Много столетий назад четвертое воскресенье по Пасхе назвали неделей о расслабленном и посвятили воспоминанию чуда исцеления, сотворенного Спасителем в Иерусалиме.

Расслабление тела, мучительная и страшная болезнь может случиться с каждым. Мы видим, что даже соблюдая все меры предосторожности для некоторых оказывается невозможным избежать заражения. Причина же расслабления души, парализованного состояния духа известна – это грех. Средством против духовного расслабления являются молитва и терпение.

Сегодня Церковь призывает нас быть внимательными к своим ближним, нуждающимся в помощи. Сохранять веру, благоговение, и ждать не движения воды и прочих чудес, а Царствия Божия.


Воскресенье, 10 мая 2020 года, о расслабленном

Почему так важно помнить о расслабленном – парализованном человеке, которого исцелил Спаситель? Современным людям сложно представить, как можно надеяться на чудо и ждать выздоровления в течение 38 лет. Расслабленный был среди многих больных, слепых, хромых, несчастных людей, ожидавших возмущения воды ангелом в купальне. Он видел, что исцелялся лишь первый успевший войти в воду после возмущения, а сам всегда опаздывал и выздоровление получал другой.

Господь, придя туда, спросил, хочет ли больной исцелиться. Расслабленный посетовал на отсутствие помощи – он был одинок. Спаситель одним Своим словом исцелил его. Очень важна для нас и следующая их встреча уже в храме, куда бывший расслабленный пришел благодарить Бога. «Иди и впредь не греши, чтобы с тобой не случилось еще худшего». Разве может быть что-то страшнее физических страданий и смерти, думаем мы сегодня? Спаситель отрезвляет нас, открывая перспективу вечности.

Связь между грехом и болезнью не может быть поводом для христиан оскорблять и унижать ближних. Не все болезни вызваны грехами, хотя в некоторых случаях связь прослеживается (блуд, пьянство, объедение). Любой из нас грешник, и потому все мы расслабленные. Но любовь Божия сильнее всякого греха и умеет поднять с одра болезни наши души.

В расслабленном мы видим не только пациента современной больницы или нуждающегося в уходе на дому. Расслабленный – образ нашего мира, всего человечества. Физически сильный, успешный, молодой человек тем не менее может страдать духовно. Часто душа такого человека нуждается в помощи. Память об этом, деятельное сочувствие позволяет христианам проявлять любовь к ближним.

Тропарь Недели о расслабленном

Да веселя́тся Небе́сная,/ да pа́дуются земна́я,/ я́ко сотвоpи́ деpжа́ву/ мы́шцею Свое́ю Госпо́дь,/ попpа́ сме́pтию сме́pть,/ пе́pвенец ме́pтвых бысть;/ из чpе́ва а́дова изба́ви нас,// и подаде́ ми́pови ве́лию ми́лость.

Кондак Недели о расслабленном

Ду́шу мою́, Го́споди, во гресе́х вся́ческих,/ и безме́стными дея́ньми лю́те разсла́блену,/ воздви́гни Боже́ственным Твои́м предста́тельством,/ я́коже и разсла́бленнаго воздви́гл еси́ дре́вле,/ да зову́ Ти спаса́емь:// Ще́дрый, сла́ва, Христе́, держа́ве Твое́й.


День памяти святых

Апостол Симеон, епископ Иерусалимский, священномученик (107)

Был одновременно внуком и племянником Иосифа Обручника. С юных лет обращался со Спасителем, видел совершаемые Им чудеса, был свидетелем крестной смерти и воскресения, а по вознесении Господа на небо вместе с апостолами удостоился получить Святого Духа. Проповедовал учение Христово, наставлял в вере и обличал идолослужение. После убиения святого апостола Иакова (+63) по откровению через ангела, христиане во главе с ним переселились в заиорданскую страну. И так спаслись от гибели во время разорения Титом Иерусалима, о котором предупреждал Спаситель. Был избран вторым епископом Иерусалимским оставшимися после разгрома учениками и сродниками Христа. Управлял Церковью более 40 лет, когда римскому правителю Аттику донесли, что он христианин и происходит из рода царя Давида – римляне уничтожали всех потомков царского рода и требовали почитания только языческих богов. После долгих мучений был распят на кресте.

Праведный Евлогий Странноприимец (VI)

Был каменотёсом в фиваидской деревне. Ежедневно после работы искал путешественника или странствующего монаха, чтобы пригласить, накормить, а затем беседовать о божественных предметах. Полагался на Промысел Божий и остатки еды отдавал псам, чтобы ничего не оставалось на следующий день. Однажды обнаружил подземную пещеру с золотом, тайно отплыл в Константинополь, где добился должности и окружил себя роскошью, забыв о бедняках. После раскрытия заговора потерял все имение, но сохранил жизнь, вернулся в деревню к своему ремеслу каменотёса и бескорыстному служению нищим и странникам, о чем свидетельствовал преподобный Даниил Скитский, увидев его последний раз в жизни уже 100-летним старцем.

Преподобный Стефан, игумен Печерский, епископ Владимиро-Волынский (1094)

Родился в богатой благочестивой семье, и после смерти родителей раздал имущество и пришел в Киево-Печерский монастырь, принял монашество. Стал начальником хора и любимым учеником основателя обители преподобного Феодосия. В 1074 году перед своей кончиной наставник благословил на игуменство, строгое хранение устава и завершение строительства Печерского храма. Почти исполнив завет, игумен Стефан перенёс ближе к храму братские кельи и устроил обширный странноприимный двор. Но через три года был низложен с игуменского поста и изгнан из Печерской обители. Построил новый монастырь на реке Клове в честь Влахернской иконы Божией Матери, в память Ее чудесного явления константинопольским живописцам (существовал до нашествия Батыя в 1240 году). За три года до кончины хиротонисан во епископа Владимиро-Волынского. Прибыв на молитву в основанный монастырь на Клове, увидел Божественный свет и поспешил в направлении пещер – к месту его явления. И так смог участвовать в торжественном перенесении мощей своего учителя и духовного отца преподобного Феодосия в соборный храм.

Мученик Авраамий Болгарский, Владимирский чудотворец (1229)  

Родился в Камской Болгарии, воспитан был в исламе. Успешно занимался торговлей в Поволжье, при этом был и сострадательным благотворителем. Общался в русских городах с православными, и однажды крестился. Приехал в город Болгар на ярмарку и начал вместо торговли проповедовать. Ни уговоры, ни угрозы не заставили его отречься от Христа. Его мучили, заточили в темницу, затем четвертовали на берегу Волги. Бывшие на ярмарке христиане благоговейно погребли тело страстотерпца. О совершавшихся чудесных исцелениях у могилы и источника на месте казни святого сообщили великому князю Георгию Всеволодовичу и через год отвезли тело мученика во Владимир, где вся семья князя с детьми, духовенство и весь народ встретили мощи Авраамия и перенесли их в обитель, называвшуюся Княгинин монастырь.

Сохранились свидетельства об исцелениях детей, покровительстве святого в торговле и предпринимательстве.

В неделю о расслабленном в 1711 году мощи Авраамия Болгарского были перенесены из Благовещенского придела в главный придел Успенского храма в новую раку. С тех пор это воскресенье жители Владимира называют Авраамиевым, с 1785 и до начала гонений на Церковь совершался крестный ход. С 90х годов ХХ века Авраамиеву неделю снова торжественно празднуют – после литургии совершается крестный ход вокруг обители с сохранившейся частицей мощей святого.

Новомученики и исповедники российские

Некоторым современным читателям может показаться, что жития святых, пострадавших за веру в начале ХХ века очень похожи. В них присутствуют факты биографии, но большую часть занимают цитаты из протоколов допросов и других «скучных» документов. А между тем жития этих святых – многие из которых ровесники наших прабабушек и прадедушек – свидетельствуют о близости и реальности христианского подвига в максимально близкое нам время.

Преподобномученица Мария Носова (1938)

Родилась в 1872 году в Калужской губернии в семье крестьянина Павла. В 21 год поступила послушницей в Страстной монастырь в Москве (в 1929 году в стенах бывшего монастыря открылся Центральный антирелигиозный музей, в 1937 году строения обители снесли), в котором подвизалась до его закрытия. Затем вместе с другими насельницами монастыря – Евдокией и Пелагией Павловыми, Софией Селиверстовой и Верой Морозовой – поселилась в подвальной квартире. Об этом периоде жизни рассказывает недавно изданная книга о новомученицах столичного Страстного монастыря. Одни шили одеяла, другие, как Мария, работали санитарками.

Мария была арестована 25 октября 1937 года. В тот же день на допросе в Бутырской тюрьме она отрицала разговоры на политические и антисоветские темы. На этом следствие было закончено, и 19 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила послушницу Марию к десяти годам заключения. С 27 декабря она прибыла с этапом в Мариинский распределитель Сиблага в Кемеровской области, где скончалась 10 мая 1938 года  и была погребена в безвестной могиле.


Особенности богослужения

Во время каждой литургии участники богослужения поют Символ веры – удивительную молитву, не похожую ни на какую другую. За каждым ее словом стоит колоссальный духовный опыт Церкви в течение нескольких веков. Символ веры – краткое изложение догматов – того, во что верят православные. Его составили на двух первых Вселенских Соборах.

Почему мы поем? Традиция обращения к Богу через пение существует с ветхозаветных времен, апостолы ее продолжили, и церковное пение возникло практически сразу после возникновения христианства. Существующая около 3000 лет Псалтирь (происходит от названия музыкального инструмента) активно используется в православном богослужении. Ее части – псалмы – чаще всего именно пели (и одновременно исполняли на музыкальных инструментах). Исторически сложилось, что несколько песнопений во время литургии могут петь все.

По материалам Фома.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.