14 мая 2013 г. епископ Братский и Усть-Илимский Максимилиан возглавил Божественную литургию в храме Рождества Христова. Владыке сослужили клирики храма. После богослужения состоялся крестный ход  и панихида.

“Сегодня, братья и сестры, день особенный. День поминовения усопших, который в традиции русской Церкви именуется Радоницей. Уже само название этого дня говорит о некой радости. И, конечно, для нас, для православных христиан эта радость может быть только пасхальной. Почему же день, когда мы призываем всех радоваться радостью пасхальною, является так же и днем поминовения усопших? Потому что по уставу Православной Церкви в дни подготовительные к Пасхе, т.е. в дни Страстной Седьмицы, особое церковное поминовение усопших не совершается (особые поминальные службы, панихиды). Хотя молиться за усопших мы можем в любой день.

Особое поминовение усопших в эти дни не совершается потому, что в это время мы все следуем по стопам Спасителя. Мы каждый день этой Страстной Седьмицы вместе с Ним проживаем, вместе с Ним идем на Голгофу. И оказываемся у гроба в Воскресение вместе с женами мироносицами. Так же и в дни Светлой Седьмицы особые пасхальные богослужения совершаются и нет никаких панихид, нет никакого особенного поминовения усопших в эти светлые пасхальные дни. Но вот проходит Светлая Седьмица, прошло Фомино воскресенье и начинается обычное поминовение усопших. Поэтому с нетерпением и с особой радостью верующие люди во второй день после окончания Светлой Седьмицы поминают усопших, как бы спеша подлиться с ними той пасхальной радостью,  которая поселилась в сердцах наших и которую мы хранили в дни Светлой Седьмицы. И не только хранили, но и трудами и молитвами пасхальными, частым приобщением Святых Христовых Тайн эту радость в себе преумножали.

Мы стремимся через поминовения усопших не плакать о них, не воздыхать, не печалиться. К тому нас и Священное Писание подвигает, и апостол Павел нас учит, чтобы мы не скорбели об усопших, потому что для них воскресение умерших уже на шаг ближе, чем для нас. Они уже земную жизнь завершили. Сейчас их души пребывают в ином мире, который мы (по недоступности его для нас) именуем загробным. И души их ожидают воскресения из мертвых, ожидают, что Господь воскресит тела их, и вновь их души с телами воссоединятся. Для нас этот шаг еще не сделан, мы еще проживаем эту земную жизнь. И для нас впереди как нечто неизвестное и страшное маячит момент разлучения души и тела, момент, который мы именуем смертью. Хотя Господь нам говорит, что у Бога нет мертвых. И Бог – Бог живых, а не мертвых. И мы хотя это отчасти знаем, отчасти в это веруем, тем не менее, всегда страшимся этого момента. Нам по нашей человеческой немощи всегда горестно и печально бывает вспоминать наших усопших. С воздыханием, порой и со слезами мы вспоминаем о них. Но Святая Церковь, совершая поминовение усопших, совершает его торжественно. И эта торжественность  в наших сердцах вновь и вновь возгревает надежду воскресения и жизни вечной. И мы с вами, братья и сестры, живущие на земле, не испытавшие, не вкусившие смерти, мы с вами, совершающие поминовение наших близких усопших должны исполняться этой верой, надеждой на воскресение и верой в жизнь вечную.

И, конечно, мы особенно поминаем усопших тех, кто умер в этой вере, в надежде воскресения в жизни вечной. Именно такая формулировка в поминовении усопших и употребляется. Когда человек жизнь свою на земле прожил как член Церкви, это его сродство Христу через Церковь, эта связь его со Христом, как связь ветви и лозы, там же и сохраняется, не рушится она. Мы по немощи своей здесь на земле очень часто смерть близких людей и знакомых воспринимаем как момент разлуки совершенно безнадежной. Те, кто верует в бессмертие души, еще надеется на то, что мы со своими близкими, любимыми людьми можем увидеться, как говорится, на том свете. Но это не вполне христианская надежда, потому что христиане сосредотачивают свое внимание и свой импульс веры не на том, что после смерти наша душа останется живой. Даже не столько мы веруем в бессмертие души как таковой, сколько в воскресение из мертвых. Поэтому для нас, для верующих, православных христиан момент встречи с нашим близкими людьми, некогда усопшими, ожидает не тогда, когда мы сами умрем. А надеемся мы с ними встретиться тогда, когда все мы воскреснем. И поэтому поминовение усопших в любой день соединяется с особым упованием на это воскресение. А упование это невозможно без нашей веры в Воскресение Христово. Не зря апостол говорит, что если Христос не воскрес, то и вера наша тщетна, и проповедь наша тщетна. Если в нашем поминовении нет этой важной составляющей, этого элемента веры в воскресение из мертвых, веры в то, что Христос воскрес, и ожидания, чаяния, как мы в символе веры поем, и нашего воскресения из мертвых, то действительно это поминовение усопших тогда становится унылым, и грустным. Оно становится ворошением старых ран, когда человек вновь сыпет себе соль на рану, вновь самому себе делает плохо, печалится, унывает в итоге.

А когда человек верует в воскресшего Христа и верует, что Господь всех нас воскресит, верует, что Господь по милости своей, по благодати дает прощение согрешений и нам, здесь живущим на земле и кающимся в своих согрешениях, и как членам Церкви дает прощение согрешений и тем, кто уже и скончался, и не имеет возможности принести покаяние, участвовать в таинстве исповеди и других спасительных церковных таинствах, но поскольку они члены Церкви и благодать божия изливается на всю Церковь, и значит они не исключение, то в силу этого мы с вами, братья и сестры, имеем надежду. Не столько по нашим личным заслугам и нашим личным молитвам, а поскольку и мы тоже члены Церкви, то значит по молитвам Церкви Господь подает прощение согрешений усопшим, прощает и наши согрешения и всех нас и их вкупе принимает в Небесное Царствие. Принимает, прежде всего, в Церковь как тело Свое, в котором обитает полнота Божества.

Поэтому, братья и сестры, наше поминовение усопших – это церковное поминовение. Церковь – это единое тело. И мы, как члены Церкви, как ее частички, похожи на клеточки в теле, соединенные все вместе органично. Мы не так соединены, как песчинки в куче песка, где каждая песчинка сама по себе. Нет. Мы соединены все вместе органично. А когда мы начинаем отдаляться от других людей, когда мы не воспринимаем окружающих нас людей, людей церковных, таких же членов Церкви, сродных нам по Христу (не случайно мы называем друг друга братьями и сестрами), тогда получается, что в храме стоит сто различных людей и звучит сто различных молитв, и тогда мы превращаемся в песок. И не будем мы Телом Христовым.

Когда же мы понимаем, что мы соединены таким образом и с Господом, и друг с другом мы соединены тоже органично, тогда и молитва наша становится общей. Тогда, приходя в храм Божий, мы все вместе совершаем одну общую молитву. И тогда в храме Божием совершается одно для всех богослужение, одна для всех молитва. И мы ее участники.

И когда совершается панихида, постараемся, братья и сестры, едиными устами и единым сердцем молиться Богу о своих усопших. Молиться не со скорбью отчаяния, не со скорбью о потере, а с радостью обретения, потому что во Христе мы друг друга обретаем. И исполняясь сами пасхальной радостью, имеем возможность поделиться ею с другими людьми, в том числе и с усопшими, потому что и мы и они – части Церкви, и все мы друг с другом соединены органично, как части одного тела. Это касается не только нас, предстоящих в храме, пришедших на богослужение, это касается вообще всех православных христиан, и тех, кто сейчас здесь в храме стоит, кто в другом храме, те, кто уже вышел из храма или только придет в храм, и тех, кто здесь на земле свое отжил и лежит сейчас в могиле телом, а душою пребывает в ином мире – с ними мы тоже органично соединены. Они тоже Церковь. И со святыми, и с ангелами божьими мы тоже соединены в единую Церковь. И это должно настоящими православными христианами вживую переживаться, вживую ощущаться. Конечно, доводить себя до каких-то чувственных эмоций не следует. Но, тем не менее, если мы из перспективы своей жизни это вычеркиваем или забываем про это, то мы тогда индивидуализируемся до степени песчинки в куче песка. Поэтому будем, братья и сестры, с верой в то, что те усопшие, за которых мы собираемся молиться, и мы – члены одного Тела Христова, с верой, что мы все вместе воскресшие когда-нибудь предстанем перед Христом, с верой, что Воскресение Христово из мертвых совершилось и для нас и для них и пасхальная радость общая для нас и для них, с этой верою будем продолжать свои церковные молитвы в храме Божьем, аминь.”

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.