Воскресенье, 28 ноября 2021 года, начало Рождественского поста


Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — посещению храма. В этот день мы откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии.

Тропарь преподобному Паисию Величковскому

Странен быв на земли, Небеснаго Отечества достигл еси преподобне отче Паисие, добротолюбия подвижниче, верных научил ум к Богу возводити и сердцем к Нему взывати: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.

Кондак преподобному Паисию Величковскому

Избранный иноческаго жития ревнителю, яко пчела многотрудная писаньми отеческими души наша снабдил еси, коегождо наставляя на путь спасения, сего ради зовем ти: радуйся, Паисие премудре, старчества духовнаго в стране нашей возродителю.

Молитва преподобному Паисию Величковскому

О великий наставниче, ревнителю и учителю премудрый всех чающих спасения и подвига духовнаго, преподобне отче наш Паисие!

Услыши нас, грешных, тебе верою и любовию призывающих, и вонми прошением нашим.

Ты от юности любве ради Божия оставил еси отечество твое и в иных странах безмолвия ища, во Святей Горе Афонстей и обителех иноческих Молдовлахии небесное богатство стяжал еси.

Ты великим воздержанием, в трудех, теснотах и крайнем лишении плоть твою духови покорив, стяжал еси сокрушение сердечное, трезвение, истинное безстрастие, молитву сердечную и сим обновитель древняго иночества и столп Православия показался еси; темже десница Божия учителя, наставника и чадолюбиваго отца возведе тя и благоволи собрати священный вертоград ученик твоих, иже простре отрасли своя во вся концы Российския земли.

Умоли всещедраго Бога, да сохранит святую Церковь Русскую и вся святыя Церкви Православныя в союзе единомыслия веры, мира и братския любве, паче же от расколов пагубных, междоусобных нестроений и сеющих раздоры избавит и в непоколебимем благостоянии утвердит, во спасение всех истинно исповедающих пресвятое имя Его.

Испроси, угодниче Божий, отечеству и народу нашему мира и благоденствия, изобилия плодов земных и благоустроения весей и градов наших, обителем же иноческим жития богоугоднаго, да славится в них пресвятое имя Господа и Бога и обретают в них вечное спасение любящия Его.

Помози нам, в суетнем и грешнем мире сем странствующим, отче преподобне, и умоли Господа даровати нам оставление всех прегрешений и во исходе душ наших избавити нас воздушных мытарств и вечнаго мучения, да молитвами твоими, узревше неизреченную славу Христа Бога нашего, возблагодарим тя, заступника и предстателя за всех любящих и чтущих имя твое, и прославим Безначальную Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков.

Аминь.


Святые дня

Мученики Елпидий, Маркелл и Евстохий (361–363)

Святые пострадали в правление Юлиана Отступника (361–363). Важный сановник Елпидий служил при императорском дворе. Но его как христианина предали суду вместе со святыми Маркеллом и Евстохием. После пыток их сожгли. На месте, где христиане погребли останки святых, было явление Спасителя с ангелами. Господь воскресил Елпидия, а император вновь приказал пытать святого. Мученик молился и тогда стоявшие неподалеку идолы рассыпались. Более 6 000 язычников-свидетелей чуда уверовали. А святой Елпидий… был вновь сожжен.

Мученик Димитрий Дабудский (конец III — начало IV)

Воскресенье, 28 ноября 2021 года: что будет в храме?

Святой мученик Димитрий происходил из селения Дабуда, во Фракии. Когда префекту Публию донесли о вере святого, тот приказал схватить мученика. На допросе Димитрий говорил о Святом Духе и учил о воплощении Иисуса Христа, о Его благости и человеколюбии. Обличение идольского обольщения разгневало правителя, который приказал отсечь ему голову.

Ммощи святого Димитрия были погребены и еще в Х веке источали исцеления всем приходящим к ним.

Преподобный Паисий Величковский (1722 — 1794)

Воскресенье, 28 ноября 2021 года: что будет в храме?

Преподобный Паисий Величковский родился в тысяча семьсот двадцать втором году, в Полтаве. Уже в семнадцать лет он ушел в монастырь. Одно время Паисий подвизался на Афоне, где основал скит пророка Илии. Там он приобщился к традициям Афонского монашества, умной молитве, строгому уставу местных обителей. Но основным делом жизни преподобного стало устройство монашеской жизни в Валахии, на территории нынешней Молдавии. В монастыре Драгомирны, а позже в Секуле и Нямецком монастыре преподобный ввел устав по чину Афона. Основные идеи этого устава: нестяжательность, послушание, умная молитва и чтение книг, труд и благотворительность. От учеников святого Паисия Афонский опыт распространился по всем российским монастырям. По словам историка ФедОтова, «Паисий Величковский стал отцом русского старчества. Непосредственно связанная с ним Оптина пустынь и Свято-Успенская Саровская пустынь сделались двумя центрами духовной жизни: два костра, у которых отогревается замёрзшая Россия».

Новомученики и исповедники Российские

Священномученик Николай Щербаков (24 июля 1876 — 28 ноября 1937)

Священномученик Николай Щербаков родился в Самарской губернии, в тысяча восемьсот семьдесят шестом году. Он закончил семинарию и принял священнический сан. В тридцать втором году отца Николая арестовали. Для придания законности происходящему его обвинили в спекуляции. Но нелепость обвинения была настолько очевидна, что священника отпустили. Через три года – новый арест. Несостоявшемуся спекулянту приписывают руководство контрреволюционной группой и разговоры о необходимости убийства Сталина. На сей раз отца Николая отправили в ссылку в Семипалатинск. Там он работал два года счетоводом. В городе к тому времени не было ни одного действующего храма. В тридцать седьмом году последовал новый арест. Священника обвинили в антисоветской агитации: «Щербаков… распространял провокационные слухи о конституции СССР, восхвалял буржуазный строй. Выражал явное недовольство о политике цен на промтовары, контрреволюционно истолковывая их». Исходя из абсурдных обвинений, священномученика Николая приговорили к расстрелу.

Священномученик Петр Конардов (1870 — 28 ноября 1937)

Воскресенье, 28 ноября 2021 года: что будет в храме?

Священномученик Петр Конардов родился в Московской губернии в тысяча восемьсот семидесятом году, в семье священника. Он пошел по стопам отца и получил духовное образование. Последним местом служения иерея Петра Конардова стал храм в Реутовском районе. В тридцать шестом году отца Петра арестовали. По обвинению во «враждебном настроении к мероприятиям партии и Советской власти» его приговорили к пятилетней ссылке в Казахстан. В поселок Щербакты было сослано много священников и монахов. Они старались держаться вместе – помогали друг другу, совершали богослужения. Это не осталось незамеченным властями. Последовали новые аресты. Отца Петра вместе с другими обвинили в участии в контрреволюционной группе и приговорили к расстрелу. Священномученика Петра посмертно реабилитировали в восемьдесят девятом году, а через одиннадцать лет – причислили к лику святых.

Священномученик Никита Алмазов (1874 — 28 ноября 1937)

Больше 40 лет он служил диаконом, в том числе военным, кавалер двух орденов, награжден 7 медалями. В 1935 году протодиакон Никита выслан из Ленинграда, как социально опасный элемент, в Казахстан. 22 ноября 1937 года арестован, 28 ноября 1937 года приговорен и в тот же день расстрелян.

Мученик Григорий Долинин (1875 — 28 ноября 1937)

Священномученик Григорий Долинин родился в тысяча восемьсот семьдесят пятом году в знаменитом селе Хохлома Нижегородской губернии. Происходил он из крестьян, работал и батраком, и коммивояжером, и конторщиком. С тысяча девятьсот восьмого года состоял в партии эсеров. После революции вернулся к сельскому хозяйству и в двадцать пятом году получил диплом на выставке «за культурное ведение хозяйства». Потом бросил землю и начал торговать хохломскими ложками. А через два года вновь занялся крестьянским трудом. Псаломщиком и диаконом в храме Григорий стал в тридцать третьем году, отсидев первый срок за антиколхозную агитацию. В тридцать пятом последовал новый арест и пятилетняя ссылка в Казахстан. Там, в поселке Щербакты отца Григория обвиняют в том, что будучи в ссылке он вошел в церковно-сектантскую контрреволюционную группу. Через неделю после ареста отца Григория расстреляли. Он был прославлен как священномученик в двухтысячном году.

Икона Божией Матери Купятицкая (1182)

Воскресенье, 28 ноября 2021 года: что будет в храме?

Явление самой древней на Белорусской земле Купятицкой иконы Божией Матери произошло около села Купятичи, расположенного на реке Ясельда в пределах бывшего Пинского уезда Минской губернии (ныне — Белоруссия).

Крестьянская девочка Анна пасла скот, когда увидела в лесу образ в виде креста, излучавший необычайно яркий свет между деревьями. Радостная девочка, отнеся икону Божией Матери домой, спрятала ее в сундук. Вернувшись на прежнее место, она снова увидела сияние между деревьями. Думая, что это другой крест, девочка положила его за пазуху. Вечером, желая показать своему отцу Василию найденные ею кресты, Анна не смогла их найти. Когда же они вместе пришли на пастбище, то уже издали увидели сияние вокруг дерева, на котором ранее чудесным образом был явлен крест. Принесенная в дом икона на следующий же день снова оказалась на прежнем месте в лесу. Пораженные этими событиями, местные жители построили на месте чудесного явления иконы церковь во имя Пресвятой Богородицы, где поставили обретенную икону.


Особенности православного богослужения

В прошлый раз мы остановились на том месте литургии, где начинается чтение отрывка из Апостольских посланий, посвященного этому дню. Сегодня мы подробно разберем сугубую ектению, то есть усиленное прошение, которое возглашает диакон сразу после чтения.

В этой молитве диакон формулирует наши общие обращения к Богу, а хор отвечает за нас трижды «Господи, помилуй!»

О чем мы просим «от всей души и всего помышления нашего»? Чтобы милостивый Бог нас услышал и помиловал. Просим о всех христианах — членах Церкви — от патриарха и правящего епископа до «всего братства нашего»; о нашей Родине и тех, кто заботится о нашем «тихом и безмолвной» жизни, то есть о власти и воинах. Благодаря им мы можем жить в благочестии и чистоте. Молимся о священниках и монахах. Просим милости к тем, кого призваны вечно поминать на молитве, — к создателям храма, в котором обращаемся к Богу сейчас, к тем православным христианам, кто пребывает в жизни вечной. Призываем Бога к милости, просим дать жизнь, мир, здравие, спасение, посещение, прощение и оставление грехов рабов Божиих всех прихожан этого храма или монастыря, в котором сейчас находимся.

После прошения диакона перед царскими вратами священник в алтаре перед престолом обращаемся к Богу в молитве с благодарностью и славословие: Ибо Ты — милостивый и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.

Затем следует заупокойная ектения и молитва об усопших, которую разберем в следующий раз.


Чтение Евангелия:

Евангелие от Луки, глава 10, стихи 25 — 37

25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? 26 Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? 27 Он сказал в ответ: “возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя”. 28  Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. 29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? 30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. 31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. 32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. 33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился 34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; 35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: “позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе”. 36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? 37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

Евангелие от Луки, глава 8, стихи 8 — 12

8 а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! 9 Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? 10 Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. 11 Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; 12 а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;

Апостольское чтение:

Послание апостола Павла к ефесянам, глава 2, стихи 4 — 10

4 Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, 5 и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — 6 и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, 7 дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. 8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: 9 не от дел, чтобы никто не хвалился. 10 Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.

Послание Апостола Павла к ефесянам, глава 6, стих 10 — 17

10 Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. 11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, 12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. 13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. 14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, 15 и обув ноги в готовность благовествовать мир; 16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; 17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.

На литургии приносится Жертва за всех людей. За несчастных и счастливых, за бездомных и военных, за инвалидов и сирот. Все участники литургии соединяются во Христе, становятся братьями и сестрами. «…Человечество до конца своей истории только этим живо и действенно: смертью и Воскресением Христа, только этим жертвенным воздухом Литургии», — писал Сергей Фудель.

Не наше усилие воли, не стечение обстоятельств, не воспитание или образование, а только Христос помогает нам преодолеть все трудности, прощать обиды, доверять и любить друг друга.


По материалам Фома.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.