Сегодня мы вспоминаем одного из величайших святых христианской Церкви – святого Василия Великого. Мы знаем с вами очень много святых. И разные титулы присваивала им в своей истории Церковь. Но не так много тех, кого Церковь называет великим. Поэтому нам стоит внимательно вглядеться в его жизнь, чтобы принять от него какой-то пример. Чтобы когда мы обращаемся к нему в молитве, сознательно представлять себе его образ, его жизнь.

Он родился в 329 году, то есть уже после первого Вселенского Собора в семье благочестивых, знатных родителей, которые были известны христианским воспитанием детей. И вот святой Василий Великий с детства возлюбив Бога, Его Закон, Христово учение, хотел послужить Церкви, которую, в то непростое время, осаждало множество еретиков и лжеучений. И для того, чтобы Церкви послужить, нужны были основательные знания и подготовка. Василий Великий в раннем возрасте оставляет отеческий дом и идет в различные города, знаменитые своими школами и учителями для того, чтобы набраться знаний. С большим желанием, можно сказать с рвением и тщательностью он проходил обучение.

Интересно, что по его собственным воспоминаниям он очень тщательно подходил к подбору друзей. И сошелся во время учебы в знаменитой афинской академии только с одним юношей, который в последствии стал святителем Григорием Богословом. Они так тесно дружили, что по словам Василия, у них были одно сердце и одна душа. И они во время учебы не знали никаких дорог, кроме двух. Одна дорога, как он пишет, вела в академию, а другая – в храм, к пастырю. А те дороги, которые вели на пути разврата, беззакония на которые часто сворачивали студенты (как это, братья и сестры, нам не трудно представить), этих дорог они не знали. Ходили только на учебу и в церковь.

Получив прекрасное образование святитель Василий отправился в Сирию, Палестину, Египет, чтобы набраться знаний и духовного опыта от великих подвижников, живших в пустынях. В последствие, когда он вернулся домой, в Каппадокию, он сам удалился в пустыньку и там проходил подвиг молитвы, молчания, богомыслия. И только еретики, которые действительно осаждали Церковь, заставили его из этой пустыни выйти и начать свое служение Церкви. Сначала в сане священника, а потом и архиепископа Каппадокийского.

Он сделал очень многое. Вся его жизнь проходила в учении других, писаниях, службах, молитвах. Вот сегодня мы с вами здесь присутствуем на Литургии, которая так и называется – литургия Василия Великого – потому что составил ее он. Она более полная в отношении литургии Иоанна Златоустого, которая была составлена позже и по сути является сокращенным вариантом Литургии Василия Великого.

Когда нечестивый император Валент решил силой ввести везде по храмам арианство (это была такая ересь, которая уничижала Господа нашего Иисуса Христа, так как по учению ариан, Он был не Сыном Божиим, не Богом, а творением, хоть и высшим, но творением Божиим), тогда вызван был на суд к царскому префекту Модесту Василий Великий. Его стали склонять к тому, чтобы он принял арианство, приводя в пример, многих уже принявших это лжеучение. И тогда он им отвечал, что мой Царь противится и я тоже, чтобы поклоняться твари. Я сам, говорил Василий, творение Божие и поклоняться могу только Богу. А вы считаете, что Христос всего лишь творение. Тогда разгневанные таким дерзким и в то же время грамотным ответом, они стали угрожать Василию. Правители говорили ему – мы отымем у тебя все имение, сошлем тебя ссылку, будем мучить тебя и в конце концов убьем тебя. На что святой Василий очень спокойно отвечал: «Если вы хотите меня напугать, то поищите что-нибудь другое. Имения у меня нет. У меня есть власяница и несколько книг. Ссылка мне не кажется наказанием, потому что Господня земля и на всяком месте владычествия Его благослови душе моя Господа. А смерть для меня всего лишь приобретение, потому что быстрее приду к моему Богу, которому я живу, которому служу и которому уже большей частью я умер». И тогда они пораженные его смелостью, его простотой и искренностью, оставили его в покое. Но большая часть его дельнейшей жизни все-таки проходила в гонениях, притеснениях и в непрестанной борьбе за чистоту Церкви.

Он прожил всего 50 лет. В 379 году он отошел ко Господу. Как раз в этот день, когда мы с вами совершаем его память – 1-го января по старому стилю.

Жизнь Василия Великого призывает нас задуматься над нашим бытием, и хоть в чем-то попытаться подражать ему. Ну, хотя бы в том, чтобы приобретать знания. Потому что мудрость – это величайшая ценность, которая необходима человеку. Самое главное, что составляет существо человека – это ум. Как пишет Соломон Премудрый, лучше приобретать мудрость, чем золото, ибо мудрость ценнее всего; нет такого дорого жемчуга, который был бы дороже мудрости. И действительно нам с вами необходимо читать святых отцов. Особенно те книги, которые можно назвать азами, необходимым фундаментом для духовного знания любого христианина. Это, конечно, «Лествица» Иоанна Лествичника, это «Поучения аввы Дорофея», это «Невидимая брань» Никодима Святогорца, это два тома Игнатия Брянчининова «Аскетические опыты». Вот эту и подобную литературу должен знать каждый. И приобретать мудрость в духовном делании. Ибо духовная жизнь – это величайшее, труднейшее и важнейшее задание нашей жизни.

Конечно, можно перенять из его опыта как он тщательно выбирал друзей. Ведь много в Библии сказано о том, что дурные нравы развращают людей. И мы знаем из жизни современной молодежи, как много молодых людей погибало легкомысленно пытаясь подражать своим беззаконным друзьям, пытаясь быть как все, не отставать от других. А между тем и царь Давид писал: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых». Это так важно, потому что человек, по словам премудрого Сираха, если общается с гордым, обязательно тоже станет гордым, с беззаконным – развратится, с мудрым – сам станет мудрее. Знаете, еще есть такая поговорка, что дурные навыки хуже бесов. И как сложно от них избавиться! Поэтому очень внимательно надо подходить к своему окружению. Это особенно касается нашего юношества, молодых людей.

А далее – исповедничество Василия Великого. Как твердо он стоял в вере! И в то же время, как просто и беззлобно отвечал на вопросы времени своего. И нам, когда мы попадаем в некие подобные ситуации, нужно помнить, что отвечать всякий раз совопросникам мира сего мы должны без злобы, спокойно, уверенно.. Но в то же время есть случаи, когда молчать нельзя, ибо молчанием предается Бог. И нужно в этом случае всегда помнить слова Спасителя: «Кто постыдится Меня в роде сем прелюбодейном и грешном, того и Я постыжусь , когда приду во славе Отца со святыми Ангелами своими».

Вот что вспоминается из жизни святого Василия Великого, память которого мы с вами сегодня собрались в храме почтить. И сегодня обращаясь к нему в молитвах будем помнить его святой пример. Святителю отче Василие, моли Бога о нас!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.