Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Сегодня, братья и сестры, мы торжественно совершаем память святого апостола Андрея первозванного. Ни скорбь, ни теснота, ни гонения – ничто не смогло отлучить его от любви Божией, в которой он загорелся первым среди других учеников Христовых, отчего и получил свое именование Первозванный.

Святой апостол Андрей был простым рыбаком, родом из Вифсаиды. И мы знаем из Евангелия, что он был братом Петра, которого также призвал быть учеником Христовым. Апостол Андрей не был таким образованным, как книжники, мнившие себя учеными, знающими закон и от этого знания превозносившиеся над простыми людьми, такими как Андрей Первозванный.  

Не принадлежал он и к партии фарисеев, которые также мнили себя тщательными исполнителями Божиего закона, до такой точности знающими и исполняющими все повеления и установления, даже самые маленькие правильца, что надеялись через  это точное исполнение этих правил и правилиц иметь праведность. Они думали, что имеют такие заслуги перед Богом, что Бог как бы обязан им. И они даже некую обиду на Бога таили, что Он не ставит их во главе всех язычников, не покоряет у их ног все народы и не делает людей всего мира их рабами.

Не был апостол Андрей и саддукеем, которые также превозносились над людьми и надеялись, что мудрость их больше, чем мудрость обычных людей. Всех остальных они считали невеждами. А себя – настолько знающими закон Божий, что позволяли себе различные вымыслы. К примеру, они не верили в воскресение мертвых.

Апостол Андрей был простым человеком, незнатным. Но когда раздался голос пророка Иоанна Предтечи, призывающий людей к покаянию, то и он откликнулся душою и пришел на Иордан креститься. Он стал учеником Иоанна. И когда пришел на Иордан наш Спаситель, Господь Иисус Христос, когда указал на Него Иоанн Предтеча, назвав Его агнцем Божиим, берущим на Себя грехи всего мира, тогда Андрей и другой ученик Иоанна Предчети Иоанн Богослов  (ставший потом одним из учеников Иисусовых) вместе подошли ко Иисусу Христу, и спросили: «Учитель, где ты живешь?». И тогда Он пригласил прийти и увидеть. Они пошли вслед за Ним и увидели простое жилище простого, казалось бы человека, плотника из Галилеи. Но увидев это жилище они не соблазнились. А услышав глаголы жизни вечной, исходящие из уст Иисусовых, навсегда стали его последователями.

Апостол Андрей, как мы слышали из прочитанного сегодня Евангелия, сразу после того, как пришел ко Христу, сразу стал и проповедником. Кому же он проповедовал? В первую очередь своему родному брату, которому сказал: «Мы нашли Мессию». Тогда и Симон (Петр) приходит и становится учеником Христовым, самым твердым, почему Господь и назвал его Петром – скалою, камнем, сказав, что на сем камне (то есть твердости веры) «сожиду Церковь мою и врата адовы не одолеют ее».

Апостол Андрей всюду следовал за Господом. И после крестной смерти Спасителя, после Его Воскресения, после вознесения Его на небеса и после сошествия Святого Духа также как и другие апостолы отправился проповедовать. Он прошел города Малой Азии, греческие и балканские города. Есть предание, что прошел он через Крым к горам киевским, водрузив там крест, прошел до земель новгородских и оттуда вернулся в Европу, в Рим. А после Рима вновь пришел в Грецию, где закончил свои проповеднические труды в городе Патры, увенчав эти труды мученическим подвигом.

До сих пор Патры собирают множество паломников и славятся как место крестных страданий, смерти и упокоения апостола Андрея Первозванного. Проповедуя в этом городе, апостол Андрей обратил почти всех его жителей ко Христу, чем вызвал недовольство и ненависть со стороны правителя Эгеатв. Апостол обратил не только простых жителей, но и жену его Максимилу. Ненависть эта выразилась в том, что Эгеат повелел схватить апостола. Его привяли ко кресту в таком виде, в котором мы теперь знаем крест Андрея Первозванного и беспощадно били. Но и среди этих мучений апостол Христов продолжал не только неустанно прославлять Господа, но и неустанно проповедовать даже своим мучителям.

Чтобы продлить муки стойкого ученика Христова Эгеат приказал не пригвождать его ко кресту, а привязать. И распятый к перекрещенным бревнам апостол Андрей два дня прославлял Господа и проповедовал собравшимся людям. Люди, которые приходили посмотреть на страдания апостола Христова, становились верными Христовыми учениками, сердца их преображались. И вместе с тем они недоумевали, как правитель с таким духоносным мужем может столь несправедливо обращаться. Они возмущались и осаждали дворец правителя, который убоявшись народного возмущения, обещал собственноручно освободить апостола,  избавить его от страданий. Но апостол Андрей столь любил Господа, что не боялся этих страданий. И более того, он умолял своих мучителей не прекращать казнь и молился о том, чтобы ему мученически закончить жизнь свою и подобно своему божественному Учителю быть распятым на кресте. Он любил Крест Христов и хвалил его. Ведь и во время своей земной жизни, во время своих проповеднических трудов апостол Андрей где не проходил, не только в городах поставлял епископов и утверждал Церкви, но и воздвигал по свидетельствам церковных историков  кресты. И вот жизнь его также на кресте и закончилась.

И вот когда Эгеат приближался только ко кресту чтобы освободить апостола Андрея, внезапно свет Божественный осиял апостола и он предал душу свою в руки Божии. Эгеат же, хоть и был поражен увиденным, не переменил своих намерений избавиться от проповедника. Он был недоволен, что почести оказываются не ему – правителю.  Он был завистливым, как и многие люди недостойно пришедшие во власть. Властолюбие, зависть к тому, что у другого есть больший почет, довели его до сумасшествия и более того, до беснования. Из жития апостола Андрея Первозванного известно, что после погребения апостола Эгеат стал бесноватым и из-за своей одержимости выбросился из окна. Самоубийство и закончилась его исполненная грехом и ненависти ко Христу жизнь.

Апостол же Андрей почитался и почитается поныне не только в Патрах. Слава о его святой жизни, проповедничестве, о его страданиях за Христа, о его блаженной кончине, слава эта разошлась по всему миру. Апостол Андрей Первозванный считается небесным покровителем России. Не только потому, что был на нашей земле. Но еще и потому, что Россия, приняла Православие как некое преемство от Андрей Первозванного. Ведь мы все хорошо знаем, что Россия приняла Православие из Византии. А первым византийским епископом стал первый ученик апостола Андрея Стахий, рукоположенный во епископа самим Андреем Первозванным. И не случайно это имя одно из самых любимых и самых распространенных у нас в России. И у множества людей, и наших прихожан, и наших священников, прибывших на Первые Братские Епархиальные чтения сегодня День ангела. Но не об этом речь. Речь прежде всего о том, что не только для тезок этого апостола, но и для всех нас жизнь и труды Андрея Первозванного важны как яркий пример. Ведь нам в многотрудной и многогрешной нашей жизни очень важен живой пример горячей веры во Христа. Нам жизненно необходим пример бесстрашия перед лицом страданий. Мы от самой маленькой скорби бывает унываем, падаем духом. И нам нужен живой пример, как нужно переносить страдания хоть малые, хоть большие. Мы порой ищем живые примеры вокруг самих себя. Ищем и не находим. И разочаровываемся в людях. Мы ищем поддержки у тех, кого знаем и видим каждый день. Но не находя этой поддержки, также отчаиваемся. И забываем о том, что есть сонм святых. И жития святых нам могут быть хорошо известны, если мы не будем лениться их узнавать. И эти примеры не просто книжные примеры, не просто примеры людей, давным-давно закончивших свою жизнь. Но мы знаем, что Бог не есть Бог мертвых, а Бог живых. Когда мы утешаем себя в скорби о потерянных родственниках, мы вспоминаем эти слова, что у Бога все живы. Но когда мы совершаем память святых, мы тоже не должны забывать эти слова. И значит жизненный пример святых для нас является самым что нинаесть живым примером.

Так будет же и для нас, братья и сестры, живым примером апостол Андрей Первозванный, неустанный проповедник Христов, страдалец за веру во Христа, мужественно переносивший все невзгоды, выпавшие на него. Переносивший, потому что любил Христа, распятого на кресте, и не боялся страданий. Пусть он будет для нас живым примером проповедничества, ведь мы призваны также нести благовестие Христова в мир. Мы призваны быть солью земли. И если Господь говорит, что не может укрыться город, стоящий на верху горы, то мы, христиане, тоже не можем спрятаться. Наша жизнь в любом случае будет примером. Если жизнь наша будет недостойной, если наши слова добрые и правильные и наши молитвы, не будут подтверждены добрыми делами, добродетелями, которые мы призваны стяжать, то мы тоже будем подавать пример, но пример не добрый. Задумаемся об этом, братья и сестры. Нужно стараться избегать греха и зависимости от греха, но приобретать добродетели. Так возлюбить их, чтобы они были естественными для нас. Чтобы не приходилось нам себя каждый раз ломать через колено, когда делаем доброе дело. Или просто силимся улыбнуться может быть и незнакомому человеку, но который пришел в храм Божий со своею бедой. Его мы должны принять с любовью. Будем братья и сестры, особенно те сестры, которые в храме Божием помогают, более милостивыми, более добродушными, с любовью относиться к приходящим, ведь они такие же, как и мы. Боль в душе может быть другой, и по другому человек ее может проявлять, но мы все нуждаемся в том, чтобы боль эту утешил наш Спаситель Христос.

Будем любить Господа также, как любил его апостол Андрей Первозванный. Молиться будем нашему небесному покровителю, чтобы он не отнимал от державы Российской своего молитвенного покровительства. Молиться будем, чтобы он нас соделал теми проповедниками, которые и словами, и делами несут Христово благовестие в мир. Будем молиться апостолу Андрею, чтобы он пути нашей жизни, какими бы не были они искривленными, привел в итоге ко Христу. Аминь.     

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.