24 апреля в последнее воскресенье перед Пасхой православные христиане отметят праздник, входящий в число двунадесятых – Вход Господень в Иерусалим. Казалось бы, все в нем торжество: Христа, вступающего в Святой Град, встречают ликующие толпы народа, готовые сделать Его своим земным царем и ожидающие от Него победы над врагом. Но та же толпа, кричащая сегодня «Осанна Сыну Давидову!», через несколько дней повернется к Нему враждебным, ненавидящим лицом и будет требовать Его распятия. Вход Господень в Иерусалим открывает собой Страстную Седьмицу, во время которой вспоминается Тайная Вечеря, предание на суд, страдания и распятие, погребение Иисуса Христа. А далее — Его светлое Воскресение.

Давайте обратимся к Святому Евангелию и вспомним историю праздника. Это событие описали все четыре Евангелиста (Мф 21. 1-11; Мк 11. 1-11; Лк 19. 28-40; Ин 12. 12-19). За 5 дней до иудейского праздника Пасхи Господь подошел к селениям Виффагии и Вифании у Елеонской горы вместе со Своими учениками и поручил двум из них привести Ему молодого осла, на которого никто никогда не садился. Когда ученики исполнили повеление, Христос сел верхом и стал спускаться с горы к Иерусалиму под приветственные возгласы учеников и народа, который встречал Христа, постилая одежды и срезанные с деревьев ветви на Его пути и восклицая: «…осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф 21. 9; ср.: Мк 11. 9; Лк 19. 38; Ин 12. 13). Все евангелисты, кроме Марка, отмечают недовольство иудейских учителей обстоятельствами события, в первую очередь, тем, что Иисус Христос не запретил встречать Его этими словами, воспринимавшимися, в том числе, как приветствие Спасителя. Евангелист Матфей пишет, что вход Господень в Иерусалим заставил весь город прийти в движение (Мф 21. 10); Иоанн подчеркивает, что торжественная встреча Христа была вызвана тем, что народ был потрясен чудом воскрешения из мертвых праведного Лазаря (Ин 12. 17-18); Матфей и Лука непосредственно связывают событие Входа Господня в Иерусалим с последовавшим за ним изгнанием Христом торгующих из иерусалимского храма (Мф 21. 12-13; Лк 19. 45-46). Сам въезд верхом на осле, согласно евангелистам, был осуществлением пророчества Захарии (Зах 9. 9), и, по толкованию святителя Иоанна Златоуста, подъяремная ослица, которую вместе с осленком привели ученики к своему Господу, символически означала народ Иудейский. Господь не восхотел сесть на нее, давая понять, что избранный народ отвержен за свое неверие, и что Царство Божие, отнятое у него, отдано народу, приносящему плоды (Мф. XXI, 43). Молодой осленок, на которого никто не садился, символизировал новые, малоизвестные в ветхозаветной истории языческие народы, составившие на первых порах молодую Церковь Христову и принявшие легкий ярем Евангелия. Одежда, покрывавшая осленка, означала учение Христа. Таким образом, это событие являлось коренным переломом в плане Домостроительства Божия о спасении человека, когда то исключительное, руководящее значение, которое имел народ Израильский в Ветхом Завете, перешло от него к другим народам. Садясь на осленка, Господь показал, что Он принимает эти народы под Свое водительство. (Беседы на Евангелие от Марка, епископ Василий Кинешемский, глава XI, ст. 1-10)

В символике данного праздника важное место занимают пальмовые ветви (греч. ваия). Именно их постилали на пути Господа люди, встречавшие Его в Иерусалиме. Поэтому Вход Господень в Иерусалим обычно называют Неделей ваий. На Руси в богослужебной практике пальмовые ветви традиционно заменяют ветвями вербы, отчего Неделя ваий носит также название Вербного воскресенья. По традиции, в этот день православные несут с собой в храм ветви вербы, где во время богослужения совершается их освящение. Освящённые ветви верующие благоговейно хранят в своих жилищах. В вербное воскресенье допускается вкушать рыбу.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.