Более 10 лет назад братские священнослужители начали активно возрождать традиционную  русскую и казачью культуру. Сегодня центр военно-патриотического воспитания «Ладья» при Свято-Иннокентьевском приходе в Энергетике является одним из самых ярких и самобытных объединений в городе. Настоятель прихода священник Андрей Дорогобид рассказал о том, почему свои культуру и традиции важно не только знать и сохранять, но и сделать их частью повседневной жизни.

 

— Отец Андрей, известно, что «Ладья» базируется на культуре и традициях казачества. Почему было выбрано именно это направление?

—  В 2002 году мы посетили семинары в Усть-Куте, где новосибирский центр военно-патриотического воспитания «Сигнал» рассказал о своем опыте изучения казачьей культуры. Нам это показалось интересным, и постепенно стали создавать свой центр. У нас появились единомышленники – в основном, потомки казаков, правда, не тех, которые осваивали Сибирь, а уже из нового поколения – первостроителей Братска. Было совершено несколько экспедиций на Дон, по селениям Иркутской области. В Усть-Илимске, например, мы нашли старинный казачий старинный род Карнауховых, который участвовал еще в освоении Сибири. Мы были вдохновлены этой работой и первый традиционный казачий праздник – Масленица – был проведен узким кругом уже в 2003 году. Так стал формироваться наш центр, целью которого является не только военно-патриотическое воспитание, но и изучение традиционной русской культуры. Мы не разделяем русскую культуру и казачью, считаем ее единой. Конечно, есть различия, поскольку различались крестьянское и казачье сословия. Есть различия в костюме, в песнях, обычаях, но все же нет стремления подчеркивать эти различия. Три года назад деятельность центра обрела особый смысл – был освящен наш Свято-Иннокентьевский приход, и поскольку казачья русская культура неразрывно связана с православием, та духовная свеча, которая зажглась в Энергетике, стала неотъемлемой частью «Ладьи».

— О сибирских казаках мало что известно, не много данных и о том, как жили они в Братском остроге, на территории Иркутской области. Что удалось выяснить вам в ходе ваших исследований?

— Казаки, как известно, внесли определяющий вклад в развитие Сибири. Еще со времен Ермака Тимофеевича речь шла не о завоевании, а об освоении Сибири. Это очень важно, потому что казаки руководствовались в своем нелегком пути заветом апостола Павла: «Все изучайте, хорошего держитесь». Ни один малый народ Сибири не был истреблен, ни о каких резервациях не шло речи. Напротив, казаки освободили малые народы от правления Кучума и взяли их под государеву руку – под защиту, привнесли культуру, письменность, веру. Но никогда не было насаждения, казаки и сами многое заимствовали у малых народов – это видно и в элементах одежды, песнях, обычаях. Этот дух казачества присутствовал и на братской земле, хотя как таковых поселений казаков здесь не было. Отряды шли, прокладывали путь, а крестьяне уже осваивали земли. Поскольку казаки исторически жили на границах государства, то мощно и по сей день оно представлено, например, в Забайкальском крае. Наша местность не пограничная, поэтому казачество здесь представлено в меньшей степени, однако это не мешает нам изучать его культуру и традиции. 

— Что сегодня представляет собой центр «Ладья» и что может дать подрастающему поколению получаемое ими образование?

— В центр входит около 100 человек. Помимо организации традиционных праздников, таких как полюбившаяся жителям Энергетика Масленица, Красная горка, свадьбы, различные обряды и т.п., серьезное внимание уделяется работе с детьми. Занятия ведутся, начиная с 1,5 лет. Здесь мы проводим традиционные игры для детей, рассказываем о культурных особенностях, обычаях, но пытаемся не ограничиваться лекциями, а вовлекать детей и взрослых в непосредственный процесс – те же игры, праздники. Русская традиция испокон века жила в быту. И мы ставим себе задачу возродить не музейные традиции, чтобы они не были мертвыми, а чтобы жили в семьях и передавались будущим поколениям. Ведь наши предки были мудрыми, и те традиции и обычаи, которые у них были, они применимы и сегодня. Более того, они необходимы. Русская традиция должна пройти через сердце. Говорят, культура готовит почву сердца, чтобы на ней прорастали духовные семена. Бывает так, что человек ничего не знает о культуре, но звуки балалайки, гармошки, какие-то напевки, частушки способны раскрыть его душу. Потому что эта культура живет в сердце русского человека, пусть даже неосознанно. И бывает обидно слышать, как современные люди говорят, что в русской культуре нет никаких особенностей. Много мы сегодня знаем о культуре и обычаях Ирландии, Японии, Китая, а о своей – ничего. А ведь Россия – страна с тысячелетней историей, она богата, нужно лишь ею заинтересоваться.

— Всего 10 лет в Братске существует славянская община. Можете ли вы сказать, что те духовные семена уже дали свои плоды?

— Те семьи, которые приходят в наш центр, в наш приход, как правило, становятся многодетными. Многодетность всегда была традиционной в русских семьях. Сегодня это, к сожалению, уходит.  А ведь когда в семье много детей, это позволяет гораздо лучше справляться с воспитанием, уходят многие крены родителей, детей, нет нужды в каких-то психологах, все намного проще становится в такой семье. Также начинают по-другому относится к своей культуре, появляется интерес и чувство гордости за свою историю, свою страну. А те люди, которые знают и ценят свою культуру, – с большим уважением относятся и к культурам других народов. Возвращаясь к теме казачества, хочу привести такой пример: в царские времена, когда казаки жили на границах, они довольно часто брали себе на воспитание на 2-3 года детей из семей пограничных народов. Также отдавали им своих. Это процветало на Кавказе. Дети росли, узнавая культуру и обычаи своих соседей, потом возвращались домой, и уже зная изнутри жизнь других народов, у них формировалось уважительное к ним отношение. Этого, возможно, нам сегодня не хватает во взаимоотношениях с кавказскими республиками. Исчезло это взаимопроникновение культур, взаимопонимание, уважение. Не стало взаимосвязи. И когда приходят чужаки, начинают навязывать свои взгляды и идеи, их никто не прогоняет, их темное дело укореняется. В стародавние же времена, когда в селение приходила стая волков, собирался весь народ и разом волков отстреливал. 

— Иногда можно слышать такие упреки, что истинного казачества больше нет, остались одни картинные праздники, танцы, сборы. Есть ли у современного казачества, претерпевшего в советские годы настоящий геноцид, шанс возродиться в полную мощь?

— Можно ли было сказать в 80-е годы прошлого века, что церковь возродится? Что в Братске появится церковь? Прошло не так много лет, и мы видим это возрождение. Казачество всегда было войском христовым. Отказаться от своих идеалов, служения царю и Богу казаки не могли, поэтому, как и церковь, они были подвержены гонениям. Но возрождается церковь – возрождается и казачество. Может быть, у нас это не так заметно, но в местах традиционного присутствия казаков уже идет масштабное восстановление этого сословия, они уже начинают полноценно участвовать в жизни государства. Появляются кадетские корпуса, училища, институты казачьей направленности. Конечно, не за несколько лет все делается. Как сословие казачество формировалось на Руси сотни лет. Уверен, новый путь возрождения будет не столь длительным, но не менее важным и интересным.

Беседовала Елена КУТЕРГИНА

«Братский лесохимик»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.