В Прощеное воскресенье в храмах совершается так называемый чин прощения: трогательный и драматический одновременно, когда все присутствующие, начиная со старших по сану, просят, поклонившись земным поклоном, а иногда и колено преклоненно, прощения. Епископ Братский и Усть-Илимский Максимилиан 17 марта 2013 г. отслужил этот чин в кафедральном Соборе Рождества Христова. Обращаясь к прихожанам, Владыка сказал:

“Дорогие братья и сестры!

Время Великого Поста – время, которое не может считаться неудобоносимым обременением, но является даром Божиим. И покаяние – это не то, что нас как-то стесняет, не то, что нас заставляет делать несвойственное нам, а тоже – дар Божий.

Церковь хорошо знает человека, хорошо знает этот мир, все его качества и свойства, которые отводят человека от пути спасения. И потому Церковь руководит человека ко спасению, предлагая остановиться в безудержном беге, взглянуть на свою душу и увидеть, что ничего в ней хорошего нет.

В древнем патерике описывается такой случай. Один инок подошел к авве и задал вопрос: «Авва, я чувствую себя всегда в присутствии Божием. Что мне еще делать?». Авва ему ответил: «Ничего особенного в том нет, что ты чувствуешь присутствие Божие. А доброе – это чувствовать себя хуже любого человека». Когда мы начнем покаяние, путь, который будет длиться в течении семи недель, будем готовиться к тому, чтобы пережить спасительные дни Страстной седмицы, когда будем рядом с Господом во время его страстей, а затем и Святую Пасху, чтобы приготовить себя нужно пройти эти дни поста. Сам пост издревле у людей, желающих изменить себя, был первым помощником. Начиная с Адама, а затем и многие святые, и святой пророк Давид, и царь Манасия, и многие-многие другие постились и проливали слезы, умоляя Господа о помиловании.

В наше же время, когда есть перед нами святое Евангелие, мы должны захотеть быть в воле Божией, захотеть оказаться в той области, где Господь, где Он учит, где есть его Святое Учение и святые заповеди, где мы можем считаться людьми Божиими.

Как почувствовать себя «хуже всякого человека», по слову святого аввы? Нужно начать пытаться исполнять Христовы заповеди, буквально, как они написаны в Евангелии. Брать и читать пятую, шестую, седьмую главу Евангелие от Матфея, где изложены все нравственные заповеди. И тогда мы увидим, что сами-то ничего не можем сделать. И вот тогда возникает уже осмысленное понимание кто такой Спаситель, и для чего Он пришел, и что Он значит в нашей жизни. И тогда мы начинаем обращаться с мольбой: «Господи, помоги нам!»

Мы не можем надеяться на милость Божию, сходящую с небес к нам, если сами этой милости другим не оказываем. Не можем надеяться на прощение, если сами не простим всех окружающих нас. Когда мы просим прощение, мы должны четко осознавать, а в чем же мы виноваты. Можно по-разному смотреть на этот момент. Есть сугубые ссоры, когда мы кого-то укорили, кого-то унизили и нужно просить в этом прощение. Но есть столько моментов, о которых мы не знаем, не чувствуем их или забыли, но эти моменты являются существенными в наших отношениях с людьми и являются существенными для получения чистоты нашей души, чистоты нашей совести. Ведь мы, христиане, должны быть светом для мира. А если мы таковыми не являемся, мы уже виноваты перед всем миром, получается. Нам вообще перед всем миром нужно просить прощения, что мы, взявши на себя такое светлое, такое великое имя, несем его в лучшем случае теплохладно, а чаще всего поругая это светлое имя.

Тем более кажется странным сейчас, что некоторые священники, некоторые прихожане стали как-то уклоняться от этого чина прощения, говоря, что как-то все стало не по-настоящему: приходят люди, которых мы не знаем, просят у нас со слезами прощения, а мы не знаем как себя вести в этой ситуации. Получается, что гордыня какая-то в этом проявляется. Человек пришел, пускай даже он тебя не знает. Но у него есть потребность попросить прощения у Бога, у Церкви и у тебя, как представителя Церкви. И поэтому когда мы уклоняемся, значит мы не понимаем в чем заключается наш грех и наше покаяние. Выходит, что мы должны просить прощения только у тех, кого знаем? На самом деле не так. На самом деле мы виноваты много. Особенно священники, особенно те, кто в храме трудятся. Сколько они вольно или невольно за этот год обидели людей? Не только своими словами, но может быть какими-то неразумными благословениями, установлениями, распоряжениями, скольких людей оттолкнули от храма. А может как раз пришел тот человек, который когда-то после таких взаимоотношений в храме сказал, что никогда сюда больше не придет. А затем покаялся и просит у работников храма и батюшки прощения, а батюшка и не собирается принимать его близко к сердцу.

Должны мы глубже знать понятие прощения и вины собственной. И коли уж вступаем на поприще Великого Поста, то просить прощение у всех, кого чувствует наше сердце, и слушать тех, кто имеет потребность попросить прощение у нас, и включать этого человека в свое сердце искренне, прощать его и взаимно просить прощение.

Никакая наша молитва, принесенная к алтарю, не будет принята Богом, и пост не будет принят, если мы не простим друг другу прегрешения, если из-за нас останутся люди в озлоблении, в отторжении от Церкви. Вот об этом стоит нам задуматься сегодня. А в дни Великого Поста благодарить Бога и Церковь за это спасительное установление, понимать, что выходя в это море, мы надеемся прибыть в гавань Светлого Воскресения. На этом пути нам предстоит сделать и некоторые практические шаги. Ведь Великий Пост – это время, когда мы отдаляемся от всех земных забот по возможности, пытаемся свое привести в подчинение своей душе и духу, когда мы идем в храм, как в лечебницу, в которой будет нас исправлять Господь через наше покаяние, в котором будет происходить правильная настройка нашей души, пока реагирующей на всякий ложный призыв. Здесь, в храме, мы найдем эталоны духовной жизни. Каждое воскресение Великого Поста и вообще каждый день говорит человеку о различных свойствах покаяния, о различных примерах. Вспоминаются святые, их жизнь. И в этом мы видим также источники для изменения нашей жизни.

Обязательно нужно поставить перед собой цель (тем особенно, кто пришел впервые), пообещать Господу в этот Великий Пост отказаться от всего вредного, что в жизни есть, от всего вредного, например, от излишнего употребления спиртных напитков, курения и многого другого, что смущает человека. Потому что Господь, видя наше желание, может нам существенно помочь. Пообещать Господу исполнять все постановления Великого Поста с радостью, с понимаем, что это благо для нас. Церковь нам – мать, и учит нас с любовью как ребенка, как правильно жить. Мы Церковь слушаем, как мать, доверяем ей, верим ей. А учит она нас тому пути, который заповедовал Христос Спаситель. Церковь есть Христово установление. Апостолы, как Христовы ученики пошли в мир, для того, чтобы каждого просветить Его светом, привести к покаянию и сделать Христовым последователем. Так вот, людям, которые пришли сюда впервые, нужно захотеть быть послушными. Для этого нужно просто быть внимательным, интересоваться, не стесняться спрашивать уже опытных прихожан, священника, о том, как правильно проводить дни Великого Поста, как правильно вести себя, как правильно молиться, что читать, от чего воздерживаться, а чему уделять больше внимания. Для таких людей Великий Пост может стать вторым рождением, потому что нет другого такого времени в году, более благоприятного для духовного роста.

Сегодня в день Прощеного воскресенья мы просим друг у друга прощение, осознавая все свои прегрешения. И я в первую очередь, осознавая свои прегрешения, свое недостоинство, свою леность, свое нерадение в молитве, недолжное попечение о пастве Божией, о делах церковных, испрашиваю у вас прощение. Прошу простить мне все мои прегрешения вольные и невольные, во все дни живота моего содеянные.

Господь благодатью да помилует и просит всех нас!”

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.