31 марта 2017 года в Духовно-просветительском центре “Слово” (собор Рождества Христова) состоялась встреча прихожан и жителей города с епископом Братским и Усть-Илимским Максимилианом. Темой беседы был пост.

В начале встречи Владыка рассказал о причине появления постов, об их духовном содержании, смысле. Оказывается, у большинства людей весьма  различное понимание того, что такое пост. Постов и постных дней у нас много, и  Великий пост является подражанием сорокадневного поста самого Спасителя перед подвигом проповеди. Остальные посты, перед большими праздниками, были установлены позже.

Невозможно, по мнению Владыки, правильно и бодро провести пост, если не ставить перед собой цель. Какой она может быть? Мы вступаем в Великий пост в ожидании Пасхи. Пасха – это Христово Воскресение, победа жизни над смертью. Господь открывает нам дверь в Царство Небесное и человек, постящийся должен постараться изменить себя так, чтобы смочь войти туда  вслед за Христом. Вот цель поста.

Что же такое Царствие Небесное или Царствие Божие? Многие люди об этом размышляют, делают разные выводы, забывая слова Спасителя: “Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть”. Эти слова Спасителя, обращённые к ученикам, следует понимать так: Царствие Божие между ними (учениками) есть, их общность в любви и во Христе и есть явленный признак Царствия Небесного. То есть, Царствие Небесное уже сейчас есть, а не будет когда-то, и сказано это было уже апостолам, это значит, что Царствие Небесное – Сам Христос. Кто рядом со Христом, тот уже в Царствии Небесном, даже находясь здесь, на земле. А если человек в своей земной жизни Христа не узнал, не научился ему молиться, его прославлять, то в рай он попасть не может, как бы он этот ни хотел. Поэтому веру нашу надо понимать не «раецентричной», а Христоцентричной. 

Не случайно в Евангелии 55 раз упоминается Царствие Небесное и 32 раза – Царствие Божие, значит, это было немаловажным в проповеди Христа. Он говорил своим ученикам о том, что рассказывает им о Царствии Небесном явно, а тем, кто не понимает – в притчах. И в Евангелие мы можем насчитать 12 таких притч о Царствии Божием, где Господь рассказывает нам не о том, как в Царствии живётся, а о том, как туда попасть, какими себя нужно сделать, чтобы соответствовать Царствию Небесному и, следовательно, хотел настроить нас всех туда стремиться.

Для того чтобы во время поста думать о Боге, нужно освободить время, свои мысли, чувства от суеты и тогда уже наполняться Небесным. И здесь нужна решимость. Только тогда пост пройдёт не напрасно. Освободившееся от досужих развлечений и разговоров время нужно посвятить Богу, главное, чтобы повседневные хлопоты не затмевали Божее. Наверное, это и есть главное в посте – говение.

О посте пищевом: не следует контролировать друг друга, каждый должен видеть свою тарелку, как он постится. Мы должны восхититься какой-то высокой спасительной идеей в начале поста, нам необходимо находиться в возвышенном состоянии, а всё остальное – средства достижения цели, например, скудное питание. Если мы мало едим и никуда не спешим, то наше сознание проясняется, восприятие Библии становится более внимательным. Именно поэтому святые отцы и постились очень много: между Богопознанием и просто сытым желудком они выбирали, конечно же, первое. И когда мы подготовленные предшествующими посту неделями в Великий пост вступаем, испросив друг у друга прощения, то пост становится не подвигом, а подарком для души.

Затем владыка в течение часа отвечал на разнообразные вопросы аудитории: от “Как давно поститесь?” и “Как бороться со своими страстями?” до “Почему Соломон пал?”

Виктория Алексеева

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.