Каждый год, незадолго до светлого Праздника Пасхи, наши города и веси становятся царством вербы. Пучки весенних пушистых красавиц появляются то тут, то там, встречаются буквально на каждом углу. Их продают у входа в метро и в подземных переходах, на рынках и автобусных остановках, они то и дело мелькают на улице в руках прохожих и попадаются нам на глаза в общественном транспорте.

 

Растение со времен Христа?

Наибольшего размаха все это действо достигает за день-два, до великого двунадесятого церковного праздника Входа Господня в Иерусалим, также называемого Неделей ваий (то есть ветвей), а в просторечии – Вербного воскресенья. В этот день, ровно за неделю до Светлого Христова Воскресения, Церковь вспоминает о том, как вскоре после чудесного воскрешения из мертвых Лазаря, Господь торжественным образом вошел в Иерусалим, и множество народа встречало Его как Царя и Мессию с радостными и восторженными криками.

Евангелисты Матфей и Марк, повествуя о событиях, говорят о ликующей толпе, восклицающей «Осанна! Благословен Грядущий во имя Господне!», срезавшей ветви с деревьев и постилающей их на дороге перед Спасителем (Мф. 21, 9; Мк. 11. 8), а евангелист Иоанн ограничивается свидетельством, что у встречавших Господа людей были в руках пальмовые ветви (Ин. 12, 13).

Уже с древности в богослужебной церковной традиции обязательным атрибутом праздника Входа Господня в Иерусалим являются пальмовые ветви, замененные в Русской Церкви на прутики красной ивы, называемой вербой. В условиях нашего северного климата верба, будучи первым из растений, пробуждающимся к жизни после зимней «спячки», стала своеобразным символом весеннего обновления, символом нашей веры в победу Иисуса Христа над смертью.

Ежегодно, освящая за всенощным бдением Недели ваий вербу, Церковь дает всем верующим видимый и осязаемый символ будущего всеобщего воскресения, символ, который каждый из нас может взять в свой дом для сохранения, символ, при взгляде на который вспоминаются радостные и глубокие слова праздничного тропаря:«Общее воскресение, прежде Твоея Страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне!»

 

Верба, чтобы побить себя до слез?

В то же время, наряду с особым церковным значением употребления вербы, в народе получили распространение связанные с ней различные суеверия. В частности, веткам освященной в храме вербы приписывают способность предотвращать болезни и посылать исцеление, охранять скотину и помогать в различных бытовых и житейских вопросах. Люди активно пытаются использовать этот замечательный церковный символ воскресения для достижения каких-то собственных бытовых, сомнительных целей.

Конечно, данным обычаям, не имеющим в своей основе церковного благословения, не должно быть места в среде православных христиан, и нам необходимо об этом никогда не забывать. Жизнь Церкви строится совсем по иным принципам. Для того чтобы называться православным, мало раз в год похлестать себя и своих детей ветками вербы или съесть проклюнувшиеся почки ивы и обрести тем самым здоровье. Необходим ежедневный и тяжелый труд над изменением самого себя, труд по исполнению главной заповеди о любви к Богу и своему ближнему.

В Церковь мы приходим не за чудом, а за спасением. При этом чудеса регулярно происходят со многими из нас, но мы их в основном даже не замечаем…

Великий пост закончился, впереди особые дни Страстной седмицы, еще есть время для покаяния, для углубленного взгляда внутрь самого себя и для попытки стать чуточку лучше и чище. Поэтому, обращая в праздник Вербного воскресения свои радостные возгласы «Осанна!» – подобно жителям древнего Иерусалима к идущему на смерть Спасителю – хочется попытаться не ограничиваться только покупкой и освящением веточек вербы, а в меру собственных душевных и духовных сил пройти с Ним этот путь страдания и уничижения. Дабы быть хоть немного достойным услышать радостный и спасительный пасхальный гимн «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!»

Павел Рябчевский, сайт «Приходы»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.