Главным желанием человека – от первых людей до нынешних – является желание быть с Богом. И люди ищут эти пути возвращения к Богу, воссоединения с Ним; пытаются следовать по найденной дороге. Но дойти непросто, ибо жизнь человеческая сложна и несет на себе печать непослушания, совершенного первыми людьми в Райском саду.

И Господь дает человеку возможность прийти к Нему. Прежде всего, как и в начале человеческого бытия в Райских кущах, человеку предлагается пост. «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь…» (Быт. 2, 16-17). Для чего этот пост был дан человеку? Для того, чтобы человек смог понять, что не все можно делать самовольно. Что нужно стремиться жить по Воле Того, кто тебя сотворил и тебя любит.

Но человек избрал другое. Причем не сам по себе совершил такой поступок, а услышал волю лукавую и принял ее, тем самым лишив себя совершенства, всего того, что имел от начала творения: той радости, бессмертия, счастья общения с Богом – и ушел в юдоль плача, в земное свое бытие.

И на земном своем пути люди старались найти путь к Богу. Искали его, молясь от всего сердца, принося жертвы Господу, служа Ему и постясь. Пост всегда использовался человеком, когда ему было плохо, когда он давал Богу важное обещание, во время стихийных бедствий или военных нашествий. В такие моменты человек или даже целый народ возлагал на себя пост: утеснял себя во всем привычном, отлагал всяческие развлечения, смирял свою плоть и предавался молитве. Молитва эта была сердечной, горячей, дерзновенной, непрестанной – до тех пор, пока молящиеся не чувствовали, что услышаны Богом. И часто Господь, видя человеческое желание быть с Ним и исправляться, посылал просимое.

Именно во время поста человек как будто говорит Богу: «Господи, я раскаиваюсь в том, что делал неправильно! Посмотри, я изменил свою жизнь, смирил свою плоть. Прошу, пошли мне Свою Благодать, Свое прощение, Свое избавление!». Человеческий пост – это время, совершенно отличное от того, как мы живем каждый обычный день. Время поста – это устремление вверх, к Богу, желание слышать и слушать Его, желание исправиться.

Многие люди и Ветхого Завета: и пророки, и праведники – налагали на себя пост, посыпали главу свою пеплом, одевались во вретище и плакали горькими слезами.

И Сам Господь Иисус Христос перед выходом Своим на служение людям 40 дней провел в молитве, посте и искушениях на горе – там, где не было ни людей, ни пищи, ни пития самые страшные и не приспособленные для жизни человека условия. Но самым сложным было, наверное, диавольское искушение, обращенное к человеческой природе Господа. Господь все претерпел.

И мы постимся 40 дней в том числе и в память этого Его поста.

Когда мы начинаем пост, мы хотим, чтобы он принес плоды. А для того чтобы плоды поста были самыми сладкими и полезными, нам нужно потрудиться. Нам нужно понять, как правильно поститься, с чего начать и чем продолжить пост.

Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы испросить друг у друга прошения. Почему нам нужно просить прощения друг у друга именно сегодня? Ведь мы одна община, часто видимся и, может быть, могли бы просить прощения  каждый день или уже его просили. Да, во многих монастырях вечером насельники друг у друга испрашивают прощения. И есть заповедь «да не зайдет солнце во гневе вашем». Действительно, каждый человек, кто обиделся или обидел, должен попросить прощения тут же, в тот же самый день. Но все ли мы так совершенны? Так ли мы внимательны в течение жизни, чтобы доподлинно знать, что мы уже попросили прощения у всех, кому причинили боль, и никто на нас не держит обиды?

Не так часто случаются в нашей жизни подобные великие события, наполненные трепетным ожиданием, такие, как Пасха. Хочется, чтобы каждый великий пост приносил в нашу жизнь что-то новое, чтобы мы освобождались от наших грехов и страстей, познавали новые высоты в духовной жизни; чтобы мы год от года двигались к Богу, становились не хуже, но  лучше. Начиная это великое дело, которое совершается только лишь раз в год, хочется начать его без всякого препятствия, без всякой помарки, поэтому мы все собрались здесь сегодня, чтобы попросить друг у друга прощения.

Знаем мы друг друга или не знаем, важно чтобы мы были прощены друг  другом, чтобы совесть наша стала чиста. Действительно, «…если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда принеси дар твой» (Мф. 5, 23-24).

Со своей стороны, я хочу сегодня испросить у вас прощения за то, что, будучи архипастырем, мало трудился; проводил жизнь не столь молитвенно, как надо было бы; совершал Богослужения не так дерзновенно и часто, как следует; допускал в своей жизни малодушие, гнев и многие другие грехи, которые  ведомы Богу и мне. Хочется попросить прощения, если кого-то из вас чем-то обидел лично. Простите меня за все, чем грешен словом, делом и помышлением и всеми моими чувствы!

Бог Благодатию Своею и человеколюбием да помилует и простит всех вас!

Начиная поприще Великого поста, мы испрашиваем благословение у Бога на этот пост. Сейчас мы с вами прочтем молитву и будем следовать словам этой молитвы в том, что мы обещаем Богу, о чем мы Его просим, чтобы эта молитва прошла в самые глубины нашего сердца, в самые глубины нашего существа, чтобы нам поститься и получать плоды этого поста: очищение души, покаяние и через это – стяжание благодати Духа Святаго.

Да благословит вас Господь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.