Стало доброй традицией с наступлением каждого из постов устраивать встречи епископа Братского и Усть-Илимского Максимилиана с прихожанами города Братска в соборе Рождества Христова. И это не случайно. Еще святитель Иоанн Златоуст отмечал, что «постящийся есть духовное миро, – он и глазами, и языком, и всем обнаруживает благоустройство души».

Владыка очень серьезно относится к постовым беседам с людьми, всегда с трепетом ожидает интересных вопросов о жизни духовной. Вот и в этот раз, в последнюю пятницу ноября, он предложил всем пришедшим на встречу поучаствовать в живом диалоге, который помог бы осознать, как каждый вошел в наступивший Рождественский пост.

Вопросы, заданные владыке, условно разделились на пять основных тем: духовное чтение, внутренняя жизнь души («благоустройство»), устройство прихода и храмов, проблемы, находящиеся за границей нашей Епархии, и паломнические поездки.

Собравшихся интересовало, сколько глав Священного Писания и как часто полезно читать мирянину; книги каких святых отцов выбрать для чтения по рекомендации владыки.

Вопросы о внутренних потребностях души отличались на встрече достаточной пестротой: как найти духовного отца в Братске? Кому можно носит четки? Можно ли советовать человеку прийти в храм, или все-таки туда человека приводит Божий призыв? Почему чаще в храм приходят в горе, а не в радости? Одно и то же сила духа и сила воли или нет? Как не впасть в человекоугодие, когда хочешь быть хорошим по отношению к другим людям? Можно ли допускать лукавство и лицемерие для благих целей? Как правильно выбрать супруга?

Собравшиеся интересовались и тем, когда будет закончено строительство Собора Рождества Христова и благоустройство храма Всех Святых, спрашивали о проблемах в хозяйственном секторе этого храма и скорбели об отсутствии в нем молодежи, надеясь, что владыка даст точные рекомендации, откуда ее взять и чем заинтересовать. Также присутствующим было любопытно, какой из приходов Братска мог бы стать примером подражания для остальных, и какой он – «правильный» прихожанин, по мнению владыки, «послушный или думающий»?

Привлекли внимание участников беседы и проблемы, находящиеся за границей нашей епархии (запрет на служение некоторых батюшек из других Епархий (например, о. Владимира Головина из г. Болгар), возможные сложности в организации будущей доставки в Россию Благодатного огня после осложнения отношений с Константинопольским Патриархатом, а также вопросы о возможности спасения для язычников).

Также собравшиеся на встречу с владыкой попросили его осветить тему паломнических поездок, тем более что архиерей только что вернулся из паломнической поездки на Святую Землю.

Однако вопросы, заданные владыке, показывают, что вопросы «внешние», вопросы о благоустройстве храмов и приходов или о проблемах с заблуждениями других людей, даже и не нашей Епархии, волнуют нас все же больше, чем «благоустройство» собственной души, о котором напоминает нам святитель Иоанн Златоуст. А ведь все взаимосвязано: каждый начнет работать над благоустройством собственной души – и в результате чудесным образом незаметно благоустроится приход, а благоустроенный приход так же незаметно для себя увидит помощь и в благоустройстве храма, и каждый может найти для себя в нем столько дел и столько поводов для помощи тем, кто молится рядом на каждой службе!

Не это ли имел в виду отец Иоанн Афонин, когда задал напоследок вопрос, какими владыка хотел бы видеть нас, прихожан?

Ответ владыки, безусловно, дал всем нам импульс к развитию и повод к размышлению: «Каждого хочется прежде всего видеть человеком, который может стать опорой и для рядом на службе стоящего, и для вновь пришедшего в храм. Чтобы каждый имел любовь и видел смысл в своей жизни и в своем служении, а не искал выгоды и легкости, удобства только для себя.

Иначе мы просто будем «вымирать»: уйдет поколение прихожан, наполнивших храмы в 90-е годы, и они снова опустеют. А Господь нас позвал, благословил, дал все условия и понимание. Мы тоже должны раздавать. Только так приумножается Божие».

Впереди – целый пост, чтобы в нас созрели настоящие духовные потребности и настоящие вопросы. Ведь задать правильный вопрос прежде всего себе – значит испытывать неполноту и потребность в восполнении Божием. Значит – искать ответ, гореть духом, зажигать свет своей робкой души, чьи сильные крылья порядком обвисли под грузом страстей и быта. Значит – стремиться к Небу, отрываясь от плена земных проблем, готовиться к будущей жизни в Царствии Небесном.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.