Стефан Кристалевский родился в 1704 году,в день Рождества Христова (25 декабря/ 7 января), в Малороссии.
Детские годы Стефана прошли в местечке Березань.
В 1727 году закончил Киевскую академию и поступил послушником в Золотоношский ( Красногорский) монастырь. В этом монастыре 23 апреля 1730 года принял монашеский постриг с именем Софроний в честь святителя Софрония, патриарха Иерусалимского. Через два года его рукоположили в сан иеродиакона, потом иеромонаха и назначили на должность казначея монастыря. В дальнейшем был переведен в Александро-Невский монастырь в Петербурге. Два года он служил казначеем монастыря, а затем был назначен на должность настоятеля.
23 февраля 1753 года императрица Елизавета Петровна предложила Святейшему Синоду возглавить Иркутскую кафедру наместнику Александро-Невского монастыря Софронию, как «лицо, не только достойное епископского сана, но и вполне могущее оправдать желание … – подъять бремя епископского служения на далекой окраине и удовлетворить нужды паствы в суровой стране, среди дикой природы и произвола людского».
18 апреля 1753 года иеромонах Софроний был посвящен во епископа Иркутского и Нерчинского.
20 марта 1754 года святитель прибыл в Иркутск со своим другом и помощником иеромонахом Синесием и другими монахами. В монастырях епархии святитель старался назначать своих проверенных иеромонахов, которые прибыли вместе с ним из Малороссии. Например, иеромонах Гурий (Пикторович), родом из Малороссии города
Сосницы назначен в Якутский Спасский монастырь.
Также в 1754 году строителем Киренского Свято-Троицкого монастыря определил иеромонаха Вениамина (Юзифовича), родом из Малороссии, местечка Березна. В Посольский монастырь направлен приехавший с ним иеромонах Гервасий (Леонтович).
Святитель назначал настоятелями монастырей людей благочестивых, мудрых, деятельных, с большим жизненным и духовным опытом. В 1754 году преосвященный Софроний возвёл своего друга и сподвижника иеромонаха Синесия в архимандрита Вознесенского монастыря, где он подвизался тридцать три года до своей блаженной кончины.
При архимандрите Синесии было завершено строительство главного
Собора Вознесения Господня, закладка которого состоялась в 1749 г., а
в 1767 г. был освящен епископом Софронием.
Для ознакомления дел в епархии епископ Софроний предпринимал продолжительные и трудные путешествия по обширной территории, посетив Нерчинск, Киренск, Якутск и другие отдаленные места. Целые месяцы, не жалея себя, проводил он в пути, зачастую передвигаясь по непроходимым таежным тропам, верхом на лошади.
Летом 1754 года посетил Киренский Свято-Троицкий монастырь.Зимой 1756 он уже за Байкалом, летом снова в Киренске и Якутске, в 1758 в Нерчинском округе, Чите, опять в Якутской области.
Также святитель заботился об образовании детей духовенства.В сентябре 1754 года святитель распорядился обучать Часослову, Псалтири, пению и букварю, причем учение «должно было идти со всяким прилежанием и крайним рачением, дабы дети могли пономарскую и дьячковскую обязанность исполнять по достоинствам своим».
Святитель строго следил, чтобы в храмах совершалосьуставное богослужение, с благоговением и почтительством.
Святитель Софроний понимал, что ему придется приводить к вере местные народы, которые являлись идолопоклонниками.
Для этой цели святитель устраивал бытэтих народов, способствовал развитию их культуры, и всячески старался просветить светом христианской веры.
Святитель Софроний заботился об обустройстве многих церквей, сохранил большинство монастырей епархии после секуляризационной реформы 1764 г.
После реформы 1764 г. Екатериной II о секуляризации монастырских земель значительно изменилась жизнь монашества,т.к. нанесла монастырям серьезный экономический урон. Многие монастыри прекратили свое существование. Иркутский Знаменскийженский монастырь оказался на грани закрытия и выстоял благодаря поддержке епископа Софрония и Священного Синода.
Сам святитель вел подвижническую жизнь. О его жизни сохранилось свидетельство келейника святителя Софрония, который пишет, что святитель «пищу употреблял самую простую и в малом количестве, служил весьма часто, большую часть ночи проводил в молитве, спал на полу, овечий ли мех, оленья или медвежья кожа и малая простая подушка – вот и вся его постель для непродолжительного сна».
Святитель Софроний, епископ Иркутский и всея Сибири, преставился к Богу 30 марта 1771 года, на второй день Святой Пасхи. В ожидании решения Святейшего Синода о погребении, шесть месяцев его тело оставалось не преданным земле и оставалось нетленным.Благодаря данному обстоятельству, а также зная подвижническую жизнь святителя Софрония, весь православный народ стал уже почитать его как святого угодника Божия. Много раз (в 1833, 1854, 1870, 1909 гг.) его мощи освидетельствовались как нетленные и являлись источником исцелений.
В пожаре 18 апреля 1917 года в Богоявленском соборе Иркутска сгорела гробница святителя, оставил только кости святителя, но пожар не уничтожил, а, лишь, увеличил благоговейное почитание святителя верующим народом.
В акафисте святителю есть такие строки: «Спасти хотя град свой от кровопролитныя брани, миротворный отче, явился еси прославляющемуся тясопрестольнику твоему архипастырю Иоанну: «Мужайся»реклеси ему. Таже и прежде явлейся, показуя гроб свой и глаголя: «гроб сей ветхий, нетребен ми еси», еже знаменовасамоприношение в умилостивительную жертву о граде».
Здесь можно видеть, что и после отшествия святителя из земной жизни телом, духом же пребывает всегда с родной вверенной ему паствой, глубоко сопережевая все негативные проявления в жизни своей епархии.
Святителю отче наш Софроние моли Бога о нас!
Радуйся, Софроние, горящий к Богу огнем любвенеугасимыя!
иерей Александр Карнопольцев
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: