В шестую неделю по Пятидесятнице, приходящую на первый день августа в 2021 году, мы обращаемся в молитве к преподобным Макрине Каппадокийской, Дию Константинопольскому и Паисию Печерскому, благоверному князю Роману Рязанскому, блаженному Стефану и матери его Милице Сербским, а также к Собору Курских святых.

Память отцов шести Вселенских соборов мы ежегодно празднуем в воскресенье, ближайшее к 29 июля, а в 2021 году этот день приходится на 1 августа. Церковь чтит память святых участников Вселенских соборов, хотя они жили больше тысячи лет назад, потому что их решения остаются основой духовной жизни и в наши дни.

1 августа выделяется в церковном календаре благодаря событию недавнего времени — обретению святых мощей преподобного Серафима Саровского в 1903 году, в годовщину его рождения.

Воскресенье, 1 августа 2021 года: что будет в храме?

Тропарь

От юности Христа возлюбил еси, блаженне, и Тому Единому работати пламенне вожделев, непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался еси, умиленным же сердцем любовь Христову стяжав, избранник возлюблен Божия Матери явился еси. Сего ради вопием ти: спасай нас молитвами твоими, Серафиме, преподобне отче наш.

Кондак

Мира красоту и яже в нем тленная оставив, преподобне, в Саровскую обитель вселился еси; и тамо ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению. Сего ради и Христос тебе, отче Серафиме, прослави, и даром исцелений и чудес обогати. Темже вопием ти: радуйся, Серафиме, преподобне отче наш.

Молитва преподобному Серафиму Саровскому

О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отъиде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любовь твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя умножившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Темже и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй, вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу сил, да укрепит державу нашу, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу до скончания века. Аминь.


Воскресенье, 1 августа 2021 года, память отцов шести Вселенских Соборов, обретение мощей преподобного Серафима Саровского

Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — посещению храма. В этот день мы откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии.


День памяти святых

Преподобная Макрина Каппадокийская (380)

Воскресенье, 1 августа 2021 года: что будет в храме?

Преподобная Макрина, сестра святителей Василия Великого и Григория Нисского, родилась в начале четвертого века. Ее родиной была Каппадокия, область на территории современной Турции. Кроме Макрины в семье было еще девять детей. Ее мать, Емилия, сама руководила воспитанием и образованием своей старшей дочери. Она учила ее грамоте по Священным книгам и псалмам Давида. Kогда Макрина выросла, родители обручили ее с благочестивым юношей, но жених вскоре скончался. Макрина не пожелала изменять памяти жениха и решила хранить целомудрие. Она осталась в доме родителей, следила за воспитанием и образованием младших братьев и сестер. После смерти отца она стала главной опорой для семьи. Со временем Макрина и ее мать, Емилия, приняли монашеский постриг. Макрина пользовалась глубоким уважением всех кто знал ее. Строгость к себе и воздержание были присущи ей в течение всей жизни. По преданию, Макрина была удостоена дара чудотворения. Уже после кончины святой, монахини ее обители рассказали брату Макрины, святителю Григорию Нисскому, как она исцелила девочку. Праведница поцеловала глаза полуслепого ребенка и девочка прозрела.

Преподобный Дий Константинопольский (около 430)

Преподобный Дий родился в Антиохии Сирийской в конце четвертого века в благочестивой христианской семье. Он рано избрал путь постничества и молитвы. Однажды Дию было видение, в котором Господь повелел отправиться в Константинополь и там служить Ему и людям. По преданию Дий пришел в уединенное место, помолился и воткнул свой жезл в землю. Он попросил Господа дать жизнь сухому посоху, если Спасителю угодно видеть Дия здесь. И посох дал корни, начал расти и со временем превратился в огромный дуб. Окрестные жители стали приходить к праведнику за советом и наставлением, просили исцеления от душевных и телесных болезней. Дий молитвой врачевал недуги, а все пожертвованное раздавал нищим, странникам и больным. Молва об отшельнике дошла до императора Феодосия Младшего. Он пришел к Дию за благословением вместе с Патриархом Константинопольским Аттиком. Император пожелал, чтобы на месте подвигов Дия был устроен монастырь.

Благоверного князя Романа Рязанского (1270)

Воскресенье, 1 августа 2021 года: что будет в храме?

Святой благоверный князь Роман Рязанский жил в тринадцатом веке. Он был из тех, кто во времена золотоордынского ига прославился как защитник христианской веры и Отечества. Оба деда Романа Рязанского пали за Отчизну в битве с Батыем. Сам князь получил хорошее христианское воспитание. Его вера была деятельной — Роман Рязанский всеми силами заботился о подданных, защищал их от насилий и грабежей баскаков — ханских сборщиков налогов. Баскаки возненавидели князя и оклеветали его перед ханом. Романа вызвали в Орду. Хан объявил, что он должен выбрать одно из двух: или мученическую смерть или отречься от Христа. Князь отвечал, что христианин не может изменить истинную веру на ложную. За свою твердость в исповедании веры его подвергли жестоким истязаниям и казнили. Почитание князя-мученика началось сразу же по его смерти. Летопись говорит о святом: «Купи себе страстию Царствие Небесное и венец прият от руки Господней».

Преподобный Паисий Печерский, в Дальних пещерах (XIV)

Святой Паисий был иноком Киево-Печерского монастыря. Из канона Киево-Печерским преподобным, почивающим в Дальних пещерах, известно, что он был связан единомыслием и братской любовью с преподобным Меркурием. Оба святых были неразлучны и после смерти были положены в один гроб. В настоящее время их мощи почивают в отдельных раках.

Блаженный Стефан Новый (Высокий) (1427) и матерь его благоверная княгиня Милица (1405), Сербские

Воскресенье, 1 августа 2021 года: что будет в храме?

Блаженный Стефан был не только королем сербским, но и сыном святых родителей. Его отец Лазарь погиб во время великой Косовской битвы (1389) с мусульманами. Его мать, святая Милица, управляла народом, пока не подрос ее сын Стефан (Высокий). В 1393 году она приняла постриг, несколько лет правила, когда ее сын в 1402 году на время покинул страну: принимая в монастырь вдов, чьи мужья-воины пали на поле брани, помогала строить и поддерживала многие монастыри и церкви. В конце жизни приняла великую схиму с именем Евфросинии. Ее мироточивые мощи исцелили много больных.

Святой Стефан правил во время турецкого ига: строил города и храмы, помогал нуждающимся. Умер он мирно в 1427 году.

Собор Курских святых

Воскресенье, 1 августа 2021 года: что будет в храме?

Сегодня Церковь чтит и вспоминает святых, чьи земная жизнь и подвиг были связаны с Курской землёй. Этот праздник был учреждён в две тысячи третьем году в память столетия со дня причисления к лику святых преподобного Серафима Саровского. День торжества был выбран неслучайно, это дата обретения мощей Саровского чудотворца.
Но монашеская традиция Курского края гораздо старше, она насчитывает тысячу лет. В Курске прошли молодые годы одного из основателей русского иночества, преподобного Феодосия Печерского. Здесь окрепла его система взглядов на монашескую жизнь как подражание евангельским идеалам. Наследником этой традиции стал преподобный Серафим Саровский. С Курским краем связана жизнь Оптинских старцев: преподобных Макария и Исаакия. В сонме Курских святых чтятся архипастыри этой земли: святитель Иоасаф, епископ Белгородский, священномученик Дамиан, священномученик Онуфрий. В Собор вошло множество новомучеников, не отрёкшихся от своей веры в годы гонений на православие. Это священномученики Митрофан Вильгельмский, Матфей Вознесенский, Ипполит Красновский и другие.


Чтение Евангелия:

Евангелие от Матфея, глава 9, стихи 1 — 8

1 Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город. 2 И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. 3 При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. 4 Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? 5 ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? 6 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. 7 И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. 8 Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.

Евангелие от Иоанна, глава 17, стихи 1 — 13

1 После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, 2 так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. 3 Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. 4 Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. 5 И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.

6 Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. 7 Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, 8 ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. 9 Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. 10 И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них. 11 Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. 12 Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. 13 Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.

Евангелие от Луки, глава 6, стихи 17 — 23

17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, 18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. 19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом,
ибо ваше есть Царствие Божие.

21 Блаженны алчущие ныне,
ибо насытитесь.
Блаженны плачущие ныне,
ибо воссмеетесь.

22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. 23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.


Апостольское чтение:

Послание Апостола Павла к римлянам, глава 12, стих 6 — 14

6 И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; 7  имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, — в учении; 8 увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием.

9 Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; 10 будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; 11 в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; 12 утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; 13 в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве.

14 Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.

Послание Апостола Павла к евреям, глава 13, стих 7 — 16

7 Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. 8 Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. 9 Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими. 10 Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии. 11 Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, — 12 то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат. 13 Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; 14 ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего. 15 Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его. 16 Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.

Послание Апостола Павла к галатам, глава 5, стих 22 — глава 6, стих 2

22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23 кротость, воздержание. На таковых нет закона. 24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. 25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. 26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.

1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. 2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.


Летом, а тем более в отсутствие поста может наступить некоторое расслабление в том числе и в духовной жизни. Лукавые мысли о том, что некоторый необходимый уровень знаний в области веры уже получен, что полученная благодать остается без изменений и не требует от нас усилий, незаметно покоряют ум. К иному призывает нас один из самых эрудированных людей своего времени святитель Филарет (Дроздов) в своем слове в неделю шестую по Пятидесятнице: «Верующаго поучать вере, не значит ли учить ученаго, и не излишний ли это труд? Так может показаться при поверхностном сличении слов: но не так при основательном разсмотрении дела. И ученому нужно возобновлять приобретенныя познания, и приобретать новыя, одним словом, учиться: ибо иначе надлежит опасаться, что и познанное потемнено будет забвением, и, остановясь, он отстанет от науки, которая непрестанно идет вперед. Подобным образом, или, еще и более, нужно верующему непрестанно поучаться вере, и умозрительно, и деятельно: ибо иначе надлежит опасаться, чтобы и засветившийся в сердце свет веры, без благоразумнаго наблюдения и поддержания, не погас, подобно светильникам известных в притче дев юродивых…. Посему прилично нам, Христиане, каждый раз, когда слышим какое слово писания о вере, „испытывать“, по повелению Господню, сие „писание“ (Иоанн. V. 39), и изыскивать, какое преподается в нем учение и руководство собственно для нашей веры.»


По материалам Фома.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.