«Они стремились к лучшему, то есть к небесному;

посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом:

ибо Он приготовил им город» (Евр.11:16).

Вера Богу влечёт человека обратно, в родное отечество, потому что в земном мире мы — пришельцы, странники, которые потеряли небесный мир по причине греха. Чтобы вернуться домой, нужно соблюсти заповеди, которые мы большей частью воспринимаем как статьи закона, но это не так. Заповеди — это условия для жизни, потому что вне жизни нет ни радости, ни счастья, а только мрак и пустота. Господь Бог отобразил Себя в человеке, и, являясь копией Бога, мы содержим в себе те предпосылки Божественных свойств, которые необходимо развить путём добродетельной жизни.

Покаяние — первая ступень на лестнице восхождения в Божественный мир. Оно настраивает на изменение мыслей, действий, и включает в себя, не только борьбу с грехами, составляющую лишь половину этого подвига, но и добродетельную жизнь, которая для нас загадочна, трудно понимаемая, и без которой не может быть покаяния. Мы исполняем в основном одну часть покаянного труда, то есть борьбу со страстями, что сравнимо с лодочником, который гребёт веслом только одной рукой, тогда как другая рука бездействует, и лодка крутиться на одном месте, двигается, но никуда не плывёт. А вторая, добродетельная часть, либо слабо осуществляется или бездействует. Конечно, возникает вопрос у слушателя: Что делать, чтобы равно работали два свойства покаяния? Постараемся ответить на поставленную задачу.

Под деланием добра чаще всего предполагаются определённые действия, связанные с телом, например: посетить недужного в больнице, накормить голодного, напоить жаждущего, дать одежду тому, кто в ней нуждается. Это необходимая часть добрых поступков, но их начало должно полагать в сердце, а не во внешнем проявлении заботы о ближнем. То есть делать добро надо начинать внутри себя. Почему Писание говорит, что: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук.17:21). Обозначим конкретные действия для этого, сначала нужно научиться правильно молиться. Многие в этом случае рассмеются и скажут: Я всегда молюсь. Святые отцы пишут, что молитва — это матерь всех добродетелей. Она рождает все добрые устремления в душе человека, и если бы мы правильно молились, тогда в нас действовали бы Божественные свойства. Вот если спросить любого христианина о какой-нибудь добродетели, то он скажет о ней словами, прочитанными у святых отцов, а не из собственного опыта переживания, и этим самым обнаружит низкий уровень духовной жизни. Не нужно прельщать себя тем, что мы что-то из заповедей совершаем. Как Апостол Павел говорит: «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1Кор.10:12). Если устроить испытание каждому, насколько он стяжал добродетель, то проверку выдержат единицы.

Смиренный человек не падает, ни при каких обстоятельствах, кроткий не раздражается, как бы его к этому не принуждали, а терпеливый не ропщет. То есть исполненный добродетелью ей и живёт всегда, а не время от времени. В этот час я смиренный, а в другой нет. Такого быть не должно. Одно дело стараться, а другое достичь, между ними существует большая пропасть. Поэтому учиться молитве предстоит всегда, и не надо думать, что уже достиг истинной молитвы. Тот образец молитв, оставленный нам святыми отцами, которые своим опытом христианской жизни достигли богоподобия, является учебным пособием, как с Богом нужно общаться. И это ещё не всё. Как правило, с Отцом Небесным наше общение превращено в монолог, мы Ему что-то говорим, чего-то просим, и как только Он нам что-то хочет сказать, как мы в этот момент отвлекаемся на свои дела, и становимся глухими к словам Отца, а потом недоумеваем, почему Он нас не слышит. Бог живой, и поэтому общение с Ним подразумевает диалог, в котором двое умеют говорить и слушать друг друга. Чтобы легче было всё это осуществить, надо открывать в тишине своих мыслей сердце Богу, то есть в голове не должны бежать куда-то мысли, ноги, слова, еда, дела, посуда, автомобили, политика и так далее.

Во время молитвы необходимо отключить весь этот мир в нашем сознании, как если мы хотим выключить говорящий телевизор, то нажимаем на соответствующую кнопку, и он замолкает. Так и здесь, в молитве, следует научиться молчать перед Отцом, слышать Его, Он и так знает все наши проблемы, и Ему легко помочь их нам решить. В общении с Господом человек начинает слушаться Его и стараться делать то, что Он говорит, вот тогда и происходит перемена сознания и поступков. К сожалению, мы думаем, что Бог нам чем-то обязан, не думая о том, что обязаны Ему мы, своей христианской жизнью, добрыми мыслями, желаниями, делами, которые без Его помощи нам не освятить, не приумножить. Вот, почему молитва — есть мать всех добродетелей, с которой начинается и развивается человеческая жизнь, стремящаяся уподобиться Богу. Дальнейший путь покаяния покажет опыт доброделания, а грехи будут только раздражать восходящего, от которых будет усиливаться желание навсегда освободиться.

Сегодня Церковь вспоминает всех святых в земле Русской просиявших, оставивших нам образец жизни во Христе, показавшие как следует поступать по заповедям Господним, на примере деятельного подвига, как преподобные Сергий Радонежский, Серафим Саровский, или наш святитель Иннокентий. Некоторые, запечатлели свой опыт христианской жизни в словах, как святители Тихон Задонский, Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник. И которых бесчисленное множество из разных сословий, чинов и служения. Каждый из нас пусть набирает себе друзей из них, желающих подобно Богу видеть всех людей в Царстве Небесном, где славится имя Отца, и Сына, и Святого Духа Бога, во веки веков. Аминь.

«Они стремились к лучшему, то есть к небесному;

посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом:

ибо Он приготовил им город» (Евр.11:16).

Вера Богу влечёт человека обратно, в родное отечество, потому что в земном мире мы — пришельцы, странники, которые потеряли небесный мир по причине греха. Чтобы вернуться домой, нужно соблюсти заповеди, которые мы большей частью воспринимаем как статьи закона, но это не так. Заповеди — это условия для жизни, потому что вне жизни нет ни радости, ни счастья, а только мрак и пустота. Господь Бог отобразил Себя в человеке, и, являясь ко-пией Бога, мы содержим в себе те предпосылки Божественных свойств, кото-рые необходимо развить путём добродетельной жизни. Покаяние — первая ступень на лестнице восхождения в Божественный мир. Оно настраивает на из-менение мыслей, действий, и включает в себя, не только борьбу с грехами, со-ставляющую лишь половину этого подвига, но и добродетельную жизнь, кото-рая для нас загадочна, трудно понимаемая, и без которой не может быть покая-ния. Мы исполняем в основном одну часть покаянного труда, то есть борьбу со страстями, что сравнимо с лодочником, который гребёт веслом только одной рукой, тогда как другая рука бездействует, и лодка крутиться на одном месте, двигается, но никуда не плывёт. А вторая, добродетельная часть, либо слабо осуществляется или бездействует. Конечно, возникает вопрос у слушателя: Что делать, чтобы равно работали два свойства покаяния? Постараемся ответить на поставленную задачу.

Под деланием добра чаще всего предполагаются определённые действия, связанные с телом, например: посетить недужного в больнице, накормить го-лодного, напоить жаждущего, дать одежду тому, кто в ней нуждается. Это не-обходимая часть добрых поступков, но их начало должно полагать в сердце, а не во внешнем проявлении заботы о ближнем. То есть делать добро надо начи-нать внутри себя. Почему Писание говорит, что: «Царствие Божие внутрь вас

есть» (Лук.17:21). Обозначим конкретные действия для этого, сначала нужно научиться правильно молиться. Многие в этом случае рассмеются и скажут: Я всегда молюсь. Святые отцы пишут, что молитва — это матерь всех добродете-лей. Она рождает все добрые устремления в душе человека, и если бы мы пра-вильно молились, тогда в нас действовали бы Божественные свойства. Вот если спросить любого христианина о какой-нибудь добродетели, то он скажет о ней словами, прочитанными у святых отцов, а не из собственного опыта пережива-ния, и этим самым обнаружит низкий уровень духовной жизни. Не нужно пре-льщать себя тем, что мы что-то из заповедей совершаем. Как Апостол Павел говорит: «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1Кор.10:12). Если устроить испытание каждому, насколько он стяжал доброде-тель, то проверку выдержат единицы. Смиренный человек не падает, ни при каких обстоятельствах, кроткий не раздражается, как бы его к этому не при-нуждали, а терпеливый не ропщет. То есть исполненный добродетелью ей и живёт всегда, а не время от времени. В этот час я смиренный, а в другой нет. Такого быть не должно. Одно дело стараться, а другое достичь, между ними существует большая пропасть. Поэтому учиться молитве предстоит всегда, и не надо думать, что уже достиг истинной молитвы. Тот образец молитв, оставлен-ный нам святыми отцами, которые своим опытом христианской жизни достиг-ли богоподобия, является учебным пособием, как с Богом нужно общаться. И это ещё не всё. Как правило, с Отцом Небесным наше общение превращено в монолог, мы Ему что-то говорим, чего-то просим, и как только Он нам что-то хочет сказать, как мы в этот момент отвлекаемся на свои дела, и становимся глухими к словам Отца, а потом недоумеваем, почему Он нас не слышит. Бог живой, и поэтому общение с Ним подразумевает диалог, в котором двое умеют говорить и слушать друг друга. Чтобы легче было всё это осуществить, надо открывать в тишине своих мыслей сердце Богу, то есть в голове не должны бе-жать куда-то мысли, ноги, слова, еда, дела, посуда, автомобили, политика и так далее. Во время молитвы необходимо отключить весь этот мир в нашем созна-нии, как если мы хотим выключить говорящий телевизор, то нажимаем на со-

ответствующую кнопку, и он замолкает. Так и здесь, в молитве, следует научиться молчать перед Отцом, слышать Его, Он и так знает все наши про-блемы, и Ему легко помочь их нам решить. В общении с Господом человек начинает слушаться Его и стараться делать то, что Он говорит, вот тогда и про-исходит перемена сознания и поступков. К сожалению, мы думаем, что Бог нам чем-то обязан, не думая о том, что обязаны Ему мы, своей христианской жиз-нью, добрыми мыслями, желаниями, делами, которые без Его помощи нам не освятить, не приумножить. Вот, почему молитва — есть мать всех добродете-лей, с которой начинается и развивается человеческая жизнь, стремящаяся упо-добиться Богу. Дальнейший путь покаяния покажет опыт доброделания, а грехи будут только раздражать восходящего, от которых будет усиливаться желание навсегда освободиться.

Сегодня Церковь вспоминает всех святых в земле Русской просиявших, оставивших нам образец жизни во Христе, показавшие как следует поступать по заповедям Господним, на примере деятельного подвига, как преподобные Сергий Радонежский, Серафим Саровский, или наш святитель Иннокентий. Не-которые, запечатлели свой опыт христианской жизни в словах, как святители Тихон Задонский, Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник. И которых бес-численное множество из разных сословий, чинов и служения. Каждый из нас пусть набирает себе друзей из них, желающих подобно Богу видеть всех людей в Царстве Небесном, где славится имя Отца, и Сына, и Святого Духа Бога, во веки веков. Аминь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.