Раньше я глотала толстые романы, повествования, фантастику, приключения, детективы, любовные аллюзии одним рывком. Как и сказки в детстве. Читала везде, всегда и всюду. С бутербродом в руках, под одеялом с фонариком, втайне от отца, в школе – держа книгу в парте, чтоб не увидел учитель, на остановках – как ожидая городской транспорт, так и внутри него, нисколько не заботясь ни о зрении, ни о пищеварении, ни о пропущенном мимо ушей уроке. Я не видела реальный мир вокруг, потому что любила погружаться в мир иной, увлекательный и манящий. Мне кажется, что тот, кто любил читать, так и остается на всю жизнь неисправимым романтиком, верящим в добро, справедливость и счастье, даже познав предательство, лукавство и обман. 
В последнее время, с началом воцерковления, я вдруг поймала себя, что не стремлюсь проглотить интересную книгу. Мало того,  мудрую литературу люблю принимать дозированно, как  хорошее и редкое вино, небольшими глотками. Погрузишься в тот или иной рассказ или страничку духовных писем и замираешь, как оценщик послевкусия аромата и букета принятого напитка, зажмуривая глаза. Прочел и пребываешь в долгом осмыслении, в сравнении, в каком-то погружении в смысл прочитанного, дорожа каждой мыслью, каждым сюжетот, а порой и фразой, помогающей нам жить. Иногда хорошая книга наполняется, как записная книжка, закладками, подчеркиваниями, заметками, восклицательными знаками или вопросами. Не нашел ответ, бежишь к духовнику. 
И ведь что самое смешное зачастую в чтении – боишься увидеть последнюю страницу, ввергающую тебя в разочарование. Все. Конец. А так хочется еще и еще. А так как конец всегда неизбежен, порой мусолишь ту или иную книгу, растягивая радость от новых открытий автора, порой единых с твоими размышлениями и пониманием бытия. 
Я очень сожалею, что эта книга не сразу попала в мои руки, сожалею, что так долго читала, осмысливая прочитанное, сожалею, что давно не отписалась – о своих впечатлениях, восприятии чужого опыта и откровенного разговора с читателем. Хотелось, чтобы больше людей прикоснулись к ней и открыли для себя удивительный мир общения с Богом, наблюдения окружающей нас жизни и глубокого понимания ее смысла… 
Честно признаюсь, когда ко мне обратился редактор Братского епархиального сайта с просьбой написать рецензию о книге протоиерея Александра Белого, я растерялась. Не потому, что она не оставила никаких впечатлений или мне совсем нечего было бы сказать, а потому, что автор книги “Возвращение” был моим первым священником, когда я неуверенно переступила порог Крестовоздвиженской церкви. Выработанное в период неофитства благоговение перед пастырем, особенно у женщин, так и остается на всю жизнь и оценить труд своего первого священника, принявшего твою первую исповедь, согласитесь, сложно. Он был первым, кто стал за меня молиться, кто оказался неравнодушным к моей судьбе. И вот теперь, по истечении каких-то двадцати лет, мне предложили высказать свое мнение о его литературной работе. 
Признаюсь и в том, что передо мной довольно сложная задача. Похвалить, страшно, поругать и сделать замечание — нет причин. Прекрасно понимая, что даже твердо стоящий на пути спасения человек  с большим багажом духовного и житейского опыта всегда может упасть от опасного состояния тщеславия, я расстерялась. А кто защищен от него, если оно живет в нас непрестанно и только Господь волен избавить от сего опасного свойства. В своих молитвах и деяниях сами отцы церкви, подвижники всеми способами избегали творить внешние дела добра, чтоб не попасться в хитрое искушение под очаровательным названием – духовная прелесть. Они лишь несли свое послушание и молили о видении своих грехов. Разве что скрывали свою сущность под маской юродства. 
Одно могу сказать — за паству этого священника можно быть спокойным, хотя даже самый мудрый, опытный, а может, и великий молитвенник не способен помочь человеку, не желающему лично принять участие в своем спасении. Как-то мой наставник выразил все это одной мыслью — Всемогущий Бог не сможет спасти человека без его собственной свободы выбора. Так что фраза — «Без меня меня женили» здесь не проходит. 
Так вот, возвращаясь к этой замечательной книге, могу лишь сказать: как бы ни был скромен и сдержан человек, какой бы маской смеха или юмора он ни скрывал свою мудрость и глубину своей души, ничто так не выльет все наружу, как его творение в виде своих мыслей, рассуждений, рассказов и повествований. Автор самокритичен, легкая самоирония звучит в его рассказах, но его размышления о духовном становлении человека глубоки, серьезны и наблюдательны из собственного духовного опыта. 
Сказать, что она мне понравилась, это ничего не сказать. Ты проживаешь вместе с автором его детство, его становление в церкви, смеешься вместе с ним, расстраиваешься за тех, кто так и не нашел свой путь к Богу, радуешься за тех, кто остался с Ним, с трепетом следишь за настоящими приключениями, связанными с возращением нашего великого Святителя Иннокентия домой и диву даешься, каким чудом Божьим, мощи все-таки вернулись в Иркутск, несмотря на  катастрофы поездов, противление противоестественных сил и событий. Узнаешь в героях своих друзей и знакомых. Вспоминаешь становление нашей епархии год за годом, перелистывая страницу за страницей. В книге нет пустых трескучих фраз, какого-то надуманного максимализма верующих. Наоборот. Все естественно, жизненно и просто. В его самоиронии узнаешь и себя, свои ошибки и немощи. Он как истинный пастырь учит нас на своем горьком опыте, не судя и не обвиняя других, лишь смеясь над собой. 
Без искренности ничего невозможно, без нее все – ложь. В этой книге вы не встретите ни одной фальшивой ноты, как и высокопарных поучений. Общаясь в жизни и интернете со многими отцами, я часто встречаю священников, четко проводящих грань между собой и мирянами. Я не о нашей, к сожалению, частой фамильярности, а о подчеркнуто навязанном почитании сана и уважении к нему. У автора нет и этого. Как-то в первые годы моего воцерковления один из священников, вернее, его матушка, в связи с моей работой, настойчиво требовали от меня полного послушания и, поверьте, во мне все сопротивлялось каждой клеточкой души и тела. Но встретив своего нынешнего духовного наставника, я сразу исполнила то, о чем меня даже не просили. Тогда я в первый раз поняла суть слов — «Спасайся сам и рядом спасутся другие». Так и книга отца Александра каждой своей страничкой не поучает, а открывает сердце ее автора. И ему невозможно не верить. Он не снисходит до вас, он ведет за собой в свои воспоминания и делится всем, что приобрел по сегодняшний день.. 
Часто мы требуем от людей и ждем от них правильных поступков, справедливости, правды, будучи сами несовершенны. Поэтому даже в познании Бога и стремясь к Нему, продолжаем совершать ошибки, огорчаться, впадать в уныние, обижаться, раздражаться и разочаровываться. В то же время забывая, как много было отпущено и прощено нам Самим Творцом, и будучи лояльны к себе, продолжаем предьявлять требования к другим. Если б мы сосредотачивались на себе, как положено христианину, то для нас исчезли б ошибки других. А это уже о внутренней жизни православного человека, о чем дает нам понять автор. 
Читаешь его воспоминания, шутливые рассказы и видишь автора смешливым, ироничным и наблюдательным человеком. («Кошелек» или «КГБ»). Но когда прикасаешься к его духовным размышлениям, понимаешь, как глубок его опыт общения с Богом, с собственным сердцем. Можно было б подумать — не о разных ли людях речь? Наоборот. Перед нами священник, в котором живут в гармонии адекватное отношение к житейским делам, к людям, нашему быту и, не побоюсь сказать, духовная мудрость, основанная на Святом Писании, покаянии, вере, надежде и любви. 
Хочется закончить словами, сказанными автору книги в начале его пути к Богу архиепископом Хризостомом: «Если ты ищешь в Церкви святых людей, то ты обрекаешь себя на частые разочарования. А если ты ищешь в Церкви Бога, то ты пришел по адресу». 
Думаю, что отец Александр адресом не ошибся, чем щедро и поделился со своим читателем. Он выбрал истинный путь, которым, спасаясь сам, помогал и помогает спасаться другим.
А мы будем ждать от автора новых книг, впечатлений, рассказов и удивительных открытий, наполняющих наш окружающий и внутренний мир. 
Ирина Дмитриева
Белый-Кругляков, Александр (Протоиерей). Возвращение / А. Белый-Кругляков. – Иркутск : Репроцентр А1, 2013. – 179 с. : ил. ; 20,5 см. – 1000 экз. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.