13 января в день отдания праздника Рождества Христова Владыка возглавил Божественную Литургию в Свято-Троицком храме п. Тубинский, где впервые была совершена Литургия Архиерейским чином. Его Преосвященству сослужили: секретарь епархии протоиерей Андрей Чесноков, протоиерей Дмитрий Кирьян, протоиерей Игорь Коконев и  настоятель храма иерей Николай Скляренко. В этот же день, Владыка совершил Всенощное бдение во Всехсвятском храме г. Усть — Илимск.

14 Января в праздник Обрезания Господня и день памяти Святого Василия Великого Владыка совершил Божественную Литургию Василия Великого в том же храме. Его Преосвященсву сослужили: секретарь епархии протоиерей Андрей Чесноков и клирики Усть-Илимского благочиния: протоиерей Александр Белый-Кругляков, протоиерей Дмитрий Кирьян, игумен Рафаил, протоиерей Игорь Коконев, иерей Николай Скляренко, иерей Андрей Климиченко, иерей Сергий Чекменев.  После Литургии Владыка обратился ко всем молящимся со следующими словами:

«Дорогие отцы, братия и сестры, сердечно поздравляю вас с праздником!

Продолжаются святые дни. И хотя уже было отдание праздника Рождества Христова, по традиции, празднование продолжается до самого Богоявления. Сегодня середина таких дней, которая ознаменована следующими событиями: это и осьмый день Рождества по плоти Господа Иисуса Христа, в который совершилось Обрезание (т.е. тот обряд, который усваивал младенцев мужского пола Господу в древней традиции Ветхого Завета); и наша Православная Церковь празднует сегодня день памяти святого Василия Великого.

Мы слышим слова тропаря, посвященные ему: «Человеческие обычаи украсил еси». Действительно, святой Василий был Великим. Очень малому числу людей Церковь дает наименование «Великий». Святой Василий был велик и своей верой, и своим подвигом, и своим умом. Он уяснил Богословие Святой Троицы, пронес твердую веру через время гонения, многажды пострадавши от гонителей за веру христианскую, написал монашеские Уставы. Вся жизнь его была большим и ярким подвигом.

Но хотелось бы остановиться именно на том, о чем напоминают нам слова тропаря: «Человеческие обычаи украсил еси». Действительно, он, живя в духе Иисуса Христа, живя Его Благодатию, «обычаи человеческие украсил» — то есть устроил их ко Христовым обычаям: к тому, к чему призывает Церковь, к чему призывает Евангелие. И те обычаи, которыми  мы сегодня пользуемся, — это во многом его устроение.

Часто бывает, что человеческие обычаи устраиваются не по Воле Бога, не по Его Благодати. Сейчас мы переживаем такие времена, когда многие рассуждают о том, почему у нас Новый год и Рождество празднуются не так, как в другом христианском мире: у католиков и даже во многих Православных Церквах, таких как Греческая, Кипрская. Там в начале 20 века перешли на Григорианский календарь в праздновании святых церковных дат. Такая дата, как Рождество, приходится всегда на 25 декабря и празднуется у них теперь раньше Нового года. А у нас всегда много волнений, почему у нас сначала Новый год, а потом Рождество: очень сложно человеку устоять в тот момент, когда его близкие или окружение всей душой и силами предаются празднованию Нового года, и получается какая-то неестественность. Вопрос: «Почему так? Почему мы не перешли вместе со всеми на новый календарь?» — мучает многих.

Но русская Церковь тоже переходила на новое времяисчисление. Патриарх Тихон принял решение так же перейти на Григорианский стиль, но затем переосмыслил сделанное. Выслушал слова своих помощников и сподвижников о том, что не может человеческое мудрование в этой ситуации чем-то новым наполнить нашу христианскую церковную жизнь. Скорее, эти мудрования только извратят церковное понимание праздника. Подобное мы видим сейчас на Западе, когда из праздника Рождества Христова изымается самое главное слово – Христово. На Западе сейчас, в основном, поздравляют с Рождеством. Чьим Рождеством? Непонятно и, видимо, там это для людей уже и неважно. Вместо «Мэри Крисмас», как это звучит по-английски, говорят: «Мэри Иксмас», вообще изымая и слово, и память о Христе. И чего добились уступкой миру эти Церкви? Ничего, кроме извращения собственных традиций и обычаев. Теперь им самим сложнее праздновать у себя Рождество Христово, даже верным людям, потому что вокруг уже слишком много извращенного.

А что мы видим в нашем обществе? Да, действительно, те люди, которые не знают Христа и не хотят Его знать, не постятся в Рождественский пост и все свои силы и душу вкладывают в празднование Нового года, даже не понимая, в чем суть этого праздника. А суть праздника в благодарении за прошедший год. К приходу Рождества у них не остается уже сил, да и понимания  праздника тоже нет, нет никакой накопленной энергии, чтобы духовно отметить праздник Рождества Христова, и это великий день проходит для них буднично.

Если бы Рождество было вначале, перед Новым годом, думаю, и тогда вряд ли они праздновали бы этот праздник по-христиански. Они так же нашли бы возможность подвести все под общемировую традицию празднования этого дня в стиле шоу-бизнеса. Это был бы праздник подарков, который очень ярко рекламируется, и уже в преддверии Рождества за два месяца людям непрерывно пропагандируется приближение дня, когда всем нужно дарить подарки, поэтому всех настойчиво приглашают посетить магазины и скупить там все, заготовленное производителями перед этим праздником.

Но посмотрим на нас. Неужели мы, люди, кто старается соблюдать Церковные Уставы и Церковные традиции, как-то скорбим? Совсем нет. Для нас вполне естественно проходит Рождественский пост. В Новый год мы, с одной стороны, стараемся быть тихими и спокойными; с другой стороны, стараемся не раздражать наших близких, если для них этот день чем-то важен. Но главное – стараемся наполнять себя в этот день правильными мыслями и чувствами – мыслями и чувствами благодарения Богу за прошедший год.

Многие православные христиане служат в этот день благодарственный молебен о том прошедшем годе, который Господь даровал пережить. Многие храмы в стране сейчас начинают Божественную Литургию в 12 часов в новогоднюю ночь с 31 декабря на 1 января для того, чтобы с благодарением прославить Бога.

Когда приходит 7 января мы, не расплескав внутреннего сокровища, но уже отделившись от той возможной «пены» новогодних празднеств, можем спокойно, духовно отметить Рождество Христово, всех себя вкладывая в это празднование и до всех остальных донося в это день правильное понимание События.

Христос родился не для мира сего, не для того, чтобы этот мир как-то украсить Своим присутствием. Он пришел, чтобы людей привести к Царствию Божию. «Царство Мое не от мира сего», — говорил Господь. Мы должны это  четко знать и понимать. Поэтому, Слава Богу, что наше Рождество 7 января по новому стилю и 25 декабря по юлианскому (нашему!) стилю и календарю.

Сейчас продолжаются дни Святок, и мы радуемся, и я поздравляю вас с этими днями.

Слава Богу, что Господь явил нам такого Светильника, как Василий Великий, подарившего нам прекрасную Литургию, которую мы сегодня с вами вместе сослужили, и причастились Святых Даров. «Украшать человеческие обычаи» можно только лишь в Духе Святом.

Да благословит вас Господь.»

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.