В последний воскресный день перед праздником Святой Троицы установлено праздновать память святых отцов первого Вселенского Собора. Всей Церковью мы вспоминаем, какой дорогой ценой приобреталось истинное знание о нашей вере и исповедует те догматы, которые были приняты в 325 году в Никее. Именно поэтому мы называем себя православными – стоящими на правом пути, открытом нам святыми первых веков после Рождества Христова.

Вселенские Соборы проходили в сложнейшие исторические периоды жизни Церкви. Для нас особенно важно, что ключевые вопросы в Церкви никогда не решал один человек или узкая группа — авторитетом обладает только соборный разум Церкви и решения Вселенских Соборов.


Воскресенье, 31 мая 2020 года, память святых отцов первого Вселенского Собора

Важно понимать, кем были святые отцы и зачем так важно было сформулировать Символ Веры 1625 лет назад. В то время активно развивалась арианская ересь, которую поддерживали и правители. А в древние времена многое в Церкви зависело от позиции императора. Арий утверждал, что Господь Иисус Христос не единосущен Отцу. В IV веке заканчивается период мученичества, но не борьба за Истину. Война за души человеческие принимает иные формы, не всегда очевидные. Опасность приходит из самой христианской среды — церковные люди, несущие дух тьмы. Причем еретиками могли быть пресвитеры и даже епископы, которых слушали сотни и тысячи мирян.

Получалось, что хотя четыре века гонений на христиан закончились, Церкви грозил как минимум раскол. Пор разным оценкам на соборе собрались от 220 до 318 участников. Сегодня нам может показаться, что там должны были быть ученые, люди образованные, богословы, поскольку речь шла о таких сложных вещах как догматы, не имеющих связи с реальной жизнью, практического применения. На самом деле собрались люди, просвещённые в первую очередь Духом Святым, жизнью своей свидетельствующие об Истине. Многие из них были исповедниками, настоящими святыми: Павел Неокесарийский приехал с обожжёнными руками, Пафнутий Фиваидский, лишенный правого глаза, с подрезанным коленом и с клеймом, искалеченный Потамон Египтянин с выколотыми глазами. Многие участники собора совершали чудеса в своей земной жизни, близки нам до сих пор как святители Спиридон Тримифунтский и Николай Чудотворец. Когда «простеца» Спиридона спросили, как можно понять единство Святой Троицы, он сказал, что и в жизни нашей так бывает, когда три стихии объединены в одно. Он сжал в руке кирпич, из которого потекла вода и одновременно вспыхнул огонь, а глина осталась в руке.

Символ веры, принятый на этом соборе, утвержден не только человеческой мудростью, а святостью его участников. За каждой Божественной литургией мы исповедуем свою веру именно их словами. Сокровище, которое Церковь сохранила для нас до сих пор, сохраняется незыблемым, потому что ведет нас ко спасению. Мало признавать полезным евангельское учение о нравственности, важно знать догматическое учение и жить в соответствии по вере.

Сегодня как никогда много возможностей изучения даже таких сложных и далеких, казалось бы, вопросов, как Вселенские соборы. Но даже если что-то в нашей вере остается непонятным, всегда можно спросить об этом.

Тропарь Недели святых отцов I Вселенского Собора 

Препросла́влен еси́, Христе́ Бо́же наш,/ свети́ла на земли́ отцы́ на́ша основа́вый,/ и те́ми ко и́стинней ве́ре вся ны наста́вивый,// Многоблагоутро́бне, сла́ва Тебе́.

Кондак Недели святых отцов I Вселенского Собора

Апо́стол пропове́дание, и оте́ц догма́ты,/ Це́ркви еди́ну ве́ру запечатле́ша,/ я́же и ри́зу нося́щи и́стины,/ истка́ну от е́же свы́ше богосло́вия,// исправля́ет и сла́вит благоче́стия вели́кое та́инство.


День памяти святых

Мученик Феодот Анкирский и семь мучениц: Александра, Текуса, Клавдия, Фаина, Евфрасия (Евфросиния), Матрона и Иулия (303)

Содержатель гостиницы в Анкире (современная Анкара) Феодот укрывал у себя христиан от преследований, питал и одевал, выкупал заключенных, погребал тела мучеников. Когда все храмы в городе были закрыты, богослужения стали совершать у Феодота. Он поднял со дна озера тела семи дев, проживших до старости в целомудрии, преданных истязаниям за веру и утопленных с привязанными на шею камнями. Сделал он это по повелению святой Текусы, которая явилась ему ночью и указала место. Он перенес останки к церкви и захоронил их. Правитель, узнав об этом, велел найти виновных, а тела мучениц извлечь из земли и сжечь. Родственник Феодота выдал его. Мученик отказался принести жертвы идолам и исповедал веру в Иисуса Христа. После пыток мученика на 15 дней заключили в темницу, затем снова истязали и казнили.

Мученики Петр, Дионисий, Андрей, Павел и мученица Христина (249–251)

Первым пострадал юноша Петр. На суде правителя он исповедал свою веру во Христа, отказался поклониться идолу богини Венеры. «Христианин не будет кланяться идолу блудной женщины», за что терпел муки и усечение мечом. В то же время судили Дионисия, Андрея, Павла и Никомаха. Последний не выдержал пыток и отрекся – принес в капище жертву и сразу же умер в страшных мучениях. Отречение Никомаха слышала 16-летняя девица Христина и воскликнула из толпы: «Окаянный и погибающий человек! Вот ты из-за одного лишь часа стяжал себе теперь вечную и несказанную муку!» Эти слова услышал правитель, велел схватить и отдать на осквернение блудникам. Но после явления ангела Божия юноши просили прощения у святой и ее молитв, чтобы не постигло их наказание. Утром правитель отдал Дионисия, Андрея и толпе язычников на растерзание: за ноги их притащили к месту казни и там побили камнями. Туда прибежала святая Христина, чтобы умереть вместе с мучениками, но, по приказу правителя, ее усекли мечом.

Мученики Симеон, Исаак и Вахтисий (IV)

Они жили в III веке в Персии при царе Сапоре, жестоком гонителе христиан. Они отказались отречься от Христа: «Мы не отречемся от Творца твари и не поклонимся солнцу и огню». Святых истязали, бросили в темницу, неделю не кормили и усекли мечом.

Мученики Ираклий, Павлин и Венедим

Пострадали за Христа в Афинах за проповедь язычникам о Христе. За призыв оставить поклонение идолам их судили вместе с учениками, воспринявшими истинную веру. После многих истязаний бросили в печь, в которой мученики предали свои души Богу.

Мученики Давиид и Тиричан (Таричаен) отроки (693)

Святые, грузины по происхождению, были родными братьями. После смерти благочестивого отца их дядя, брат матери, язычник Феодосий задумал присвоить себе наследство и стал уговаривать свою сестру с детьми предать веру. Семья бежала в Южную Грузию, оставив имение. Феодосий разыскал их и убил братьев, пасших в горах скот. И сразу ослеп. Сестра помазала его глаза землей, впитавшей кровь Давида, — Феодосий прозрел и исповедал Христа. Ночью тела мучеников озарились светом. Феодосий воздвиг церковь во имя Давида.

Преподобный Макарий Алтайский (1847)

190 лет назад архимандрит Макарий, основатель миссии, крестил первого на Алтае местного жителя. Краткая обработка жития преподобного Макария на радио «Вера» особенно ярко описывает это событие. Живя на Алтае, архимандрит Макарий не только переводил Писание на местный язык, но и занимался русским переводом Ветхого Завета, писал в Синод и императору Николаю I, называя восстание декабристов, наводнение в Петербурге и прочие бедствия прямым следствием нерадения о деле духовного просвещения России. О трудностях перевода Библии на русский язык и вкладе в него преподобного Макария в нашем материале. Пять лет назад, в день рождения Алтайской духовной миссии, патриарх Кирилл совершил Литургию на центральной площади Горно-Алтайска, в которой приняли участие около 5 тысяч человек.

Праведный Иоанн Кормянский, пресвитер (1837 — 1917)

Родился в белорусской деревне Шерстин в семье священника. Еще до родов мама получила предсказание блаженного о нем как об избраннике Божием. После рождения младшего сына священник Иоанн в 48 лет осуществил мечту – посетил Киево-Печерскую лавру. Там получил благословение от старцев на монашеский образ жизни: до смерти не вкушал мясной пищи, во время ночных бдений читал Иисусову молитву. Он не дожил до октябрьской революции, но предсказал ее, как и день своей кончины.

Иконы Божией Матери

Чолнская (Челнская)

Спасо-Челнский мужской монастырь был основан на берегу реки Десна в месте, где образ Богородицы явился (приплыл в никем не управляемом челне) местному пастуху. Произошло это не позднее XVI века. Князь Трубчевский, страдавший от тяжкого недуга, получил полное исцеление после молитв перед иконой и построил часовню. После закрытия монастыря в 1923 году, следы чудотворной иконы Божией Матери теряются. Сохранился лишь список, который находится в Трубчевской церкви Сретения Господня Брянской епархии.

«Умиление» Псково-Печерская (1524)

Написана в 1521 году иеромонахом Арсением с Владимирской иконы Божией Матери, принесена в обитель во время игуменства преподобного Корнилия (†1571). Ежегодно с 1601 по 1918 в седьмую Неделю по Пасхе чудотворную икону “Умиление” носили крестным ходом из Псково-Печерского монастыря в Псков, почитая как исцелительницу незрячих и заступницу рубежей России.

В 1581 году Пресвятая Богородица явилась благочестивому старцу Дорофею, предупредила о грядущих бедствиях, тогда архиепископ вызвал в Псков игумена обители с образом «Умиление». Тщетно многотысячные войска Стефана Батория в течение пяти месяцев тридцать раз пытались взять псковский кремль штурмом. В память чудесного избавления от тяжелой осады при царе Феодоре Иоанновиче икона была украшена драгоценностями – жемчугом, алмазами, изумрудами.

В 1812 году, когда Наполеон занял Полоцк, угроза снова нависла и над Псковом: в день крестного хода с иконой русские войска отбили Полоцк. В память этого события в Печерской обители был воздвигнут храм в честь Святого Архистратига Божия Михаила (1815–1827). С 1997 году традицию крестного хода в седьмую Неделю по Пасхе возобновили: теперь икону носят внутри обители — из Успенского в Михайловский храм и обратно.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Умиление» Псково-Печерской

О, Преблагослове́нная Де́во Богоро́дице Влады́чице! Ма́ти всех стра́ждущих и боле́знующих се́рдцем! Страны́ на́шея и гра́да Защи́тнице! Оби́тели Пско́во-Пече́рския красото́ и сла́во! При́зри на нас смире́нных, обремене́нных грехи́ мно́гими, отягче́нных скорбьми́ и печа́лями, и с сокруше́нием и слеза́ми взира́ющих на пречи́стый лик Твой, в чудотво́рней ико́не явле́нный. Сохрани́ от вся́каго зла святу́ю оби́тель сию́, ю́же преподо́бный Корни́лий со ста́рцы Ма́рком и Ио́ною Тебе́ вручи́ и всех в ве́ре и наде́жде подвиза́ющихся в ней. Спаси́ и град сей, и вся лю́ди, правове́рно живу́щия и к Тебе́ прибега́ющия, от наше́ствия иноплеме́нных, от вся́каго стра́ха и тру́са, от мо́ра и гла́да, от злых челове́к и вся́ческой ско́рби. Прини́кни к нам милосе́рдием Твои́м, я́ко ли́ком Твои́м Боже́ственным любе́зно прини́кла еси́ к лани́те Богомладе́нца. Согре́й нас дыха́нием Твоея́ любве́ и никогда́ же отступа́й от нас, ни в сей жи́зни, ни в бу́дущей, да ча́юще Твою́ всеси́льную Матери́нскую по́мощь, сподо́бимся безбе́дно дойти́ ве́чныя жи́зни и прославля́ть Небе́снаго Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, во ве́ки веко́в. Ами́нь.


Особенности богослужения

Церковь призывает нас радоваться – за богослужением все еще не совершаются земные поклоны. Интересно, что правило, ограничивающее поклоны на послепасхальный период, приняли тоже на Никейском соборе. Закончился период пребывания на земле Воскресшего Спасителя, поэтому пасхальные песнопения в этом году мы больше не услышим. Но через неделю будем праздновать Троицу – день рождения Церкви. Во многих регионах пока еще нет возможности прийти в храм, верующие молятся, слушая и наблюдая трансляцию богослужения. Чтобы происходящее в храме было более понятным, можно следить по тексту.


Традиции праздника

Никейский собор определил христианам праздновать Пасху не в иной день недели, как в первый, или воскресный. Седьмое воскресенье по Пасхе – единственное между Вознесением и Троицей, особых 10 дней в церковном году. Этот короткий период выделяется в традиции особо: уже не читается тропарь Пасхи, но и молитва «Царю Небесный» еще не звучит – молитвословия сразу начинаются с Трисвятого («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас»).

 По материалам Фома.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.