ТРИ ВОПРОСА

Я регулярно молюсь уже несколько лет. Молитва рассеивается, много посторонних помыслов, трудно сосредоточиться. Редко бывает ощущение теплоты и «услышанности». Может быть, я что-то делаю не так? Посоветуйте, как научиться правильно молиться.

Во многих книжках говорится о необходимости перед причастием включать в молитвенное правило, помимо вечерних молитв, три канона и полное последование ко святому причащению. Является ли это обязательным правилом Церкви или есть какие-то исключения?

Когда после вечерних молитв поминаю усопших сродников, то часто, из-за множества имен, говорю: «Помяни, Господи, милостию Твоею всех сродников моих усопших!» Не является ли это проявлением лености, нужно ли обязательно перечислять всех поименно? То же самое о живых.

Иерей Алексий Серебряков

Я тоже много лет молюсь, и внимание рассеивается, и отвлекаюсь, и редко что – либо чувствую. Так же, как и многие. Муж гигантской силы духа преподобный Силуан Афонский долгое время молился с неудержимым плачем: «Помилуй меня», – но не слушал его Бог. Так пишет в своей книге о святом подвижнике архимандрит Софроний. Испытание на верность, испытание веры через молитвенное правило не закончится, пока мы проходим путь земной жизни, никогда. Редко, но все же бывает, ощущение теплоты, вдохновения, услышанности. Значит, Господь поддерживает нас в этом испытании, и эти радостные моменты нужно собирать в сердце, чтобы, когда станет совсем невмочь, согреваться ими. Конечно, важно, в какое время мы встаем на молитву, в каком состоянии духа. Об этом пишут многие подвижники, делясь с нами опытом. Читайте преподобного Паисия Святогорца, праведного Иоанна Кронштадтского. Но, самое главное, не оставлять своей личной молитвы, говорить с Богом о своих сомнениях и умолять Его  Самого научить нас молитве. Главное – постоянство, в котором создается личный опыт богообщения. И если хоть раз в жизни  Дух Святой Сам молился в нас, этого не забудешь и не предашь.

Праведный Иоанн Кронштадтский, убеждая нас часто приступать к Таинству Тела и Крови, говорит, чтобы мы со вниманием прочитали хотя бы десять молитв ко Святому Причастию и с сокрушением  и сознанием своего недостоинства приступали ко Святым Тайнам. Можно, поразмыслив, допустить, что если даже одну молитву ко Святому Причастию мы прочитаем  как следует, и в простоте сердца откликнемся на призыв Господа: Приидите, ядите, Сие есть Тело Мое…, то не согрешим, а выполним волю Божию. Гораздо хуже, на мой взгляд, самодовольство и самоуверенность человека, который, по его мнению, исполнил все необходимое: постился, исповедовался, вычитал все правило и имеет право причаститься. Причастие ведь живое общение с Любящим нас Господом Иисусом. Лучше полагаться на Его любовь к нам, чем на свою праведность. Подготовка к Причастию не должна становиться целью, а оставаться подготовкой.  И, тем более, не отдалять от Причастия, а приводить ко Христу каждый воскресный день. Объем молитвы должен быть посильным и вполне может быть индивидуальным. Я читаю полное правило.

Господь лучше нас знает всех, за кого мы молимся поименно. Наверное, произнесение имен вслух нужно скорее нам, чем им, или тем более Богу. Нужно нам, чтобы мы не забывали, чтобы не испытывать чувства вины перед теми, кто заповедал нам молиться за них. То есть  молитва совершилась и в таком, коротком виде, но чтобы не чувствовать себя должником, лучше все-таки произносить имена, может быть, не все, а тех, кого вспомнили, или тех, кто лично попросил. А когда есть время и силы, то и всех. К себе тоже надо прислушиваться, чтобы быть в мире. Это мое личное мнение.

Протоиерей Сергий Рубцов:

«Богообщение – это естественное, неискаженное состояние духа; человек создан именно для такой жизни. Грех удалил его от богообщения, и теперь нам надлежит к нему вернуться».

Архимандрит Фаддей Витовницкий.

К сожалению, мы все находимся в неестественном, искаженном, болезненном состоянии: наши мысли рассеяны по миру, чувства расшатаны. Поэтому не стоит удивляться тому, что нам так трудно молиться. Через молитву мы пытаемся научиться богообщению, и в нашем болезненном состоянии духа не стоит ориентироваться на ощущения и переживания во время молитвы. В медицине есть такое определение состояния больного, как «стабильно тяжелое», так вот, на начальном этапе нашей религиозной жизни, который часто продолжается до конца наших дней, мы находимся в тяжелом и крайне НЕстабильном состоянии души. Нас бросает то в жар, то в холод, и в таком опасном положении самое безопасное – быть поближе к больнице, то есть к Церкви, и жить согласно ее евангельскому распорядку, выполняя рекомендации докторов (святых учителей, наставников). Внимание, неспешность, благоговение – это фундамент молитвы; напротив, лень и нерадение – одни из главных ее разрушителей.

Несобранность, рассеянность, а то и вовсе нежелание молиться – всему этому может быть причиной какой-то нераскаянный грех, к примеру, обида, и на молитве Господь для вразумления может попустить и охлаждение, и тягостность, и рассеянность. В таком случае необходимо искренне, беспристрастно взглянуть на сердце, непредвзято дать оценку и с Божьей помощью начать все исправлять.

Постоянство и терпение – залог успеха, но при условии рассудительного определения молитвенного правила. Мы очень разные, поэтому и правила будут разные по времени и содержанию. Лучше всего его определить с духовником. Если вы «сирота», придется почитать у святых и подобрать методом проб и ошибок правило под себя.

Пока мы живы, мы можем что-то исправить в своей жизни. По смерти заканчивается время покаяния, и одна надежда на милость Божию и молитвы Церкви. Поэтому очень важно молиться об усопших, подавать за них милостыню и, если не каждый день получается всех поименно помянуть, то и воздыхание, и добрая память о них – очень хорошо. Для сугубой молитвы о усопших Церковь имеет особые поминальные дни и службы, там и можно всех вспомнить.

Укорить себя в лености всегда хорошо, но при этом мы не должны унывать и отчаиваться.

Обязательность же нашего поминального правила определяют совесть, любовь и возможности. Есть имена людей, которых мы вспоминаем и просим, и молим Бога о них целый день и даже ночью. Есть имена, которые мы поминаем иногда, перечисляя их в помяннике, к сожалению, есть имена, которые мы совсем забыли.

Игумен Рафаил (Захаров):

Молитва и молитвословие имеют различие между собой. Свт. Василий Великий говорит, что молитвословие без молитвы ничто, а молитва совершается и без молитвословия. Молитвословие, т.е. чтение написанных в книжках молитв, является учебником молитвы, или обучающим инструментом. Прп. Исаак Сирин говорит, что эти молитвы мы заимствуем у святых, которые родили их через подвижническую жизнь. То, что ощущали святые во время молитвы, нам трудно понять и почувствовать, как говорит тот же Исаак Сирин, что живущим в мире сложно очистить ум, так как они находятся в тесной связи с мирскими людьми, и много познали зла. Отсюда и рассеянность на молитве, и множество помыслов, связанных еще с многопопечительством, заботой. Чтобы научиться читать молитвы не рассеянно, нужно всегда иметь молитвенный настрой, помня, что молитва – это собеседование с Богом ума через сердечное расположение, а не озвученные или прочитанные молитвенные слова. Молитва – это душевное произволение, которое выражается в благоговейном предстоянии перед Богом, страстной преданности Ему, и полном доверии Богу во всем, в делах и обстоятельствах, – как учит святой Максим Исповедник. Во время молитвы нужно всегда отключаться от всего мира, потому что собеседование с Богом является самым главным делом человека.

Молитвенное правило – это образец для выравнивания мыслей, чувств, действий человека по установленному порядку, но нужно учитывать различие индивидуальных душевных и физических свойств каждого человека. Например, кому-то достаточно для отдыха четыре-пять часов сна, а кому и восемь-девять, так и в еде, кому-то надо больше пищи для подкрепления организма, кому-то меньше. В духовном труде тоже должна быть рассудительная мера по душевным силам и расположению. В молитвенном правиле важно стремиться не к количеству прочитанных молитв, а к качеству, понимая и чувствуя каждое слово, как учит свт. Феофан Затворник. Поэтому количество канонов или молитв благоразумно установить по своему духовному состоянию, не много, но и не мало. Не грех сокращать правило по разным и уважительным причинам, кроме лени, конечно, но грех вычитывать правило поспешно, без внимания и благоговения, не сознавая, что читал.

Некоторые молитвословы после утренних молитв содержат раздел, называющийся помянник, имеющий особые молитвы за живых и усопших. Имена в нем перечисляются только в некоторых прошениях, за Патриарха, духовного отца, родителей, а в остальных случаях общие молитвенные прошения без имен, по этому образцу можно поминать своих многочисленных родных. Богу важно наше молитвенное ходатайство за родных и близких, которых Он и так знает, без перечисления их имен.

Архимандрит Серафим (Одиноков)

Чтобы не исказить слова святых отцов о молитве, я просто процитирую некоторые наставления из их трудов.

Архимандрит Рафаил (Карелин):

«Церковь в начале молитвенного правила постановила читать молитву Духу Святому: без Него молитва будет мертва. Но как нам узнать, где действует благодать, а где – человеческие силы? Ведь наши духовные чувства не обучены: и свой восторг, и свое настроение мы можем принять за духовное переживание. Дать место в своем сердце благодати Божией можно, лишь устранив две преграды, которые мешают ей действовать в нас. Первая – страстность, вторая – гордыня.

Что нужно сделать, чтобы наши обязанности совмещались с исполнением заповеди о непрестанной молитве? («Всегда молитесь, за все благодарите»,- говорит святой апостол Павел.) Не надо воспринимать свое дело как ярмо, надетое на шею животного, или оброк, который нужно заплатить миру, а затем свободное время отдать молитве. На свою работу надо смотреть как на послушание, данное от Бога, делать ее, как перед лицом Божиим, со всем усердием и добросовестностью, имея притом всегда мысль, что мы служим не людям, а Самому Господу. Если мы будем работать не для того, чтобы, поскорее отделавшись от работы, проводить духовную жизнь, а так, чтобы посредством ее угодить Богу, то сама работа станет стимулом для молитвы, хотя бы она заняла больше времени и потребовала больше усилий и труда, чем раньше. Тогда жизнь, соединившись с молитвой, будет вся пронизана ее светом, тогда наша совесть обретет покой».

Что касается плодов молитвы, то, по слову прп.Макария Великого, плод молитвы – это  «Мир и душевный покой», а по слову прп.Ефрема Сирина: «Молитва дает и спокойствие совести».

Из жизнеописаний святых отцов видно, что они, пребывая всю жизнь в подвиге, не всегда сподоблялись молитвенного посещения, но они всегда сохраняли веру в присутствие Бога в своей жизни, и эта вера помогала им сохранять молитвенное настроение.

Еще о молитве очень хорошо изложено в трудах свт.Игнатия(Брянчанинова).

Подробнее о подготовке к причастию можно прочитать в церковном документе, утвержденном Архиерейским Совещанием Русской Православной Церкви, – «Об участии верных в Евхаристии».

В журнале «Фома» публиковались такие выводы из этого документа о подготовке ко причастию: «Молитвенное правило включает в себя последование ко святому Причащению: канон к Причастию и молитвы. Дополнительно иногда читаются каноны Спасителю, Божией Матери и Ангелу Хранителю. Они могут заменяться на другие молитвы или отменяться вовсе в зависимости от подготовленности и жизненных обстоятельств человека. Этот вопрос обсуждается с духовником, но если его нет, то просто со священником, который принимает исповедь. Это правило касается только взрослых и не подходит для детей, которым требуется другая молитвенная практика. Из любого пункта священник может сделать исключение: сократить, заменить или вовсе отменить какой-либо из них, а иногда увеличить. Это может быть единовременное решение, например, человек из-за работы не успел прийти на вечернее богослужение, или носить продолжительный характер: человек по болезни должен принимать с утра лекарства и не может причащаться натощак. Такие вопросы решаются индивидуально».

Такое поминовение допускается, оно изложено в предпоследней молитве на сон грядущий.

Протоиерей Иоанн Боричевский

Однажды в нашем журнале поднималась тема молитвы. И мне уже приходилось отвечать на подобный вопрос. Думаю, что охлаждение и черствость, которые мы испытываем на молитве, связаны с тем, что саму молитву мы «исполняем», а не молимся, не беседуем с Богом. Мне в свое время очень помог совет уже почившего митрополита Антония Сурожского. Он говорил о необходимости подготовки к молитве подобно тому, как мы бы готовились к встрече с самим Богом, как с близким нам существом. Обязательно нужно сделать небольшой перерыв между повседневными делами и молитвенным правилом и подумать о том, что вот- вот, буквально через несколько минут я буду разговаривать с Богом, своим Богом, за меня распятым и для моего спасения Воскресшим. Кстати, в каждом молитвослове есть подобное наставление, напечатанное перед утренними молитвами. Загляните внимательно в молитвослов.

Да, подготовка ко причастию включает в себя воздержание и внутреннюю сосредоточенность, анализ своей жизни и молитвенное обращение к Богу. Это обращение помогает размягчить наше сердце и настроить внимательное и трепетное отношение к чуду, происходящему на Божественной литургии. Само содержание канонов и последующих молитв говорит о Боге, который не гнушается принять грешника. И обо мне, грешнике, который нуждается в прощении и милосердии Божием. К сожалению, в наше время мы бываем настолько расслаблены и немощны в духовной жизни, что молитва для нас не беседа с любимым и любящим Богом, а утомительный труд. Мне почему-то не очень верится, что христиане первых веков тяготились молитвой. Еще мне хотелось дать практический совет в подготовке ко причастию. Попробуйте не читать все каноны в один вечер, падая от усталости, а разделите их на все время поста. В среду  – канон Спасителю, в четверг – Божией Матери, в пятницу – Ангелу Хранителю. Это не только облегчит физические нагрузки, но и поможет сосредоточиться на говении  и будет напоминать, что вот уже через день, два или три  вы будете подходить к чаше и соединяться  с Богом, став причастником Его благодати. Также можно и после причащения благодарственные молитвы по одной добавлять в свое молитвенное правило, как напоминание об участии в евхаристии,  чтобы дольше сохранить благодарность Богу и  внимание к своей душе.

В молитвослове есть два варианта молитвы о живых и об усопших. И тот и другой вполне допустимы. Какой читать мне сегодня, а какой завтра, зависит от моего времени, сил и, главное,  совести. А сердцеведец Бог знает, как принять мою молитву. Будьте хранимы Богом и «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5: 16).

Материал журнала Братской епархии «Врата»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.