Проповедь протоиерея Александра Немерова в Неделю 24-ю по Пасхе

     Каждый человек, живущий в нашем мире, думает и заботиться о своем благополучии и достатке. Нам не хочется пребывать в бедноте и жить с «протянутой рукой»  и для этого мы прилагаем душевные и физические усилия,  чтобы стяжать своим трудам имущество, которае позволит нам жить «безбедно». Для всех людей это кажется естественным и нормальным. И как бывает в нашей жизни, человек в погоне за богатством часто впадает во многие искушения. Господь нас учит: «я́ко не от избы́тка комý живóт егó éсть от имения егó» (Лука 12:16) и рассказывает нам притчу  о некоем человеке, полагавшем все счастье своей жизни в умножении богатства, и показывает, что пристрастие к богатству приводит к вечной погибели души человека.

     Упомянутый в Евангелии богатый человек достиг изобилия и довольства не какими-нибудь противозаконными средствами, как и  мы стараемся в нашей жизни, а милостью Господней, его нивы, при Божием благословении в предшествующие годы давшие обильные плоды, в нынешнем году были еще более урожайны, так что некуда было девать собранных плодов. За что же этот человек погубил свою душу? За то, что злоупотребил дарами Божиими – не так распорядился своим богатством, как повелевает Бог. «Что сотворю яко не имам, где собрати плодов?» – недоумевает богач. И вот как решил распорядиться изобилием своих благ: «Се сотворю,» – сказал он, – «разорю житницы моя, и большия созижду, и соберу ту вся жита моя и благая моя; и реку души моей: душе, имаши многа блага, лежаща налета многа: почивай, яждь, пий, веселися. Рече же ему Бог: безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебе; а яже уготовал еси, кому будут» (Лука 16:17-19) Как будто и в самом деле некуда было ему поместить избыток своего урожая. Сколько вокруг нас всегда бедных и нищих, алчущих и жаждущих помощи людей. Чтобы богатому человеку уделить часть своего хлеба нуждающимся, он об этом и не подумал, а решил данный ему Божий дар, употреблять на собственные нужды, и не на что-то полезное, а на прихоть, на объедение, пьянство и разгульную жизнь. Так он нарушил закон Божий, повелевающий благотворить ближним (Мф 5:7; Ев 13:16).

     Не подумал этот человек и о Боге, который дал ему урожай – забыл, что мы только сеем, а произращает и плодотворит наши посевы Бог. Забыл все это богач и не принес Господу Богу славы и благодарение за изобильный урожай. Очевидно, он был человек маловерующий. Если был свет веры не перестал сиять в его душе и упование на Промыслителя Бога было бы в нем твердо, не так бы стал он судить о пользовании земными благами. Не стал бы считать себя единственным хозяином богатства и не стал бы говорить: жита моя и благая моя (Лк 12:18). Вера научила бы его признавать себя только временным распорядителем, приставником к богатству, обязанным употреблять его не произвольно, расточительно на свои прихоти, а благодетельно, во славу Божию.

     Без Бога никто не может себя обеспечить, при всех вещественных средствах, не только на многая лета, но даже на один день. Расчеты любо- стяжателей обычно разлетаются как прах, и думающие прожить долго среди праздного веселья и чувственных удовольствий часто скоропостижно отдают Богу свою душу и умирают в нераскаянности. Таков праведный Божий суд на всех, злоупотребляющих дарами Божиими, собирающих свое богатство с корыстной целью, а не в Бога богатеющих, не употребляющих его по воле Божией на добрые дела. Не для того ли Бог ущедряет нас своими вещественными дарами, награждает изобилием плодов земных и успехом в трудах, чтобы нам благочество, в чистоте и воздержании, мирно могли проводить нашу жизнь (Тим 2:2). Противоречат этому Божиему  намерению люди, злоупотребляющие богатством и строго наказуются они за свое безумное пристрастие к земным благам. Среди полного изобилия является ангел смерти и как бы насильственно исторгает богача от среды живых.  Ранняя и насильственная смерть обыкновенно следует за безумном употреблением земных благ. Злоупотребляющие богатством – невоздержаны, черевоугодники,  пьяницы – не только отправляют свою жизнь тяжкими и неисцельными болезнями, но в омуте страстей теряют стыд и совесть, заслуживают бесчестие, а еще более преступны они и пред Богом. Ибо что скажут такие люди Богу на страшном суде Его? Какой дадут в тогда ответ небесному дома Владыке о своем приставлении домовнем (Лк 16: 2), о том, как они распорядились имуществом, полученным от Бога?

     Господь спросит их: «Кормили ли вы алчущих, поили ли вы жаждущих больных и заключенных в темнице посещали ли, одевали ли нагих, странных принимали ли?» Скажут грешники: «Нет, ничего этого мы не делали, а блага земные бывшие в нашем распоряжении, мы употребили на себя: ели, пили, веселились.». И скажет Господь: Отыдите от Мене, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу. Так как вы не сделали ничего в пользу меньших братий, нищих и убогих, то все равно, что для Меня самого ничего не сделали и ничего потому не заслужили кроме вечного осуждения (Мф.25:45).

     Так гибельна страсть греховного своекорыстного любостяжания. Подумайте, как глубоко эта страсть коренится в душе. Сильна она бывает даже до гробовой доски и к старости  даже более усиливается и обуревает душу, когда все другие страсти потухают. Гибельные последствия страсти любостяжания овладевают человеком и он всеми своими помыслами и чувствую прилепляется к богатству, а Бога оставляет, так как не может раздвоиться – Богу работать и мамоне (Мф. 6:24). Богатство для человека любостяжательного становится идолом, которому он служит вместо Бога как свидетельствует святой апостол Павел, прямо называя любостяжание идолослужением (Кол.3:5), сребролюбие корнем всех зол (1Тим. 6:10). И действительно, нет более гибельной язвы для общежития, чем любовь к деньгам. Большая часть преступлений порожается страстью любостяжания и жадностью к деньгам. От желания обогатиться происходят все обманы, хищения, грабежи и убийства.

       Люди суетятся и хлопочут о многом, относящемся к их покою и услаждению тела, а о том, что едино есть на потребу (Лк. 10:42), о спасении души, мло умают. Рассчитывают долго прожить в богатстве и удовольствиях, но забывают, что смертный час нередко приходит внезапно и навеки разлучает его со всеми благами и прелестями мира сего. Отходит, таким образом, душа миролюбца в загробную одинокой, беспомощной и не готовой к оправданию перед Богом, т.к. в суете мирской жизни и в упоении благами земными она вовремя не запаслась добрыми делами,  которые одни только на суде Божием могут оправдать нас и искупить наши неправды. Все чувственное и тленное останется на земле и потеряет для души всякую цену после смерти. Подумайте, благоразумно ли увлекаться скоропроходящими благами и чрез пристрастие к ним лишать себя вечных благ Царства Небесного? Не свойственное ли  мудрости христианской из Богодарованного нам вещественного богатства делать такое употребление, чтобы оно служило не временному нашему покою, а к вечному блаженству.

Каждый из нас, стремясь к достижению земного благополучия или уже пользуясь благодарственным избытком благ земных, не должен  поставлять себе целью временное своекорыстное  употребление этих благ, но получение через них будущий небесный награды. Человек – существо разумное, предназначенная к вечному блаженству. Разве для того Человек поставлен Господом быть царем и владыкой на земле, чтобы погрязать в чувственных наслаждениях подобно неразумным животным? Как созданный по образу Божию, он должен уподобляться своему Первообразу в совершенствовании нравственных сил через упражнение в добрых делах. Будете совершени, якоже Отец Ваш Небесный совершен есть (Mф.5: 48)- вот высшая цель нашей жизни. Святой Иоанн Златоуст говорит: «созидая человека, Бог сказал: Сотворим человека по образу нашему и подобию, а подобными Богу мы соделываемся не тогда, когда едим, пьем и облекаемся в одежды, потому что Бог ни ест, ни пьет, ни облекается в одежды, но когда блюдем правду, показываем человеколюбие, бываем снисходительны и кротки, милуем ближнего и украшаемся всякой добродетелью». Святой Василий Великий в самом устроении тела человеческого указывает высшую цель его жизни: «Ты сотворен прямым для того, чтобы не влачил ты жизни своей на земле, но взирал на небо и на Сущего там Бога, и чтобы не гонялся за скотским наслаждением, но, согласно с данным тебе разумом, жил небесной Жизнью».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.