Воскресенье – выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь – посещению храма. В этот день мы откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии.


Воскресенье, 24 января 2021 года, неделя по Богоявлении

Воскресенье 24 января называется неделей по Богоявлении, потому что в этот день совершается попразднство Крещения Господня.

Также вспоминаем одного из основателей монашества — Феодосия Великого, отшельника Феодосия Антиохийского и преподобного Михаила Новгородского. Несколько новомучеников ХХ века пострадали в этот день и все они были священниками: Николай Мациевский, Феодор Антипин, Владимир Фокин и Владимир Хираско.

24 января Церковь обращается в молитве к Пресвятой Богородице перед Ее иконой Елецкой.

Тропарь Божией Матери в честь иконы Ея Елецкой:

Днесь светло красуется древний град Елец,/ поминающе славное чудо Пресвятыя Богородицы:/ егда бо на стогнах Первопрестольныя Москвы/ икону Ея чудную людие московстии сретаху,/ тогда Сама, Владычице, на горе Аргамачстей во граде Ельце,/ на сретение нечестивому Тамерлану изшедше,/ грозное его нашествие вспять обрати./ Сего дивнаго явления изображение на новописанней иконе зряще/ и Заступницу нашу за вся благодеяния Ея благодаряще,/ умильно Ей взываем:/ и в предняя не остави нас, о Мати Милосердая.


День памяти святых

Преподобный Феодоосий Антиохийский (около 412)

Преподобный Феодосий Антиохийский жил в четвертом – пятом веках. Он еще юношей оставил дом своих богатых и знатных родителей и начал отшельническую жизнь. Феодосий изнурял своею плоть и проводил время в молитвах. По преданию подвигами поста и молитвы он победил страсти, усмирял гневливость, прогонял нечистые помыслы. На своей родине Феодосий основал монастырь. Он прививал инокам любовь к телесному труду и к духовным подвигам. Преподобный с особой попечительностью относился к странникам. О высокой жизни Феодосия было известно и далеко за пределами монастыря. Его чтили и христиане, и язычники. По преданию по его молитвам успокаивалась морская стихия. И мореплаватели в часы опасности призывали на помощь Бога «Феодосиева».

Преподобный Феодосий Великий (529)

Преподобный Феодосий Великий, один из основателей монашества, жил в пятом – шестом веках. Он еще в юности стремился к отшельничеству и из родной Каппадокии отправился в Палестину. В Святой Земле он прожил в пещере более тридцати лет. К нему год от года приходило все больше учеников и желавших последовать его монашескому подвигу. Когда пещера уже не вмещала иноков, Феодосий стал молиться, чтобы Господь Сам указал место для обители. Взяв с собой кадило с холодными углями, преподобный пошел по пустыне. На одном месте внезапно угли разгорелись и воскурился фимиам. Тут преподобный и основал первый монастырь. Однажды в Палестине случился голод. К монастырю собралось множество людей, и преподобный приказал всех пустить внутрь. Ученики смутились, зная, что в монастыре нет столько припасов, чтобы накормить всех. Но когда открылись двери хлебопекарни, то все увидели, что она, по молитвам Феодосия, наполнена хлебами. Кроме помощи ближним: странникам, сиротам, больным и престарелым, монастырь жил активной духовной жизнью. Феодосий не раз выступал с обличением появившейся тогда ереси Евтихия, отвергавшего таинства и священство. Преподобный прославился также своей прозорливостью и чудесами, совершаемыми по его молитвам.

Преподобный Феодосий Великий жил в пятом – шестом веках и стал основоположником организации современных монастырей. Он родился в Каппадокии, нынешнем регионе Турции. Обладая прекрасным голосом, Феодосий был певчим и чтецом в храме. В юности он посетил Святую Землю и виделся с преподобным Симеоном Столпником, который благословил его и предсказал ему будущее пастырское служение. Стремясь к отшельнической жизни, Феодосий поселился в Палестине в пещере, в которой, по преданию, ночевали три волхва, пришедшие поклониться родившемуся Спасителю. В ней он прожил тридцать лет в воздержании и непрестанной молитве. К подвижнику постепенно начали стекаться желавшие жить под его руководством. Вскоре Феодосий основал первый монастырь или Лавру. По преданию там жило около семисот иноков. Лавра оказывала помощь ближним, давала приют странникам. В ней действовала больница для бедных и приют для престарелых. По преданию, по молитвам преподобного Феодосия не раз совершались чудесные исцеления, спасались от гибели на поле брани воины и избегали опасностей путники.

Преподобный Михаил Клопский, Новгородский (XIV)

Преподобный Михаил Клопский жил в четырнадцатом веке. Он происходил из боярского рода, и был родственником великого князя Димитрия Донского. Но Михаил покинул Москву и в рубище пришел в Клопский монастырь, близ Новгорода. По преданию его обнаружили в запертой келье. Михаил сидел в монашеском одеянии и при свечке переписывал «Деяния святых апостолов». Игумен с братией принялись расспрашивать незнакомца кто он и откуда. Но тот не открыл своего происхождения. В церкви Михаил стал петь на клиросе, за трапезой читал жития святых. Все слушавшие поражались красоте и одухотворенности его голоса. Однажды обитель посетил сын Димитрия Донского, князь Константин. Он подошел к чтецу и, присмотревшись, поклонился ему и назвал своим родственником Михаилом Максимовичем. Тот не подтвердил этих слов, но признал, что зовется Михаилом. Вскоре преподобный стал примером для братии во всех иноческих подвигах. По преданию он получил от Господа дар прозорливости. А во время голода, по молитвам преподобного Михаила, запасы хлеба в монастыре не уменьшались, хотя зерно раздавали голодающим.

Новомученики и исповедники Российские

Священномученик Николай Мациевский (12 января 1872 — 24 января 1919)

Сын дворянина Артура Мациевского окончил первый курс Казанской Духовной семинарии, преподавал в начальной школе и служил псаломщиком Сергиевской церкви села Сунгурова Казанской губернии. Через 6 лет был рукоположен во диакона, а в 1902 был рукоположен во священника к Голубятской церкви Пермского уезда и назначен заведующим церковноприходской школы. В 1907 году отец Николай был переведен служить в Осипово-Ключевскую церковь Осинского уезда, а в 1911 году — в Петропавловскую церковь села Опачевского, в 1916 году — в Христорождественский храм в селе Юм Чердынского уезда.

Расстрелян 24 января 1919 года пришедшими к власти безбожниками-большевиками вместе с настоятелем храма священником Феодором Антипиным.

Священномученик Феодор Антипин (18 сентября 1868 — 24 января 1919)

Сын крестьянина родился в деревне Верхний Шакшер Пентежской волости Чердынского уезда и по окончании Благовещенской учительской семинарии стал преподавать в школах Оханского уезда Пермской губернии. 10 марта 1896 года Федор Васильевич был рукоположен во диакона к церкви села Сылвино-Троицкое, а 9 мая 1903 года — во священника к той же церкви, с 11 марта 1908 года назначен ее настоятелем. С 1906 года отец Феодор нес послушание законоучителя в Стефановской церковноприходской школе в деревне Жебреевой и в соседних с ней деревнях. В 1909 году отец Феодор был назначен настоятелем Христорождественского храма в селе Юм Чердынского уезда, где через 10 лет был расстрелян вместе с со священником Николаем Мациевским.

Икона Божией Матери: Елецкая (1060)

Летописи зафиксировали год явления иконы, совпадающий с Елецкой-Черниговской. Исследователи считают, что Елецкая икона является поздним списком (копией) с Елецкой-Черниговской.

Помимо поясного изображения Божией Матери существуют ещё один вид Елецкой иконы — ростовой. На этой иконе изображено явление Царицы Небесной Тамерлану перед его походом на Москву в 1395 году в городе Ельце: отдыхающему в шатре на горе Аргамачь Тамерлану явилась в видении грозная Светоносная Дева с сонмом святых. В тот же день, 26 августа, жители Москвы встречали чудотворную Владимирскую икону Божией Матери и молились пред ней о спасении от страшного нашествия. Устрашенный видением, Тамерлан воскликнул: «Итак, мы не одолеем земли русской!» — и повернул с ордой назад. В память об этом чудесном событии написана икона Елецкая и установлено местночтимое празднование — 8 сентября (26 августа по старому стилю). День общецерковного празднования: 24 января (11 января по старому стилю).


Особенности православного богослужения

Воскресному дню в храме, участию в главном Таинстве нашей Церкви, предшествует всенощное бдение или всенощная. Это богослужение соединяет великую вечерню (великое повечерие), утреню и первый час.


По материалам Фома.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.