Доклад руководителя отдела образования и катехизации иерея Иоанна Афонина на пленарном заседании VI Братских епархиальных чтений

Здравствуйте! Преосвященнейший владыко, честные отцы, уважаемые участники и гости VI Региональных Рождественских чтений. Позвольте предложить вашему вниманию мои скромные рассуждения на тему «Традиционные семейные ценности – основа будущего»

Начну я с истории, очень напоминающей сказку, а, как известно, сказка – ложь, да в ней намёк…

Итак. Давным-давно, ещё в начале XVI века, в некотором царстве, в Российском государстве жил-был царь. А точнее, великий князь Василий Иванович из рода Рюриковичей. И была у него красавица жена, Соломония из рода Сабуровых. Жил он счастливо и правил своим государством вполне успешно, но вот была одна незадача – не было у них с женой деток. И так это обстоятельство докучало и досадовало Василия-свет-Ивановича, что своим братьям он не разрешал жениться, дабы не было у них соблазна покуситься на царский трон.

Нужно заметить, что  великий князь Василий был сыном замечательной четы. Отец – это избавивший Русь от монгольского ига Иван III Великий, а мать – последняя византийская царевна Софья Палеолог. То есть в жилах князя Василия текла кровь не только славных Рюриковичей, но и всех Римских императоров, империя которых к тому моменту перестала существовать.

Так прошло 20 лет. Устал ждать великий князь наследника. И, то ли по своей, то ли по княжей воле, жена была пострижена в монахини. А великому князю отыскали новую молодую жену в княжестве Литовском, Елену Глинскую. Не все бояре и церковные иерархи соглашались с таким решением вопроса, но митрополит Московский и всея Руси Даниил благословил князя на развод и новый брак. Видимо, чувствуя вину, митрополит Даниил написал целых три слова, т.е. послания, в которых доказывал на основании церковных правил, что ни развод, ни второй брак после развода не позволительны и что уступка против церковного закона, по государственным нуждам, не может служить примером для частных лиц.

Новая жена великого князя Василия III, не сразу, но всё же родила  наследника престола, и был это Иван Васильевич Грозный. И, хотя задача вроде бы была выполнена  – наследник-то родился, однако уже его сын был последним в династии Рюриковичей.

Если вспомнить сказку «Царевна лягушка», кульминация сказочного повествования – момент, когда царевич, устав наблюдать за своей суженой, то царевной, то лягушкой – однажды, после пира сжёг лягушачью кожу. И тут царевна ему и говорит:

– Ах, Иван царевич! Что же ты наделал? Если б ты только три дня подождал, я бы вечно твоей была. А теперь прощай! Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве у Кащея  бессмертного.

В сказке Иван царевич не пожелавший ждать три дня получил встречу с Бабой Ягой, Змеем Горынычем, и, наконец, Кащеем бессмертным.

В истории России после Василия Ивановича – опричнина, смута, раскол.

Вот такая поучительная история одной семьи, которая повлияла на историю целого государства.

Как Вы думаете, всё вышесказанное имеет отношение к современному состоянию нашего общества? Имеет, причём, самое непосредственное отношение.

Чтобы было понятно, вот только некоторые цифры:

1).  Количество заключённых (1.049.735) и расторгнутых (611.436) браков в 2017 году.

Браков заключили чуть больше миллиона, а разводов было более шестисот тысяч. По одной этой цифре, какие либо выводы сделать сложно, но можно предположить, глядя на 60% разводов относительно браков, что семейные союзы не имеют той крепости, которая позволила бы им дотянуть хотя бы до 20 лет семейной жизни. Как у Василия III.

2). Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)  в нескольких десятках регионов провёл опрос, который показал отношения опрашиваемых к их семейному положению. И вот что получилось:

Ваше семейное положение (опрос ВЦИОМ в сентябре 2018 года) в %

Женат (замужем)

50

Живем вместе, но официально не состоим в браке

10

Встречаемся более одного года, но не живем вместе

2

Встречаемся менее одного года или нет отношений (холост/не замужем)

11

Разведен (разведена)

10

Живем порознь, но не разведены

2

Вдовец (вдова)

13

Затрудняюсь ответить

2

 

Только 50% опрошенных жителей России находятся в семейном состоянии, которое, собственно, и называется брак.

10% живут вместе вне брака, хотя можно ли назвать такие отношения жизнью?

2% встречаются. Так это сейчас называется. Ещё в прошлом году таких формулировок в опросах не допускали.

Разные другие грустные варианты пропустим. И…

Ещё 2% затрудняются определить то состояние, в котором находится их семья. Точка.

А теперь, когда мы дошли до точки, давайте подумаем, почему такое положение стало возможно?

Кого принято считать молодежью:
18-34 года – ранее принятая возрастная граница молодежи

28-29 лет – граница, после которой наблюдается смена установок и поведения молодых людей, их приближение к моделям поведения старших поколений

Поколения молодёжи:
«Поколение нулевых» (18-20 лет) – 4,2 млн.

«Поколение девяностых» (21-28 лет)  – 16,8 млн.

«Поколение перестройки» (29-34 лет)  – 14,8 млн.

 

Примерно 80 миллионов из 146 всего населения России это люди старшего поколения, которые задают установки поведения для молодёжи. А молодые, активные, как бы не старались вырваться из заданных рамок, попадают в систему координат созданную до них.  Поэтому ответственность за происходящее с молодёжью несёт старшее поколение.

Я специально обратил на это внимание, чтобы было понятно то, что прозвучит далее.

Вспомните фильм, который является визитной карточкой Нового года сначала в СССР, теперь в России уже более сорока лет. Это фильм «Ирония судьбы или с лёгким паром», в котором разнузданность прикрыта романтическим ореолом, поэтому воспринимается легко, а сама история кажется гораздо красивее чем, она есть на самом деле. А то, что главные герои врач и учительница, только добавляет им доверия. И, хотя эта сказка нового времени очень притягательна, но всем здравомыслящим людям понятно, что про главных героев не скажешь:

– И жили они долго и счастливо, и умерли в один день.

Увы, старшее поколение, часто разрешает молодым совершать непоправимые поступки. В оправдание этой вседозволенности можно услышать, например, такое:

– Мы тоже были молодыми…

Или так:

– Пусть попробуют сами, и потом выберут лучшее.

И, таким образом, молодёжь попадает в ловушку, из которой выбраться гораздо сложнее, чем попасть туда. То есть, предоставляя свободу молодым, их этой свободы лишают.

Чтобы было понятно, о чём идёт речь, скажите, что легче: начать или бросить курить?

Конечно, легче начать курить. Хочу – курю, хочу – не курю. Но, если человек курит, он хочет только курить. Бросить курить уже не в его власти. И так во всём, что касается свободы. Чем больше её берёшь, тем меньше её остаётся. Поэтому эксперименты при создании семьи недопустимы. Нельзя построить здоровую семью на зыбком основании порока. Но кто об этом скажет молодым людям, если люди зрелого возраста не имеют опыта создания здоровых семей?  Современное российское общество в семейных вопросах напоминает неразумного младенца.

Читать Домострой не модно, русские народные сказки – тоже кажутся устаревшими, Библия не понятна… Вот и начинаем примерять на себя разные заморские одежды. То с Запада подуют ветры, то с Востока, а новое поколение, так и не вкусившее семейного счастья, создаёт новые правила и законы для вновь подрастающего поколения.

Скажите, если женщины благодаря абортам и внебрачным связям достигшие карьерного роста, чувствуют себя более защищёнными, чем многодетные, верные своим мужьям жёны, то можем ли мы назвать такое общество здоровым?  По-моему, ответ  очевиден. Бесчинство, т.е. нарушение чина, порядка, приводит людей к вымиранию. Следовательно, восстановление правильной иерархии в семье и обществе, может привести общество к выздоровлению.

В семье Менделеевых родилось 17 детей, 9 из них выжили. Отец болел и рано умер, мать «тащила» всю семью на себе. Вот, что она завещала им перед кончиной:   «Прощайте, мои милые любезные дети! Господь посетил меня и призывает в вечность. Слава Его безмерному человеколюбию, слава Его милосердию. Не долго уже мне дышать в сем мире и вас, кажется, уже более не увидеть. Да будет над вами Божие и мое материнское благословение, да сохранит вас Пречистая Матерь Божия и Ангелов мирных ниспошлет вам. Берегите себя от всякого зла и любите друг друга. Любите добро делающих и зло творящих вам, молитесь о всех. Помните, что мать ваша на земле жила для вас и не оскорбляйте моей памяти суждениями. От Бога назначена мне доля моя. Слава Его предведению. Молитесь обо мне…»

А младшему, семнадцатому, тому самому Дмитрию Ивановичу Менделееву она на фамильной иконе написала: «Благословляю тебя, Митинька. На тебе была основана надежда старости моей. Я прощаю тебе твои заблуждения и умоляю обратиться к Богу. Будь добр, чти Бога, Царя, Отечество и не забывай, что должен на Суде отвечать за все. Прощай, помни мать, которая любила тебя паче всех. Марья Менделеева”.

Можно ли было не выполнить такой завет матери? И многие ли матери сегодня оставляют своим детям такие заветы?

А как Вы думаете, какой слой современной России, не смотря ни на что, по-прежнему создаёт крепкие, счастливые семьи?

Это духовенство. Семьи священнослужителей распадаются крайне редко, отношения выстраиваются по проверенным веками заповедям, которые, на самом деле, до удивления просты: «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен, и не будьте к ним суровы. Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали».

Роль Церкви в оздоровлении нашего многострадального государства и в особенности института семьи уникальна. Её никакая другая структура общества заменить не в состоянии. И, если бы Российское общество с большим доверием относилось к советам, исходящим из здоровых недр Православной Церкви, то я нисколько не сомневаюсь, счастливых глаз на улицах русских городов было бы гораздо больше.

Конечно, и советы бывают разные. Главный критерий при раздаче советов и рекомендаций это – любовь. Известен рассказ, как ученик некоего старца встретил идольского жреца, несущего бревно, и обозвал его «демоном». Жрец со злобой побил ученика. Вслед за учеником встречает жреца и сам старец, и ласково приветствует: «Спаси тебя Бог, трудолюбче»! Жрец был поражен, и сердце его мгновенно расположилось слушать слово о Христе.

Подводя итоги всему вышесказанному, отмечу, что роль традиций, то есть, непрерывной связи поколений очень важна. Семья занимает в этой цепочке – прошлое, настоящее, будущее – главное связующее звено. Насколько это звено будет здорово, зависит от всех нас, но правильные ориентиры, выбранные предками и, давно проверенные временем указать современному обществу может только Церковь.

И да поможет нам Господь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.