«Если Бог на первом месте,  то все остальное будет на своем».

В течение всей жизни перед человеком встает множество вопросов – бытовых, семейных, общественных, а если вы человек верующий, то о смысле жизни и роли Бога и Его Промысла в ней. После традиционной для наших приходов встречи с владыкой пришло четкое осознание, что Господь дает нам возможность быть свободными, чтобы стать уникальными и гармонично дополнять друг друга, как у апостола Павла: «Когда вы сходитесь, у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – все сие да будет к назиданию» (1 Кор. 14:26). Опыт каждого человека ценен, особенно опыт духовной жизни, который можно получить не только живя в монастыре, но и в миру, и ответы владыки Константина на заданные вопросы этому подтверждение. В данной статье приводится краткое изложение беседы и полученных ответов. Чтобы слышать их полный вариант и прочувствовать неповторимую атмосферу встречи, желательно на ней  присутствовать.

– Можно ли находиться на Литургии и не причащаться?

Все молитвословия Литургии, которая начинается вечерней, описывающие Священную Историю с творения мира, прихода в мир Спасителя до Его Крестных страданий и Воскресения, готовят верующих к кульминации – Причастию Святых Христовых Тайн. Есть суждение святых отцов, что причащаться можно каждый день, но не надо забывать, что ко Причастию необходимо готовиться согласно церковным канонам и, главное, помнить, что мы всегда недостойны и только по Божией милости его удостаиваемся.

– Как понять, что сошла благодать и ты не в прелести?

У каждого верующего человека есть в жизни ситуации, когда он ощущает благодать, но не логикой, а сердцем, хотя Господь дает такое состояние не по нашему достоинству, а по Своей милости. Был такой случай в жизни, когда трудился старостой в храме. Вечером привезли усопшую прихожанку, относительно молодую женщину, которая долго болела. Так получилось, что перед смертью ее успели омыть, священник исповедал и причастил, но не успел уйти, как женщина уже упокоилась, поэтому прочитал над ней и отходные молитвы. Когда открыли гроб, так было хорошо рядом с усопшей, что остался на всю ночь читать Псалтирь, и было то самое ощущение благодати Божией и никакого сомнения в том, что эта женщина попала в Царствие Небесное.

– Где заканчивается праведность и начинается святость?

За гробом, пока мы на земле, – мы грешники. Вспомните икону «Лествица», где нечистые духи пытаются столкнуть души праведников с лестницы, ведущей в Царствие Небесное, и им это иногда удается, причем и с самой верхней ступени, когда уже кажется, что человек достиг Райских обителей. Возможность падения существует до конца жизни, не надо об этом забывать!

– Может ли священник снять епитимью, наложенную другим священником?

Чаще всего нет, только в крайних случаях, если епитимья невыполнима, или священник, наложивший ее, почил, тогда епитимью может снять архиерей.

– Есть потребность провести отпуск в монастыре, насколько это возможно?

Необходимо смотреть в свое сердце, что нужнее и что человек ищет в монастыре. Полезно пожить в монастыре, потрудиться – это дает духовный рост. Главное – никого не подвести, особенно если в трудах
на приходе вас некем заменить. Молиться можно везде, для Бога разницы нет.

– Как проявлять свою веру среди агрессивно настроенных коллег по работе?

Надо вести себя, как подобает верующему человеку и не скрывать свою религиозность, например, перекрестить пищу перед едой. Не отвечать на агрессию, подвохи, нападки, тогда у неверующих людей появляется удивление, почему человек не отвечает агрессией на агрессию. После этого у людей возникают вопросы – и тут начинается время проповеди. Таким образом, большую роль играет поведение верующего человека, которое зависит от его живого и постоянного общения с Богом.

– Надо ли терпеть, когда обижают?

Это по ситуации. Если обижают тебя, то по Евангелию можно подставить и вторую щеку – для смирения. А если, например, на улице кто-то обижает твою жену, это другая ситуация – либо словом, либо делом необходимо защитить близкого человека. Если тебя обижает начальник, не выплачивает всю зарплату, надо помнить, что неоплаченной работы не бывает – Господь восполнит в другом: дарует здоровье, разум, опыт. У кого много послушаний, тому много и помощи от Господа.

– С какого возраста надо читать молитвы ко Причастию с детьми?

Это дело личное, но чаще всего мы жалеем детей, сокращаем им молитвы, другие дела. А детям на молитве не тяжело, даже 4-5-летним, которые сами читают и знают молитвы наизусть. Опыт работы с детьми в православном лагере этому подтверждение.

– Как привести к вере крещенных, но не воцерковленных детей?

Чтобы ребенок впитывал веру с детства, вы должны быть ему примером. Когда ребенок растет вне веры, особенно в наше время в информационном поле СМИ и интернета, которое обезбоживает людей, сердце его закрыто. Чаще всего остается один путь – молиться за неверующего; нравоучения не помогут. Как говорил один священник: «Задача священника – научить христианина обходиться без священника». Конечно, в обыденной жизни, не в абсолютном смысле, ведь Таинства может совершать только священник. А другой говорил: «Моя задача поставить христианина лицом к лицу с Богом». В сложных жизненных ситуациях сердце человека открыто, тогда настает момент очень тонкой проповеди, чтобы произошла его встреча с Богом.

– Как молиться за некрещенную родню, чтобы они спаслись?

Наш православный молитвослов – это канон; есть молитвы за некрещенных людей, можно молиться и своими словами Господу о вразумлении родных, каждое слово Господь слышит.

– Можно ли вымолить усопших некрещенных людей и самоубийц?

За усопших некрещенных людей можно молиться святому мученику Уару. Есть канон за самоубийц, а дальше надо уповать на милость Божию.

– Как избавиться от игромании?

Игромания – более серьезная зависимость, чем алкогольная и наркотическая, потому что задевает струны души и удаляет от Бога, замещая Его в душе на идола этой страсти. Игроманию легче предупредить, чем лечить, особенно у детей, ограничив время нахождения в интернете и телефоне. Полностью исключить новые технологии из жизни современного человека невозможно, он выпадет из социума. Если вы ограничиваете ребенка, но при этом сами сидите в телефоне, вряд ли это принесет пользу. Соблюдая внешнее делание, не надо забывать про внутреннее – молитву, исповедь и Причастие. Через Причастие Господь посылает различные дары, но благодатью надо уметь пользоваться, чтобы в человеке было в гармонии духовное, душевное и телесное.

– Как правильно молодой девушке выбрать спутника жизни?

Раньше человек воспринимал брак как данность; будущие муж и жена часто знакомились перед свадьбой. Большую роль в создании семьи играли свахи, которые собирали информацию о будущих невестах, чтобы родители сделали выбор для своего сына, как это было, например, в моей семье у деда. Создав семью, люди жили до своего ухода из земной жизни, не помышляя о разводе. Сейчас ситуация другая, разводы стали нормой. Необходимо сначала внимательно присмотреться к человеку, особенно хорошим показателем характера является его отношение к родителям, потому что рано или поздно точно также он будет относиться и к вам. За свой выбор человек всегда несет ответственность, главное понять и принять, что ваш выбор на всю жизнь.

– Как Церковь относится к браку с иноверцами?

У Церкви прямого ответа нет, но мой ответ – отрицательно. До революции Церковь благословляла вступать в брак с христианами других конфессий, но с распиской, что супруг (супруга) не будет препятствовать воспитанию детей в Православной вере. Брак между христианином и, например, мусульманином, если у будущих супругов несерьезное отношение к религии, возможен. Но если человек осознанно придет к вере, тогда начнутся разногласия, особенно при воцерковлении детей.

– Стоит ли женщине вступать в брак после 50-ти лет для смирения плоти?

По ситуации. Если человек не мыслит себя без семьи, то можно создать семью, при этом понимая, что пятьдесят – это не семнадцать: появляются болезни, силы уходят, а надо заботиться не только о себе, но и о человеке, который рядом с тобой, и о детях, если они появятся в этом браке. Плоть можно смирять и по опыту монашествующих – пост, молитва, Таинства. Вообще, в таком возрасте лучше думать о вечном, заботиться о спасении души.

– Как бороться с ленью и унынием?

Человек всегда боится неизвестности; чтобы не лениться, надо трудиться и радоваться. Уныние – это недовольство Богом, жизненными ситуациями, которые Он нам попускает. Надо жить по принципу «За все слава Богу!», тогда все ситуации будут разрешаться и приносить духовную пользу, которая поначалу не видна, но может открыться через какое-то время. Крещение – это усыновление Богу; чтобы вырасти и повзрослеть, необходимо претерпеть и радости, и скорби с правильным вопросом «для чего?», а не «за что?».

– Можно ли кремировать верующего человека?

Можно, но не нужно, только в крайнем случае. К телу усопшего должно быть благоговейное отношение, потому что мы верим во всеобщее Воскресение. Бывают в истории случаи, что сгорают мощи святых, но это Промысел Божий.

– Ваше отношение к службам «Милосердия» на приходах.

Инициатива создания служб милосердия и других проектов должна исходить от людей при помощи священнослужителей и обязательно cопровождаться молитвой. Не ради достижений, соревнования, а для духовной пользы в первую очередь.

Напоследок владыка Константин рассказал о периоде жизни, когда с мирской работой он расстался, чтобы трудиться во славу Божию в храме. Но в тот момент работы в храме не нашлось, и он принял решение пожить в монастыре, а так как решение пришло на службе, посвященной преподобному Амвросию Оптинскому, то и выбор пал на Оптину пустынь. В 2003 году, перед Великим Постом, приехал Константин (в миру имя у владыки было, как и в постриге) в Оптину, но и там чуть не получил от ворот поворот, так как на период поста трудников уже не принимали. Видимо так Господь проверял своего будущего служителя на решимость оставить мирскую жизнь. Трудничество – нелегкое послушание; первая и Страстная седмицы поста были самыми тяжелыми – ранний подъем, длительная служба до часу-двух дня, небольшой перекус и на вечернюю службу, все на ногах. Все остальные недели поста каждый день начинались утренней службой, а с 9-ти часов шли на послушания, связанные с тяжелой физической работой – погрузкой зерна, перекладыванием овощей в овощехранилище для исключения их порчи, колкой дров. Начались проблемы с желудком – напряжение, минимум питания дали о себе знать. Лечился Константин таблетками и маслом от лампады перед мощами преподобного Амвросия, так до Пасхи и дотянул. Выручило и то, что попал на послушание в трапезную, где была возможность питаться немного больше, что ослабляло боль. Сначала Константина не хотели брать в Оптину, а потом не хотели отпускать, предлагали остаться. Именно в Оптиной Константин ощутил благодать, которую Господь подает человеку в таинстве Причастия. Только удержать ее очень сложно, отвлекся, поговорил, и она уходит. Опыт жизни в качестве трудника, ответы на насущные вопросы священников обители и старца Илии Ноздрина во многом определили всю дальнейшую жизнь владыки – его священнический и монашеский путь. Время встречи пролетело быстро и незаметно. Ответы владыки, основанные на личном опыте и случаях из жизни, живые, интересные, с тонким чувством юмора не оставили равнодушным собравшихся на встречу прихожан. За окном стемнело, стрелки часов отсчитывали десятый час, а вопросов оставалось много, поэтому запланировали еще одну встречу – после Пасхи.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.