Первые четыре дня Великого поста в храмах Братской епархии, как и во всех храмах Русской Православной Церкви, читали Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Он содержит особые покаянные молитвы и полностью читается всего один раз — в четверг на пятой седмице.*

Епископ Братский и Усть-Илимский Максимилиан читал Великий покаянный канон  в храмах Братска, и впервые в храме Иверской иконы Божией матери (п. Покосное).

О том, зачем для понимания канона Андрея Критского верующим необходимо прочитать хотя бы детскую Библию, рассказал протоиерей Петр Борновалов в проповеди к прихожанам Иверской иконы Божией Матери: 

“Сегодня, братья и сестры, мы с вами совершили вечернее богослужение, которое включает в себя чтение третье части Великого покояного канона преподобного Андрея Критского. Великий какон читается на первой неделе Великого поста в понедельник, вторник, среду и четверг. Этот канон самый большой из всех канонов богослужения православной Церкви, – сказал о. Петр. – И если вы внимательно слушали чтение канона, то слышали, что он отличается тем, что читая его, мы сами обращаемся к своей душе. Обращаемся к своей душе, чтобы она восстала от сна греховного, чтобы она подвигнулась на дела добродетели, на дела покаяния. Для этого в каноне вспоминаются святые отцы Ветхого завета и грехопадения, которые были в Ветхом завете. И если мы слышим в ходе чтения этого канона незнакомые имена, то это говорит о том, что мы еще плохо знаем Священное Писание. А значит стоит открыть Библию и прочитать хотя бы основные книги. В крайнем случае можно взять Библию, изложенную для простого чтения. Даже чтение взрослой Библии для современного человека бывает очень полезно. По-крайней мере вы по-другому будете вслушиваться в слова читаемого канона преподобного Андрея Критского.

В эти дни первой седмицы Великого поста Церковь призывает нас к сугубому покаянию. Церковь, как вы видите, облеклась в траурные одежды. Само богослужение изменило свой праздничный чин на чин покаянный. Даже обычные песнопения «Господи, помилуй» исполняется в миноре. Все это Церковь делает для того, чтобы разбудить нашу спящую душу. В течении жизни мы часто увязаем в суете и порой забываем о своей душе. И вот Святая четыредесятница – Великий пост – и призваны нас как-то остановить в этой суете и указать тот единственный путь для спасения. А это именно покаяние, молитва, пребывание в церкви.

Святые отцы отмечали, что Великий пост – это некая духовная десятнина. Если помните, в Ветхом завете было установление человеку десятую часть от всего приобретенного жертвовать Богу. И эти сорок дней (а если присоединить Страстную седмицу получается почти пятьдесят дней) – это примерно десятая часть от дней года. И конечно же мы должны в эти дни стараться как можно чаще ходить в храм. Потому что так помолиться дома вы не сможете. Только в храме, в совместной молитве, когда исполняются церковные песнопения, читаются псалмы, говориться проповедь, можно по-настоящему прочувствовать пост.

Заметьте, что сейчас, когда мы говорим о посте, я не сказал, что можно кушать, а чего кушать нельзя. Потому что самый главный наш пост – это пост духовный. Хотя мы не забываем и про пост телесный. Святые отцы заметили, что наше тело, если оно слишком сытое, слишком избалованное, то оно не способно ни на какие духовные движения, не то чтобы подвиги. Тяжело молиться, тяжело кланяться, тяжело в храм ходить. И вообще наблюдается некое разленение. И вот Великим постом мы свое тело пробуем подчинить душе. Поэтому и есть специальный устав, что можно вкушать в эти дни, а чего вкушать не благославляется. Всегда будем помнить, что пост для здорового взрослого человека. Пост для людей болеющих, или в преклонном возрасте, или наоборот для детей сильно послабляется. И в этом опять же мы видим, что самое главное – пост духовный, состоящий в том, чтобы мы воздерживали свое зрение, свой слух, все свои чувства и направляли их на доброе. А пост телесный нам в этом поможет.

Сегодня чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в нашем храме совершил наш правящий архиерей владыка Максимилиана. За что мы ему очень благодарны. Потому что во-первых, это впервые происходит в нашем храме. Во-вторых, всего четыре части читается за первую седмицу, и одним из храмов нашей епархии оказался наш храм Иверской иконы Божией Матери. От вашего имени я выражаю признательность, радость, благодарность, что вместе в Владыкой мы разделили эти молитвы. Владыка всех нас благословит на соблюдение этого поста, чтобы мы с вами получили великую духовную пользу и с радостью встретили светлое Христово Воскресение”.  

 

* Автор канона, преподобный Андрей Критский родился в Дамаске, а в VIII веке стал архиепископом острова Крит. По преданию, до семи лет он был немым, но Господь исцелил его после Таинства Причащения. Когда мальчику исполнилось четырнадцать, он стал монахом в монастыре Братства Гроба Господня в Иерусалиме. Будущий святой достиг больших успехов в изучении догматов веры; его ценили за мудрость, ум и добродетельность. Позже, уже в Константинополе, он 20 лет служил в сане диакона и возглавлял Дом для сирот при Великой церкви Святой Софии. Тогда же Андрей Критский начал писать церковные песнопения. Последний этап его служения – епископская кафедра Крита, где святой построил немало храмов и приютов для сирот и стариков. 

В каноне Андрея Критского 250 песен (тропарей). Каждый тропарь завершается псаломским припевом: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Текст канона пронизан чувством раскаяния за грехи и охватывает события всего Ветхого завета: от грехопадения Адама и Евы до земной жизни Иисуса Христа. Причем ветхозаветные и новозаветные сюжеты преломляются здесь через чувства человека: повествование идет от первого лица.

Разлука с Богом и тоска по Нему; ощущение, что ты беззащитен перед грехом; понимание, что только праведная жизнь и искренняя молитва к Господу может тебя спасти… По Андрею Критскому, у нас есть единственная возможность вернуться в рай и вновь соединиться с Богом — покаяние.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.