28 апреля православные христиане праздновали Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресение. Это историческое событие описывают все четыре евангелиста. Весной 30-го года н. э., накануне еврейской Пасхи, прокуратор Иудеи Понтий Пилат приехал в город, чтобы, если потребуется, предотвратить мятеж среди местного населения — подданных Римской империи. На Пасху в столицу стекались толпы народа, это был главный в году иудейский праздник.

Иисус Христос, как и все иудеи, тоже отправился в Иерусалим. Прямо после чудесного события — Он воскресил своего умершего друга Лазаря. Множество людей видели это чудо и уверились: Иисус — тот самый Мессия, которого так долго ждал Израиль. Он взойдет на царский престол и освободит страну от власти языческого Рима.

Именно за народную любовь иудейские первосвященники были злы на Христа. «Кто Он такой, чтобы называть себя Мессией?», — думали они. Первосвященники решили убить и Его, и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса».

Несмотря на гнев первосвященников и словно в подтверждение народных надежд на нового царя, Христос отсправляется в столицу. Это происходит за шесть дней до Пасхи. Но, к удивлению всех, Он въезжает в городские ворота не на коне, не с мечом, как подобает революционеру-освободителю, а на ослике. Этот ослик, на котором восседает Иисус, — символ неотмирности Царства, которое Он проповедует людям.

И все равно его встречают, как царя. Люди ликуют, они счастливы. Дорогу под копытами ослика устилают пальмовыми ветвями, тем самым оказывая Христу царские почести. Кричат: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» («Осанна» значит «Спасай нас»)

Пройдет несколько дней, и та же толпа, разочарованная тем, что Христос не свергнул Римское господство, будет требовать: «Распни, распни Его!»…

Оказавшись в Иерусалиме, Спаситель направился в Храм и выгнал оттуда всех продающих и покупающих. Опрокинул столы торговцев со словами: «Написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников». Народ слушал Христа с восхищением; к Нему подходили за исцелением слепые и увечные.

Вечером Христос покинул Иерусалим и вернулся в Вифанию вместе с учениками и народом, который последовал за Ним. Там, в доме Лазаря, Он переночевал. На следующий день начался период, который мы называем Страстной седмицей.

Епископ Братский и Усть-Илимский Максимилиан 28 апреля 2013 года возглавил праздничную службу в кафедральном соборе Братска. За литургией на малом входе был награжден ношением палицы настоятель собора протоиерей Андрей Чесноков. Обращаясь к братчанам, собравшимся в храме, епископ Максимилиан сказал: 

Дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю вас с праздником Входа Господня в Иерусалим!

Как и в прежние времена, так и теперь в этот день в храме многолюдно. Так же празднично, так же много цветов, вербы и даже вайи, что для сибирского края стало уже интересной традицией.

Но о чем нам предстоит задуматься сегодня?..

Почему мы стремимся быть с Господом всегда только в праздники? Почему только в Вербное воскресенье и в Пасху храмы переполнены народом? Почему мы хотим быть со Христом только Торжествующим, но совершенно забываем, что есть дни, когда Господь страдал за нас, и нам тоже нужно переживать эти события?

Впереди Страстная седмица, когда нам предстоит день за днем и шаг за шагом следовать за Христом:

в четверг будет воспоминание Тайной Вечери – Первого Причастия, Которое Господь Своими руками раздал ученикам;

вечером в четверг – воспоминание Святых Страстей – Страданий Господа, когда посередине храма будет стоять Распятие, и мы с вами будем молиться и читать Евангелия о том, как Христос пострадал, чтобы спасти мир.

В пятницу днем – чин снятия Господа со Креста – вынос Плащаницы; вечером – Погребение Господне.

В субботу утром – Литургия Великой Субботы.

Эти дни по своему значению даже больше Вербного воскресенья, потому что это дни верных людей! Хотя в Вербное воскресенье Входа Господня в Иерусалим вокруг было великое множество людей, но все они, сейчас восклицающие: «Осанна!», через несколько дней будут кричать: «Распни Его!» А у Креста рядом с Господом почти никого не осталось: не было в то время рядом даже учеников, только Матерь Божия, Иоанн Богослов и несколько женщин. Даже апостолы в страхе и смятении скрылись.

Как раз эти дни Страстной седмицы и характеризуют, что мы – христиане верные: идем за Господом не только в праздник, но и в скорбный день. Если человек не может прийти на службу, потому что работает – это одно. Но если он не идет, потому что не считает нужным идти или до сих пор не узнал об этом дне, – нужно приложить все усилия, чтобы узнать и быть здесь; чтобы и в дни Страдания Христа храм был бы так же многолюден, как и сегодня. Иначе мы сами себя приписываем к тем людям, которые сначала кричали: «Осанна!», а потом: «Распни!». Ведь так же, как апостолы; так же, как ученики, все люди разбежались: кто обуреваемый сомнениями, кто – страхом, и факт остается фактом: рядом со Христом не было практически никого. И потому давайте не будем приписывать себя к людям малодушным, но станем следовать за Христом каждый день и каждый час – такая неделя бывает в году только раз!

Так часто случается, что мы, бывая с Господом лишь в праздничные дни, сами себя характеризуем ищущими от Господа больше земного, потому что уподобляемся тем людям, которые искали земного: земной славы, земного благополучия. Но когда Господь открылся и сказал, что Церковь Его не от мира сего, то Его назвали и обманщиком, и смутьяном, и богохульником, обвинили и распяли…

Так, часто человек приходит ко Крещению, обуреваемый теми же самыми желаниями: чтобы все на земле у него было хорошо: чтобы был здоров, чтобы в семье все было замечательно и даже в народе, потому что мы русские, и должны быть крещены по вере наших предков – праотцев наших… Но как только встает вопрос о духовном делании, об отказе от прежней греховной жизни, о духовном труде молитвенном, сразу же человек начинает «прозревать» и видеть, что совсем не того искал в Церкви. Ведь если бы все крещеные люди были в храме в праздничные и воскресные дни, то в Братске надо было бы построить не 25 храмов, а 2000 храмов, иначе все не вместились бы! Получается, что мы сами на себя свидетельствуем, что мы неверные ученики, и эти слова можно сказать не только об отдельно взятом человеке, но и в масштабах всей страны.

Когда открылась свобода веры, и власть и общество обратились к Церкви, по сути, Церковь понесла ту же участь, что и Сам Христос – Ее Основатель и Учитель. То есть Церковь сейчас стала поругаемой потому, что не сбылись надежды тех, кто возлагал на нее надежды на то, что только возродится Церковь – и все у нас в стране будет замечательно: исчезнут все пороки, под благословением Божиим окажется наша страна – самая сильная и могущественная…

Но только, ожидая благих перемен, не понимали, что для этого нужен личный духовный труд, что каждый руководитель и каждый человек, который эту надежду питал, должен сам получить благословение Божие, молится в храме, жить духовной жизнью и меняться. И народ так же, потому что считается, что народ достоин своих правителей. И какой смысл нам ругать своих правителей, если мы именно их достойны?..

Вот когда каждый из нас изменится и поймет, что Христос пришел не земное царство преображать и украшать, но внутреннее царство, в каждом человеке заложенное; когда мы пойдем вперед, когда исправимся – тогда только будет все замечательно и вокруг нас. Начинаем мы с себя.

Все исполняется в нашей жизни, как говорил Христос: «Будут и вас гнать, как и меня». Так же, не получив каких – то дивидендов, и общество, и власть, и отдельные группы людей относятся к Церкви подобно тому, как к Господу относились: как Господа называли «обманщиком», так и к Церковь, по сути: «Вот вы называете себя Церковью, а на самом деле не все у вас хорошо и не все у вас люди добрые!» То есть судят по внешнему и не находят этих внешних эффектов в ожидаемой силе.

Но Царство Божие не от мира сего. И вообще Господь сказал: «Не бойся, малое стадо!» Он изначально уже знал, что много людей в храмы не придут, на путь спасения не встанут, потому что слабы по своей сути и потому что, особенно сейчас, слишком велики искушения, слишком сильны причины, отводящие от храма. Начиная с дезинформации от СМИ и «общественного мнения» и заканчивая полнейшей человеческой занятостью: и на работе, и дома, где очень крепко держит человека власть телевидения и компьютерных сетей. И система кредитов закабаляет человека, когда он уже не может лишний раз в храм сходить, потому что поработился на много лет вперед и должен работать на двух или трех предприятиях одновременно, чтобы отдавать свои кредиты.

А как он попал в эту зависимость? Просто захотел жить так же, как все окружающие, и иметь у себя дома все, что нужно.

А получилось, что его обманули: денег он платит больше, а теперь еще и зависим.

Самому же человеку не так много и нужно для жизни: главное – чтобы в душе были радость и счастье, все остальное, действительно, эфемерно, потому что счастье не купишь ни за какие деньги, не заработаешь и не найдешь, пока Господь Сам не вселит в нас это чувство. А уж если Он это чувство вселит, то никакие болезни и скорби уже не будут влиять на человека пагубно и разрушительно: мы, по сути, будем в скорбях счастливы, мы, по сути, будем Христовы, потому что Он страдал – и мы страдаем, и нам радостно, что мы Господни ученики.

Поэтому призываю осмыслить все мною сказанное и прийти в храм в четверг, пятницу, субботу и, конечно же, в Святую Пасху, и понять для себя, что душа христианская и вообще душа человеческая умирает без Церкви, умирает без храма, не получая Божественного питания в молитве, в таинствах. Благодать Духа Святаго не входит в человека – и он становится как будто бесчувственным. Он начинает уже думать: «Может, я ошибся, что поверил в Бога, пришел в храм? Я ведь Его не слышу и на самом деле не вижу, как Он мне помогает!» И человек часто отходит, отыскивая какие – то формальные причины: то батюшка не таков, то бабушка какая – то его тут одернула, то грешника там какого – то он увидел и не хочет себя к такому сообществу причислять. Но это все оправдания. Оправдание своей немощи, что не можем мы идти с чистым покаянным сердцем к Господу, изменять свою жизнь и хотеть жить так, как Господь призывает, и созидать в себе Царство Божие для того, чтобы жить с Господом в Его Вечном Царствии во веки веков. Аминь.

Да благословит вас Господь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.