине души и чувства друг к другу трансформировались, то молитвой, обращением к Богу, добрыми делами сохранялись семейные отношения и сохранялся брак. А потом, когда люди проходили через эти трудности, они уже в зрелом возрасте вдруг обнаруживали, что сохранившийся брак является величайшей ценностью в их жизни, потому что только он и ограждает их от холодных ветров извне. Брак остается реально домом, крепостью, местом, где люди поддерживают друг друга — искренне, бескорыстно, в самых трудных обстоятельствах.

— Проблема в том, что у слов «счастье» и «удовольствие» разная смысловая нагрузка. Это не одно и то же. Если человек устремлен только к получению удовольствий, то он не будет счастливым — ни в первом браке, ни во втором, ни в третьем, ни в каком другом. Никакое общее имущество, никакой общий дом и даже общие дети не останавливают людей от роковых решений, если исчерпано чувство любви и вместо любви появляется ненависть. Чтобы избежать такого рокового развития событий, берегите свою любовь.

 

О воспитании детей

— Мы крестим младенцев, мы приносим их в храм, быть может, до конца не отдавая себе отчет в том, что благословляем их на особую жизнь. И они получают дар Святого Духа, но нередко бывает, что из-за невнимательности родителей к духовной жизни, из-за отдаленности от Бога ребенок не возрастает духовно, не восходит, как Дева Мария, по ступеням храма, и потому главное событие, которое с ним произошло, — крещение — отрывается от всей дальнейшей жизни.

— Огромное значение имеет подвиг родителей — в первую очередь именно они должны сознавать, что несут пред Богом ответственность за то, чтобы жизнь ребенка, начавшись с храма, привела к великим свершениям и в личной, и в семейной жизни, а, может быть, и за их пределами. Но такие свершения возможны только в том случае, если есть предображение в жизни человека, связанное с храмом, с верой, с молитвой, с Богом.

 

О современном образовании

— В наши семинарии и православные вузы приходят молодые люди. И когда мы присутствуем на вступительных экзаменах, то можем с тревогой констатировать значительное снижение образовательного уровня абитуриентов, особенно в области русского языка. Очень низок уровень грамотности. И это в XXI веке!

— Глубоко убежден, что национальная образовательная система не может устраняться от духовного и нравственного воспитания личности. Только сильные духом и чистые сердцем люди справятся с проблемами, стоящими перед современным миром. И не нужно бояться признаться себе и окружающим в том, что религиозная и нравственная мотивация накрепко взаимосвязаны для большой части людей в России и мире.

— Об­ра­зова­ние яв­ля­ет­ся од­ной из смыс­ло­об­ра­зу­ющих сфер об­щес­твен­ной жиз­ни.

— Я не мыслю себе образования без воспитания. Если получение знаний не будет сопровождаться воспитанием личности, то школа не сможет решать задачи, которые перед ней стоят.

— Школа, учебники, семья, средства массовой информации, массовая культура…Мы должны договориться о каком-то нравственном консенсусе: что можно, а чего нельзя, какие ценности нужно непременно воспитывать в детях, а от чего их нужно отвращать. Пока наше общество не доросло до способности работать над таким консенсусом, — дай Бог, чтобы в какой-то момент это произошло. Ну, а сейчас надежда на милость Божию, на родителей и на здравый смысл наших детей и молодежи.

— При­ори­тет ду­хов­но­го раз­ви­тия спо­собен из­ме­нить соз­на­ние и об­раз жиз­ни сов­ре­мен­но­го че­лове­ка, пе­ре­ори­ен­ти­руя его вни­мание с пот­ре­битель­ства на са­мосо­вер­шенс­тво­вание.

— Господь никогда не будет помогать лентяю. Сколько бы студент или школьник, не желающий учиться, ни просил у Бога помощи для благополучной сдачи экзаменов, ничего не получится. Господь не потакает нашим слабостям, нашей лени, нашей неспособности к самоорганизации. Но когда мы по-человечески трудимся и стараемся делать то, что можем делать, тогда в ответ на нашу молитву Господь и помогает.

 

Об интернете

— Это порабощение сознания и воли. Люди сутками сидят у экрана, у монитора компьютера или у планшетника и погружаются в эту реальность. Развиваются виртуальные романы, виртуальные трагедии, виртуальные конфликты. Мы погружаемся в королевство кривых зеркал.

— Каждый человек имеет возможность сказать нечто, что становится известным очень многим, в том числе и через социальные сети. И если внимательнее посмотреть на то, что происходит в этих спонтанных дискуссиях, то можно увидеть ярмарку человеческого тщеславия.

 

О чем человек сожалеет на смертном одре?

— Мне приходилось принимать исповедь у умирающих людей. Но я никогда не слышал сокрушений о том, что чего-то материального умирающий не успел получить в жизни. Именно в этот момент выстраивается единая, абсолютно верная система ценностей, потому что все житейское уходит на задний план, и единственное, о чем модет скорбеть человек, — о том, что он не сделал добрых дел, что он кого-то обидел, что он не исполнил своего долга.

 

Задача Церкви сегодня

— Задача Церкви заключается в том, чтобы сегодня люди… приняли феномен веры не как историческую традицию, не как часть фольклора – милого, приятного, вводящего в уютную атмосферу прошлого со всей ее романтикой, а как реальный мировоззренческий вызов; чтобы современное человечество поняло: существование цивилизации во многом зависит от того, насколько люди примут в ум и сердце Божию правду.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.