1. Должен ли мальчик уметь драться, уметь постоять за себя?

Протоиерей Сергий Рубцов:

— Я не совсем согласен со словом «должен» хотя бы по причине того, что не все на это способны: характер, физическое здоровье… Но если мальчик, а еще лучше, девочка, может постоять за себя и подраться за ближнего — это замечательно.

Протоиерей Петр Борновалов:

—  Меня в этом вопросе смущает слово «должен». Поэтому я не могу ответить на него положительно. Мальчик должен быть физически развит. У него должны быть сформированы правильные понятия о чести, достоинстве, справедливости, а также милосердии и прощении. И вот когда у него будут накачены мышцы и будет правильное устроение души, возможно, никто и не захочет с ним драться. Хотя знать навыки самообороны и уметь их применять полезно.

Диакон Михаил Леднев:

—  Во-первых, нужно понимать, что драка драке рознь. Далее, все, мною сказанное, будет относиться к обычным школьно-дворовым выяснениям отношений при помощи кулаков, последствия которых не простираются дальше синяков и ссадин. Я считаю, к этому не стоит относиться как к чему-то из ряда вон выходящему. В основном подобного рода оценки дают женщины, мужчины же в этом, как правило, не видят чего-то особенного или неправомерного. По моему мнению, выяснение отношений при помощи кулаков это нормальный процесс взросления мужчины. Далеко не все конфликтные ситуации можно разрешить словами, особенно в детстве, когда и нужных аргументов в голове еще нет, да и желание слышать эти аргументы у противоположной стороны явно отсутствует. Именно здесь, именно в подобных ситуациях (хотя, конечно, и не только в них) формируется «стержень» будущего мужчины, сердцевиной которого, на мой взгляд, является чувство собственного достоинства, если угодно – чувство воинской доблести.

Диакон Артемий Пономарев:

— Мальчик, по моему мнению, обязательно должен уметь постоять за себя и за других. Все мы знаем, что мужчина — это глава семьи, защитник детей и женщин. С самого детства он должен брать на себя ответственность даже в мелких стычках и неурядицах. Конечно, драться без причины — нехорошо, использовать свое физическое или моральное превосходство над другими — это неправильно, но каждый мальчик должен понимать, что драться нельзя, а защищаться можно.

Протоиерей Иоанн Боричевский:

— Должен ли мальчик уметь постоять за себя, и какую роль в этом играет умение драться? Получив вопросы от главного редактора журнала «Врата», я подумал, что легко можно ответить на этот вопрос. И ошибся! Первое впечатление, вынесенное из своего детского опыта с небольшим, надо сказать, числом драк, сразу наложилось на очень расплывчатое понятие драки. Можно ли назвать дракой поединок на татами или ринге? Чем он отличается от столкновения, когда профессионально или, по крайней мере, серьезно  занимающийся каким-либо единоборством спортсмен в конфликтной ситуации провоцирует неподготовленного парня на бой? А когда шестеро избивают подростка на улице? Ну и, наконец, многие из нас еще помнят кровавые побоища с использованием цепей и бейсбольных бит в 90-х годах прошлого века, ничего общего не имеющие со старинной бузой, которую практиковали наши предки. Причем буза не предполагала жестокости. Это была мужская забава, но и тут случались травмы и переломы. Это еще далеко не все случаи, которые можно вспомнить и привести  в пример. А как быть с подготовкой военнослужащих, полиции, спецслужб и других силовых структур, где умение драться является не только частью подготовки, но и требованием профессиональной пригодности. Словом, каждый из случаев насилия, приведенный выше, должен оцениваться отдельно с религиозной, нравственной и этической стороны.

 Конечно, большинства конфликтов можно избежать, если не поддаваться гневу, не терять контроль над собой. На мой взгляд, в таких случаях большего результата можно добиться словом. В какой-то степени, драка – проявление бессилия и слабости. Но бывают и другие обстоятельства, когда никто и не собирается вести диалог, и тогда в целях спасения своей жизни умение постоять за себя и быстро бегать могло бы очень пригодиться. Еще одна опасность в том, что времена благородных поединков прошли  очень давно, и если ты в темной подворотне столкнулся с одним и более хулиганами, то лучше не рассчитывать на честное противостояние. Важный, на мой взгляд, момент — это ради кого или чего ты вступаешь в драку. Если нужно защитить девушку, заступиться за слабого, спасти чью-то жизнь и помочь иным способом нет возможности – дерись. И не нужно путать эти случаи с теми, когда ты хочешь потешить свое самолюбие или просто почесать кулаки, испортив настроение, имущество и здоровье окружающим.

 

  1. Как реагировать, если на твоих глазах происходит драка?

Протоиерей Сергий Рубцов:

— Драки бывают разные, и поэтому, думаю, в одном случае нужно быть львом и броситься в драку, не думая о последствиях, в другом — быть мудрым змием и позвать взрослого на помощь или человека в погонах, а в третьей ситуации — делать быстрые ноги, как заяц, при этом на ходу вызывая скорую, пожарных, полицию и т.д.

Протоиерей Петр Борновалов:

— Однозначно не проходить мимо. Подростковые драки редко бывают справедливыми. Чаще всего сильный обижает слабого. Но даже если дерутся двое сверстников, лучше вмешаться и остановить драку.

Диакон Артемий Пономарев:

— Когда взрослый видит, что мальчишки дерутся, надо обратить на это внимание, выявить причину драки, по возможности урегулировать конфликт.

Диакон Михаил Леднев:

— Универсальных рецептов на все случаи жизни вообще не существует. Паниковать же в любой ситуации не стоит. Если ребят разнять сейчас, потом все может снова повториться, ибо конфликт не был разрешен. Но вот что действительно важно, так это привить мальчикам правильное понимание сути вещей. Когда и почему мы пускаем в ход силовые методы разрешения конфликта? Трудно дать исчерпывающий ответ, в этом случае самое правильное, на мой взгляд, обратиться к своей совести, которую невозможно обмануть и с которой нельзя договориться. Когда исчерпаны все доводы и не остается ничего другого, как физическое противостояние, нужно задать себе вопрос: «Это моя реакция на чужой грех или же это мой собственный грех, когда я пытаюсь себя каким-то образом позиционировать или самоутвердиться за чужой счет, как правило, более слабого человека?» И если наша совесть нам подсказывает, что мы не правы в данной ситуации, то от драки надо воздержаться, если же совесть подсказывает, что надо сражаться, то сражаться надо, невзирая на последствия.

Протоиерей Иоанн Боричевский:

— Дело совести каждого, но уж точно не стоять с мобильным телефоном, чтобы сорвать хайп.

 

  1. Что, по вашему мнению, о драке должен знать ребенок и может ли драка принести пользу?

Протоиерей Сергий Рубцов:

— Скорее всего, в жизни без драки никак не обойтись. Драться нужно только за правое дело, но каким бы твое дело ни было правым, за него придется понести епитимью: может, не от священника и даже не от судьи и прокурора, но от своей совести точно. Так что лучшая драка — это та, которая не состоялась.

Протоиерей Петр Борновалов:

— Драка может быть оправдана только в случае крайней необходимости. Нужно постараться приложить все усилия, чтобы разрешить ситуацию мирным путем. Но если не получилось, нужно суметь за себя и тем более за других постоять. И здесь я не соглашусь с мамой Малыша из книги про «Карлсона, который живет на крыше». Не все конфликты можно решить словами. Иногда одну силу можно остановить только другой силой. Драка может принести пользу, если тебя хотели унизить, а ты устоял и с помощью кулаков защитил свою честь. После этого тебя будут уважать. Ты защитил себя, сможешь защитить и других. Из своего родительского опыта я могу сказать, что у моих детей есть боксерские перчатки и «груша», штанга, гантели, турник. Мы смотрим фильмы с участием Брюса Ли, Джеки Чана и др. Болеем за наших спортсменов: боксеров, бойцов смешанных единоборств. Уважаем Федора Емельяненко. Но я также не могу не вспомнить Владимира Высоцкого, который пел в своем «Сентиментальном боксере»: «Бить человека по лицу я с детства не могу». Есть совершенно разные люди, кому-то легко подраться, а кому-то трудно пересилить себя и ударить другого. И это не будет трусостью.

Диакон Артемий Пономарев:

— Господь говорит: любите ближнего своего. Может ли драка принести пользу… Все мальчики играют в войнушку, супергероев. это нормально. Мальчик таким образом закаляется. Но надо внушать детям, что даже знаменитые спортсмены, занимающиеся боевыми искусствами, не используют свои навыки для превосходства над другими. Поэтому очень важно говорить, что мальчик должен уметь защищаться и защищать, но не быть провокаторами, а мелкие шалости для мальчиков — это норма.

Диакон Михаил Леднев:

— Мужчина обязан быть воином. И в первую очередь, это утверждение относится к русским. Все доброе и светлое, что мы видим в нашей стране, выросло во многом благодаря тому, что было полито потом и кровью (причем, не знаю чего было пролито больше) наших героических предков. Если мы не будем воспитывать наших мальчиков воинами, то, к сожалению, мы потеряем нашу с вами страну, которая к нам пришла не в «подарочной коробке» и мы не в лотерею ее выиграли, она досталась нам из рук наших великих предков, стяжавших самую победоносную историю на планете, и мы сами теперь становимся частью этой истории. Давайте не будем об этом забывать и станем воспитывать из наших мальчиков мужчин. Я не за то, чтобы устраивать бойцовские клубы на переменах в школе или во дворе, сейчас много секций контактного спорта, где ребенок может заниматься под присмотром и в относительной безопасности. И, конечно же, нужно завести в семье правило давать нравственную оценку всем происходящим событиям в доверительной беседе между родителями и детьми. Не надо также бояться, что из-за занятий в секции спортивных единоборств ребенок вырастет жестоким или злым, ведь как гласит «народная мудрость»: «Сильные люди – это добрые люди». И, возвращаясь к вопросу роли семьи в процессе становления сильной личности, по моему глубокому убеждению, сильным человек может вырасти только в такой семье, где царит мир, любовь и взаимопонимание.

Протоиерей Иоанн Боричевский:

— Мне кажется, что каждый человек и ребенок, в частности, должны  понимать, что любой конфликт и тем более драка, в любом случае, греховны. Это всегда проявление насилия, и есть риск причинить вред здоровью и лишить жизни человека. Я много лет окормляю заключенных  в местах лишения свободы, и среди них не видел ни одного, кто хотел бы стать убийцей. По их мнению, все произошло «случайно». Но это далеко не так. Отсутствие понятия о грехе, неверное понятие о добре и зле, гнев, жестокость и желание обязательно доказать свою правоту, алкоголь, наркотики и многое другое притупляют голос совести и осторожность и могут легко привести к несчастью и искореженным жизням. Ну и в заключение скажу, что каждый должен знать, что лучшая драка, это та, которой удалось избежать.

Берегите себя, своих близких, и будьте хранимы Богом!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.