В последнюю неделю весны 2020 года многие храмы все еще закрыты для посещения прихожанами. Молиться дома, даже слушая трансляцию богослужения, оказывается сложно, и с некоторой ностальгией вспоминается недавнее время, когда в удобное время можно было зайти в ближайший храм. Для тех, кто хочет вместе со всей Церковью пережить события воскресного дня, мы продолжаем проект «Готовимся к воскресенью».

24 мая 2020 года, пятое воскресенье по Пасхе, посвящено воспоминанию чуда. Спаситель совершает невозможное не только по меркам 2000-летней давности – исцеление получает неизлечимо больной. Прозревает тот, кто родился слепым.


Воскресенье, 24 мая 2020 года, о слепом

Евангельский слепой встретил Господа, и Христос исцелил его. Причем действовал не мгновенно и не слишком логично – начал с того, что наложил брение на очи. Казалось бы, влажный песок и земля вредны, могут ослепить и здоровые глаза, и тем более не полезны для слепых. Но соединение с Богом преображает верующего, об этом свидетельствует Евангелие.

К чему призывает нас Церковь в последнее пасхальное воскресенье, посвященное исцелению слепого?

  • Помнить, всегда видеть перед глазами бренность земной жизни: иметь духовное зрение, память смертную оказывается важнее телесной способности видеть.
  • Не менее важно верить: слепец не прекословил, а послушался. Он мог бы и усомниться, поскольку знал, что песок ослепляет, а не просвещает; да и в купальне Силоамской, очевидно, он и до этого много раз умывался, но исцеления не происходило.
  • Трудиться, преодолевать себя – не так легко с брением на глазах через весь город дойти до купели, чтобы очиститься. Господь учит всех нас, что дары Божии даются не просто так, «труждающиеся и обремененные» призваны к Нему, но только трудом мы можем достигнуть купели спасения.

Тропарь Недели о слепом

Собезнача́льное Сло́во Отцу́ и Ду́хови,/ от Де́вы pо́ждшееся на спасе́ние на́ше,/ воспои́м, ве́pнии, и поклони́мся,/ я́ко благоволи́ пло́тию взы́ти на кpест,/ и смеpть пpетеpпе́ти,/ и воскpеси́ти уме́pшия// сла́вным воскpесе́нием Свои́м.

Кондак Недели о слепом

Душе́вныма очи́ма ослепле́н,/ к Тебе́, Христе́, прихожду́,/ я́коже слепы́й от рожде́ния,/ покая́нием зову́ Ти:// Ты су́щих во Тьме Свет пресве́тлый.

В среду недели о слепом происходит Отдание праздника Пасхи. Отдание есть у любого праздника — оно означает завершение празднования. Церковь завершает пасхальный период и готовится, настраивается на приближающееся Вознесение Господне, которое в этом году приходится на 28 мая, четверг.


День памяти святых

В неделю о слепом Церковь напоминает, что тем, кого любит Господь, Он попускает в мире не только неприятности, но даже страдания, как бы брение на глаза. Исцеление слепорожденного свидетельствует о том, что злое на земле становится причиной небесных благ. Святые учат нас, как все бедствия, скорби, гонения, оскорбления и даже горькая смерть претворяются в жизнь в Царствии Небесном.

Священномученик Мокий (около 295)

Во время гонений на христиан убеждал язычников отказаться от скверных обычаев, обратиться к Господу и креститься. На суде у правителя на угрозы отвечал: «Смерть за Христа – великое приобретение для меня». После пыток его привели в капище Диониса, где он именем Иисуса Христа сокрушил идола. Остался невредим в раскаленной печи, пламя которой сожгло правителя. Его преемник снова пытал святого, но дикие львы ложились у ног мученика, а народ стал требовать освобождения. Казнить Мокия удалось только в Византии. Последние слова его на плахе были: «Господи, приими в мире дух мой».

Преподобный Софроний, затворник Печерский (XIII)

Подвизался в пещерах Киево-Печерского монастыря. Ежедневно прочитывал всю Псалтырь, носил на себе власяницу и тяжелый железный пояс. Слышал ангельское пение. Мощи святого почивают в Дальних (Феодосиевых) пещерах.

Священномученик Иосиф, митрополит Астраханский (1671)

Родился в Астрахани, в детстве пострадал от смуты времен Лжедмитрия I Канонизация святителя состоялась в 1918 году, накануне тех дней, когда многим священникам и верующим мирянам предстояло повторить его подвиг.

Святитель Никодим, архиепископ Сербский (1325)

Был игуменом Хиландарского монастыря (Афон), с 1316 – архиепископ Сербский. Перевел на славянский язык и ввел в употребление в Сербии Устав Саввы Освященного. Боролся против лжеучений подобно «секире, посекающей намерения еретиков, приходящих из иноплеменных народов».

Новомученики и исповедники Российские

Священномученик Михаил Белороссов  (11 мая 1869 – 14 февраля 1920)

Родился в семье диакона Павла в городе Романове-Борисоглебске (ныне – Тутаев) Ярославской губернии. Более 20 лет служил в храме Воскресения Христова. Был законоучителем в нескольких училищах, катехизатором, сотрудником попечительства о бедных духовного звания. После закрытия храма безбожниками в 1919 году решил переехать в Ярославль к родственникам в поисках пропитания. Сначала уехала супруга с пятью детьми, вторым обозом отправился отец Михаил, отказавшись переодеться в мирскую одежду – он всегда ходил в рясе с крестом. В одной из деревень местные коммунисты арестовали его, обвинили в причастности к контрреволюционному заговору и расстреляли.

Священномученик Александр (Петровский), архиепископ Харьковский (23 августа 1851 – 24 мая 1940)

Родился в семье диакона Феофана в городе Луцке Волынской губернии. Окончил семинарию, работал учителем, а с 1897 года псаломщиком. После смерти родителей стал вести вольный образ жизни. Однажды, возвратившись домой на рассвете, увидел во сне мать, которая сказала: «Оставляй эту жизнь и поступай в монастырь». Воспоминание о матери, которую любил, и укоры совести повлияли на решение изменить жизнь в 48 лет.

После первого года послушания в Свято-Троицком Дерманском монастыре 9 июня 1900 года был пострижен в монашество, через 2 месяца в иеродиакона, а 29 октября – во иеромонаха. Нес послушание в Кременецком Богоявленском монастыре, 3 года служил в Туркестанской епархии, затем в Жировицком Успенском монастыре Гродненской епархии, стал наместником Донского монастыря в Москве и 6 мая 1910 года возведен в сан игумена, служил в Лубенской Спасо-Преображенской, в 1917 году архимандрит Александр назначен настоятелем Псково-Печерской обители.

Дольше всего служил в еще не разоренном большевиками Козельщанском Рождество-Богородичном монастыре, где собрались священнослужители из разграбленных во время революции церквей. Оставался настоятелем скитской церкви даже после закрытия монастыря в 1929, организовал здесь общенародное пение во время богослужений, которые совершалась строго по уставу и с молитвенным подъемом.

В 1932 году после закрытия последнего храма архимандрит Александр уехал в Киев и был хиротонисан во епископа, в мае 1937 года переведен в Харьков и возведен в сан архиепископа. К приезду в Харьков единственным храмом был Никольский на Холодной Горе. Власти настаивали, чтобы в одно воскресенье служили православные, в другое – живоцерковники. Народ был категорически против и, во избежание столкновений архиепископ Александр благословил проект, при котором за две недели соорудили стену, отделив один предел раскольникам – кроме сорока человек туда никто не ходил.

В то же время в православной части храма, где служил владыка, причащение продолжалось по нескольку часов, после литургии совершали крещения (до ста человек в день) и почти сразу начиналась вечерняя служба.

28 июля 1938 года архиепископ Александр был арестован с обвинением в шпионаже, начались допросы с избиениями. Виновным себя не признал, но приговор к десяти годам тюремного заключения был отменен только в начале 1940 года. Следствия продолжалось. 89летний архиепископ скончался в тюремной больнице 24 мая 1940 года.

Особенности богослужения

Никогда не бывает случайным сочетание во время литургии отрывка из Евангелия и чтения из Деяний апостольских. Рассмотрим на сегодняшнем примере, затрагивающим необходимость так непопулярного в наше время поклонения.

В 9 главе Евангелия от Иоанна мы слышим, как Иисус нашел изгнанного прозревшего и спросил, верует ли он в Сына Божия? Тот отвечал: «а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! и поклонился Ему». Исцеление духовное невозможно без поклонения Спасителю.

В книге Деяний нас ждет, на первый взгляд, иной пример: женщина, «одержимая духом прорицательным» много дней ходила за апостолом Павлом и его учениками. Она, казалось бы, свидетельствовала, почти проповедовала своим криком «сии человеки рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения». Разве не в этом проявляется духовное зрение? Почему же тогда апостол Павел в возмущении потребовал, чтобы дух нечистый вышел из нее? Зачем ему нужно было так поступить, а самому за это еще и попасть в темницу?

Потому что для славы Христовой лучше прозреть духовно, даже если изгонят с бесчестием. Лучше быть заключенным в темницу и на время вынужденно замолчать, как апостол Павел. Жить так честнее и ближе к Богу, чем без конца говорить о Христе без должного Ему поклонения. Тому, что встретил рабов Бога Всевышнего и нашел путь к спасению, не нужно слов – истинное духовное прозрение всегда завершается поклонением Богу.


Традиции праздника

Наши предки жалели и сострадали слепым: им давалась более щедрая милостыня, их жалобная песнь вызывала слезы, бездомных кормили и пускали на ночлег.

В наше время возможно большее – мы видим духовную сторону жизни незрячего. Все чаще задаемся вопросом: «кто из нас слепой?»

Нам не дано исцелять слепых – мы не всегда способны с любовью и милосердием ухаживать даже за заболевшими близкими. Но по словам святого праведного Алексея Мечева, мы, по примеру Господа, можем многое сделать для облегчения несчастной доли слепцов: «Как не пожалеть бедного малютку, с самого раннего детства обреченного слепотою на нищету, унижение, лишение всех радостей? Как не поскорбеть при виде взрослого слепца, ведомого чужою рукою, при общем здоровье и силах безпомощного, безсильного? Как не оплакать слепца-старца, ставшего бременем для себя и других?»

Несчастный может не только просить, но верить и молиться, трудиться так, что при слепоте стать в положение зрячего и даже святого. Именно об этом свидетельствует житие слепорожденной Матроны, которая при жизни во время гонений на Церковь ХХ веке помогала многим. И до сих пор не оставляет своей помощью обращающихся к ней.


Сегодня многие терпят скорби, тяготы, неприятности. Сложнее справляться с жизненными трудностями без духовной поддержки, которую многим дает посещение храма, общая молитва, участие в Таинствах. И напрашивается вопрос – зачем это происходит? Почему с нами случилась коронавирусная беда? Ответ мы можем получить в воскресном Евангелии: несчастный родился слепым, чтобы явилась слава Божия. Иисуса Христа не похвалили за исцеление – слава Его не в мирском сиюминутном понимании. Наоборот, Его обвиняли в том, что Он не так (не по принятым правилам) совершил исцеление. Прославился Спаситель тем, что в душе прозревшего воссияла вечная жизнь – незрячие глаза открылись на милость и всемогущество Божие, сердце его смогло благодарностью и верой ответить на чудо.

Как важно стремиться к прозрению от слепоты к смыслу жизни, слепоты к любви и состраданию. Именно к такому исцелению призывает нас Церковь в неделю о слепом.

По материлам сайта Фома.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.