18-19 ноября 2014 года в Москве состоялся Международный съезд православной молодежи, организованный Синодальным отделом по делам молодежи. В форуме участвовали около 10 тысяч юношей и девушек из всех федеральных округов России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Среди гостей и делегатов съезда — лидеры молодежных и общественных движений, эксперты по общественным, религиозным и социальным вопросам. Братскую епархию представили диакон Артемий Пономарев и Милана Дмитриева.  

Съезд начался Божественной литургией, которая состоялась 18 ноября в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. Затем на ВДНХ состоялось открытие форума, который возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам съезда с Первосвятительским словом, в котором затронул наиболее острые проблемы молодежи.

«Хотел бы несколько слов сказать о важных проблемах современности. Если их перечислять, можно назвать три проблемы: первая – это информация и ее влияние, вторая – это стремление к удовольствиям, и третья – это стремление к комфорту. Это то, что характеризует так называемое потребительское общество. Три этих фактора сегодня определяют профиль современного общества и нередко – современного молодого человека. 

Говоря о современной жизни, в первую очередь хотел бы призвать нашу молодежь уметь «различать духов» (см. 1 Кор. 12:10). Это очень непросто, но без этого нельзя, потому что диавол рядится в одежду ангела светлого, и трудно различить этого диавола. Он мимикрирует, имитируя стремление к правде, к благородству, особенно – к свободе, к тем идеям, которые близки человеческому сердцу.  Но если под видом свободы, в обертке свободы вам подается сильно отравленный продукт, то, будучи привлеченным этой оберткой, можно с легкостью этот продукт проглотить и отравиться. Смертельно опасная отрава. Поэтому критическое отношение к информации, соотношение и оценка информации с точки зрения того, как она влияет в первую очередь и на ваши души, должны быть некими способами защиты от того негатива, который несет сегодня информационный поток.

Я не призываю вас полностью оставить социальные сети, но скажу следующее: ни в коем случае нельзя погружаться в них так, чтобы социальные сети закрывали вам другие возможности видеть мир, это будет опасно для человеческой личности. 

Так вот, для того чтобы уравновесить влияние виртуального мира, расширить опыт общения, нужно, чтобы наши приходы были реальными общинами. А что для этого нужно? Нужно, чтобы жизнь прихода не ограничивалась только богослужением. Я ставлю это непременной задачей для нашего духовенства, чтобы в каждом приходе, мало-мальски организованном и способном самого себя поддерживать, существовала внебогослужебная повестка дня.

Когда мы говорим о комфорте, речь идет, конечно, не о рационализации жизни. Речь идет не о предметах, а о мировоззрении. 

Есть такое понятие – сейчас все понимают по-английски, я по-английски скажу, потому что оно стало уже своего рода международным сленгом – relax and enjoy – отдыхай и получай удовольствие. По-русски это иногда иначе звучит: «не напрягайся», «смотри проще на вещи» или «что, тебе больше всех надо? – отдыхай». 

Как все это входит в невероятное противоречие с христианским посланием: «кто не берет креста своего и не идет за Мной, Меня не достоин» (см. Мф. 10:38). А как же «не напрягайся»? Забудь о христианстве! А что такое крест? Это что, инструмент отягощения человеческой жизни, это что, орудие мучения? Вовсе нет. Господь не принес нам орудие мучения, Он взошел на орудие мучения, чтобы нам дать свободу и призвать нас к иной жизни, оторвать нас от этой бренной земли и поднять к небу…

Но для того, чтобы взойти на вершину, нужна сила. Вот так и крестоношение: без подвига не может быть совершенства, без крестоношения не может быть совершенства. Отбрасывайте всякую пропаганду, когда она говорит, что relax and enjoy – путь к совершенству. Это – путь к деградации, и не просто личности – человеческой цивилизации».

Святейший Владыка в своей речи затронул и такую тему, как межличностные отношения:

«Без нравственной основы не может быть человеческого счастья, отсутствие нравственности не совместимо со счастьем. Почему не совместимо? Ответ очень простой: Бог так захотел, потому что Он творил свободного и разумного человека, а не животное. 

И здесь я хотел бы перейти к этой очень важной теме для молодых людей. Церковь не приемлет того, что называется гражданским браком или просто сожительством. Почему? Бог так не велел жить, вот и всё.

Мне нередко приходится слышать трагические рассказы о том, как страдает один из партнеров (плохое слово, но употребляю его, потому что всем понятно), когда вдруг его бросает другой. Но ведь неслучайно бросает, потому что сам характер отношений без всяких обязательств и предполагает смену. И ведь иногда человек думает, что чем больше такого опыта, тем лучше. Это можно сравнить с тем, как многие считают, что очень хорошо как можно чаще стирать свою одежду. Но можно так ее застирать, в конце концов, что она потеряет всякий вид. А нравственное состояние человека, нравственное чувство – очень хрупкое. И его разрушение смертельно опасно для человеческой личности».

Его Святейшество сказал и о ведении работы с молодежью на приходах:

«А теперь хотел бы поговорить с вами о некоторых практических вопросах. Архиерейский Собор настаивает на том, чтобы в каждом приходе, который, конечно, может это организовать и поддерживать (потому что есть и небольшие приходы, сельские, материально слабые; но речь идет о тех приходах, где существует возможность построения общинных отношений), велась молодежная работа: чтобы существовала воскресная школа, осуществлялась социальная деятельность. И когда мы обо всем этом говорим, то возникает вопрос: а кто все это будет делать? У нас нет практически другого источника, другого потенциала, кроме потенциала нашей молодежи.

На мой взгляд, если говорить о приоритетах, то самое важное сегодня, чтобы молодежь на приходах участвовала в работе по приходскому консультированию. Мы это называем миссионерской работой на приходах. Как бывает: приходит человек с улицы в храм, встречает его иногда ворчливая старушка, а иногда не очень воспитанная работница за свечным ящиком. Он уже смущен этими внешними факторами, а тут еще ему никто ничего не объяснит, не покажет, не поможет понять, что происходит. И возникла такая мысль: необходимо, чтобы в этих приходах были приходские консультанты. И первое, что должен делать такой консультант – он должен видеть, кто входит в храм. Входит человек, который ничего не понимает, оборачивается по сторонам; к нему подходит этот приходской миссионер, консультант, который спрашивает: вы к нам пришли, а почему, что у вас случилось? Человек может ответить: вы знаете, вот мама умерла, надо мне что-то, не знаю… И это первый разговор с невоцерковленным человеком, который по доброй воле пришел в храм, очень важен. Мало того, что нужно сказать, что именно следует сделать, но, может быть, можно и нужно сказать нечто большее. А если не хватает времени, то, может быть, телефонами обменяться, а потом встретиться и пригласить в храм, на какое-то приходское собрание, будь то молодежное или еще какое-то, если в храме есть эта внебогослужебная повестка дня.

И здесь я хотел бы особенно подчеркнуть важность работы добровольцев. Эти люди много доброго делают в Церкви. И, конечно, потенциал этой волонтерской и добровольческой работы у нас далеко-далеко не исчерпан. Поэтому есть возможность для нынешнего поколения молодежи заняться тем делом, от которого будет зависеть будущее Церкви и народа нашего».

Затем Святейший Владыка ответил на вопросы представителей православных молодежных организаций.

19 ноября в Храме Христа Спасителя прошла работа секций молодежного съезда и состоялось общее пленарное заседание в Зале церковных соборов. В мероприятиях второго дня форума приняли участие делегаты от всех российских, а также зарубежных епархий Московского Патриархата, руководители православных молодежных организаций и движений, приглашенные гости — представители органов государственной власти, известные спортсмены, деятели культуры и искусства.

Работа секций съезда была организована по следующим направлениям:

«Организация православного молодежного движения (молодежного клуба)»;

«Православная молодежь и противодействие экстремизму и терроризму в этнорелигиозной сфере»;

«Молодежный лидер в Церкви: кто он?»;

«Разновозрастные детские и молодежные лагеря»;

«Церковно-светское соработничество в деле духовно-нравственного просвещения молодежи»;

«Духовные и социально-психологические причины зависимого поведения в молодежной среде»;

«Апологетическая миссия молодежи»;

«Есть такой праздник! Как сделать и провести молодежные акции, которые запоминаются и приносят пользу»;

«Информационное обеспечение работы с молодежью».

В рамках форума состоялась презентация успешных проектов молодежного служения: «Духовная связь», «Вахта памяти на Эльбрусе», Единый дистанционный центр подготовки молодежных лидеров, «Ванечка» (усыновление детей-сирот), «Русские Знаки», «Добро-ТВ», православная религиозная сеть «Елицы».

На пленарном заседании съезда с докладом о состоянии и перспективах молодежного служения в Русской Православной Церкви выступил председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Выборгский и Приозерский Игнатий. В своем докладе владыка Игнатий сделал акцент на наиболее важных и перспективных задачах, которые в ближайшие годы предстоит решать всем, кто отвечает за молодежное служение в Церкви, обратил внимание на выявленные в ходе подготовки съезда недостатки в существующей молодежной работе и пути их решения, сообщил об имеющихся достижениях по ряду направлений молодежной работы.

Также с докладами о молодежном служении выступили гость из Сербской Православной Церкви, руководитель молодежного комитета Западно-Американской епархии Русской Православной Церкви Заграницей, председатель комиссии по делам молодежи Митрополичьего округа в Республике Казахстан, председатель Синодального отдела по делам молодежи Белорусской Православной Церкви, руководитель отдела по работе с молодежью Калачевской епархии; руководитель координационного центра молодежной работы по Центральному федеральному округу.

После доклада председателя Синодального отдела и выступлений делегатов состоялось обсуждение проекта итогового документа Международного съезда православной молодежи. Ключевыми тезисами итогового документа, который должен определить основные направления дальнейшего развития молодежного служения на общецерковном уровне, стали вопросы поиска деятельных и способных молодых лидеров, а также создания координационных межрегиональных центров молодежной работы.

Завершился форум вручением почетных дипломов Международного съезда православной молодежи ряду наиболее успешных епархиальных молодежных отделов.

 Милана Дмитриева

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.